Урок в сенсорной комнате Школьная тревожность


Педагог – психолог МБОУ Башкирского лицея №1
Ахметкиреева Роза Римовна
Занятие в сенсорной комнате по теме:
«Школьная тревожность».
Цель: Снижение уровня школьной тревожности.
Задачи:
снятие напряжения, формирование навыков расслабления, саморегуляции;
повышение уверенности в себе и своих возможностях;
создание положительного эмоционального настроя.
Материально – техническое обеспечение: оборудование сенсорной комнаты (сухой бассейн, сухой душ, панно «Бесконечность», пучок фиброоптических волокон, качели, столик с песком, мягкие пуфы), аудиозаписи с релаксационной музыкой,  цветные колпаки.
Ход занятия
Вступительная часть:
Психолог: «Здравствуйте!» - это первое слово, которым люди встречают друг друга. Произнося его, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Здравствуй, друг!»
Игра-приветствие «Здравствуй, друг!»
Учащиеся объединяются в пары. На протяжении игры партнерам нужно смотреть друг – другу в глаза, мысленно желать друг другу здоровья и проговаривать слова:
Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись – ка мне –
А я тебе.
После этих слов игрокам можно улыбнуться друг другу, при желании обнять друг друга. Затем каждый игрок находит себе нового партнера, и действия в паре повторяются.
Основная часть:
Психолог: Ну, а сейчас мы с вами сядем в кружок, так чтобы всем было удобно (дети садятся в круг на палас). У меня есть такие замечательные цветные колпачки, как у гномиков. Я вам предлагаю заглянуть в себя и оценить с каким настроением вы пришли ко мне на занятие, а потом соотнести его с определенным цветом и выбрать такого же цвета колпачок, можете его надеть (обозначение цветов детям не говорим).
Значение цветов:
Красный – радость, вызывает активность, агрессию.
Желтый – веселое настроение, вызывает желание действовать.
Зеленый – спокойное настроение, выражает спокойствие уравновешенность.
Синий – спокойное настроение, выражает сентиментальность.
Фиолетовый – тревожное настроение, привлекает и отталкивает одновременно.
Черный – печальное настроение.
Белый – утомление ощущение, усталости.
Психолог: Какие замечательные гномики появились у нас. Ну, гномики, сейчас мы с вами надуем воздушные шарики. Но шарики будут у нас не простые, а волшебные: их сможете видеть только вы сами.
Упражнение «Воздушный шарик»
Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. А теперь покажите их друг другу.
Упражнение «Дыхание».
Рассказывается о значении ритмического дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
Психолог: ребята, вы уже у нас большие и совсем скоро перейдете в пятый класс. С каким настроем вы пойдете в старшую школу? Может у вас есть какие-то волнения, переживания? (учащиеся высказываются). Сводим ответы к четырем основным переживаниям, страхам которые стоят перед четвероклассниками. (общение с новыми учениками – более старшими, разные кабинеты, много новых учителей, оценки могут стать хуже). А сейчас я вам расскажу одну сказку, которую мы с вами потом обсудим, слушайте внимательно, сядьте поудобнее и закройте глаза, чтобы вы смогли все представить то, что я буду читать.
Упражнение "Страшилка"
Психолог читает учащимся сказку "Школьная Тревожность".
Школьная Тревожность
Это высокая худая дама в длинном темном платье. Пока Алевтина Юрьевна пишет на доске задание, дама незримо ходит по классу, где сидит 4 "А", и потирает тонкие руки. Сегодня у нее важный день. Через 10 минут ученики начнут писать самостоятельную работу, и, возможно, ей, Школьной Тревожности, удастся подчинить себе кого-нибудь из них. Для начала она намечает себе две жертвы: маленькую рыжую девочку Марусю и кудрявого мальчика Сеню, сидящих за одной партой.
Алевтина Юрьевна объявляет начало самостоятельной работы. Школьная Тревожность подсаживается к Марусе и начинает применять проверенный прием – пускает туман в голову. "Ты ничего не знаешь, ты все забыла", – шепчет дама, как заклинание. Маруся на мгновение замирает, будто прислушивается, но потом решительно мотает головой и шепчет: "Этого не может быть. Я готовилась к этой самостоятельной работе. Мы с папой вчера занимались два часа!". Сраженная последним аргументом, Школьная Тревожность немножко уменьшается в размерах и пересаживается от девочки к ее соседу.
Она меняет тактику и пускает в ход другой прием – устрашение. "Ты плохо напишешь эту работу и получишь двойку. Это будет ужасно! В среду учительница объявит результат, и ты поплетешься домой подавленный, несчастный..." – зловеще пугает она Сеню. "Так в среду у меня тренировка, и что бы там ни было, опаздывать я не собираюсь!" – решительно возражает мальчик. Больше всего на свете он любит занятия по каратэ. Сенька мысленно представляет себе красивый удар, который на прошлой неделе показывал им тренер.
Школьная Тревожность отлетает в противоположный конец класса, как будто этот воображаемый удар пришелся по ней. Из последних сил доползает она до парты, за которой сидит светленькая девочка в голубом платьице. "Посмотри, как качает головой Алевтина Юрьевна. Она глядит на тебя и думает, какая ты непонятливая и слабая ученица, надо оставить тебя на второй год", – хрипит Школьная Тревожность, уже начиная думать, что 4 "А" непобедим, но еще не отказываясь от последнего шанса на успех.
Девочка испуганно вскидывает глаза. Алевтина Юрьевна действительно крутит головой (ей немножко жмет воротничок). Девочка бледнеет. Школьная Тревожность понимает, что наконец – то нашла себе жертву. Звенит звонок с урока, но даже он не может спасти бедную девочку, потому что у нее нет своих методов борьбы со Школьной Тревожностью.
Обсуждение сказки-страшилки.
Психолог задает вопросы: "Как вы думаете, когда Школьная Тревожность одерживает победу над учеником? Каковы, на ваш взгляд, приемы борьбы со школьной тревожностью?" Дети высказываются по очереди. Важно подвести учащихся к пониманию того, что иногда наши мысли мешают нам. Потом все вместе придумывают хороший конец сказки.
Далее учащиеся распределяются по сенсорной комнате, включается релаксационная музыка. Психолог поочередно работает с детьми.
Сухой душ.
Психолог: «Встань под душ, закрой глаза. Сейчас на тебя упадет невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!»
Панно бесконечность.
Ребенок садится напротив панно и вглядывается в бесконечность. Затем дается задание: войти в другое измерение, в будущее и представить себя через 5, 10, 15, 20 лет и рассказать о том, каким он стал, чего добился, обсудить возможные причины данного положения и т.д.
Сухой бассейн.
Ребенок постепенно погружается в бассейн лежит на спине, на животе. Плескается в воде обеими руками, ногами, кроме головы.
Пучок фиброоптических волокон
Ребенку предлагается перебирать нити по одной, завершая фразу «Я самый (ая)…»
Качели
Ребенок устраивается на качелях, и психолог говорит «Ты - мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Твои ручки напряжены, твое тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Твое тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела...»
Столик с песком.
Психолог: положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, а затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий)
Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!»
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давай его погладим между ладонями.
Возьми в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз возьми его в кулачки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. Здравствуй, песок!
А теперь будем вместе рисовать. Психолог знакомит ребёнка с различными способами засыпки светового стола и способами песочного рисования: по песку, на песке.
Заключительная часть (рефлексия)
Дети сидят в кругу, и психолог переходит к обобщению занятия.
Психолог: Скажите, что вам на занятии понравилось больше всего? Что нового и интересного вы узнали? Что для вас было сложно? А теперь я вам снова предлагаю заглянуть в себя и оценить с каким настроением вы уйдете с моего занятия, а потом соотнести его с определенным цветом и выбрать такого же цвета колпачок, можете его надеть. Здесь говорим обозначение цветов.