Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира РО Занкова (1 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 109»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Директор ____________________________
учителей начальных классов
Протокол № _____ от _______________ _______________
(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 1 « Б » класса
на 2014 - 2015 учебный год
Учитель
Трещенко Елена Геннадьевна
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе требований ФГОС НОО и направлена на их реализацию.
Концепция (основная идея) программы: данная программа по окружающему миру отличается от традиционной за счёт расширения и углубления материала, традиционно входящего в начальное образование, за счёт включения в программу вопросов, обычно затрагивающихся на более поздних этапах обучения, за счёт вопросов и проблем, возникающих в процессе обучения по инициативе самих учеников или учителя.Обоснованность (актуальность, новизна, значимость): содержание курса разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения.
Цель – способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью, задачи – дать представление об окружающем мире как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать знания, умения и навыки, определяемые программой.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой предмет «Окружающий мир» изучается в 1 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов.
Содержание учебного предмета.
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (17 часов)
Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля (10 часов)
Человек и природа
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (8 часов)
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.
Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Современное человечество (18 часов)
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,
где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;
правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
3. Планируемые результаты
На первой ступени школьного обучения в  ходе освоения  окружающего мира обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных , метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
_ положительное отношение к школе и учебной деятельности;
_ представление о причинах успеха в учебе;
_ интерес к учебному материалу;
_ этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
_ знание основных моральных норм поведения;
_ осознание своей семейной идентичности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
_ первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
_ представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
_ представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
_ понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
_проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
_ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
_ первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями,товарищами;
_ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
_ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
_ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
_ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
_ анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
_ осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
_ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
_ устанавливать причинно_следственные связи в изучаемом круге явлений;
_ обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
_ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
_ воспринимать смысл познавательного текста;
_ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая _ неживая, животные _ растения и т.д.);
_ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать участие в работе парами и группами;
_ допускать существование различных точек зрения;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ принимать другое мнение и позицию;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ строить понятные для партнера высказывания;
_ задавать вопросы;
_ адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
_ различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
_ различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
_ сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
_ различать и называть основные части растений;
_ узнавать растения _ деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
_ использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ соблюдать правила экологического поведения в школе и вбыту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусо_ра) и природной среде;
_ описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество
Обучающийся научится:
_ узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
_ различать прошлое, настоящее и будущее;
_ определять родственные связи в семье;
_ соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
_ использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
_ находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России ,Москву, свой регион и его главный город.
4. Календарно-тематическое планирование уроков окружающий мир
Сроки №
уроков
Тема урока Планируемые результаты
Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока Примечания
Освоение предметных знаний УУД
(личностные и метапредметные результаты) 1 четверть
Природа, общество, труд. 7 часов.
1 Экскурсия по школе. Школа Ознакомиться с нормами поведения в школе в общественных местах. Осознание окружающей действительности, нового школьного окружения.
Знать правила поведения в школе, общения с одноклассниками, учителями.
Учиться использовать в речи правила вежливости. Сравнивать объекты, анализировать, делать выводы. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (находить класс, своё место в классе) Познакомиться с правилами поведения в школе. Различать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе.Моделирование различных ситуаций. 2 Где мы живём Осознание детьми того окружающего мира, в котором они живут: город, село, округа; осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Осознание окружающей действительности, нового школьного окружения.
Формировать интерес к учебному материалу. Учиться использовать в речи правила вежливости.
Понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Понимать знаки и символы Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков сдействительностью.
Знакомство с правилами дорожного движения
Моделирование ситуации, представление своих ощущений (игра –инсценировка «Я в городе», «Я в деревне») 3 Экскурсия Что нас окружает. Труд людей Понимать значение труда в жизни человека. Знать профессии родителей. Осознавать взаимозависимость людей разных профессий. Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Знакомство с разными профессиями людей.
Участие в игре «Угадай профессию» 4 Природа и её изменчивость Называть и описывать объекты
природы. Сравнивать объекты
природы на основе внешнихпризнаков.  Наблюдать за осенними изменениями в природе. С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, времени суток и временах года
по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Ггрупповая работа Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. Описание иллюстрации в учебнике
Сравнение рисунков. Обсуждение результатов наблюдений. Участие в групповой работе с природным материалом 5 Природа – первый «учебник» человека Расширять представления учащихся об окружающем мире через осознание того, что человек всегда учится у природы Умение договариваться, находить общее решение
Групповая работа Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Выделение признаков объектов. Обсуждение пословиц.Ориентирование в пространстве.Отгадывание загадок. 6 Экскурсия в природу. Природа осенью. Растения и животные Знать компоненты окружающего мира. Уметь приводить примеры представителей живой природы, различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства, группировать объекты живой и неживой природы  по отличительным признакам Анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы. Принимать и сохранять учебную задачу. Использовать в общении правила вежливости Соблюдение правил поведения на дороге и улице.
Обсуждение вопроса об осенних изменениях в природе.Работа со схемой «безопасное движение по дороге в школу» Природа 17 часов.
7 Вселенная, или космос Иметь представление о значении Солнца для жизни на Земле. Знать понятия «звезды», «планеты», «спутники», характеризовать особенности  звезд и планет на примере Солнца и Земли
Воспринимать относительность величины предмета в зависимости расстояния Способность радоваться успехам одноклассников. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. Работа с рисунками.
Формулирование выводов из наблюдений. Сопоставление научных сведений с результатами наблюдений
Группировка объектов природы.Составление макета Вселенной. 8 Земля как планета Иметь представление о месте Земли в Солнечной системе. Знать причины смены дня и ночи, сравнивать и различать день и ночь, времена года Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.
Принимать участие в работе группы.
Осуществлять поиск нужной информации., понимать знаки, символы, модели, устанавливать причинно- следственные связи. Адекватно воспринимать оценку своей работы. Проведение несложных наблюдений.
Использование модели (глобус) для описания явления. Анализ картины
Формулирование предварительного вывода об условиях ,необходимых для жизни на Земле.
Установление связи между объектами природы и явлениями природы .9 Значение воды на Земле Иметь представление о воде, ее свойствах и значении для человека, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды, характеризовать свойства воды Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Характеристика свойств воды. Проведение опытов.
Формулирование выводов на основе наблюдений.
Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно выделенным признакам. 10 Значение воздуха на Земле Иметь представление о воздухе, его свойствах и значении для человека, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха, измерять температуру воздуха с помощью термометра, характеризовать свойства воздуха. Уметь делать выводы на основе результатов опыта. Находить нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков.
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Принимать учебную задачу.
Установка на здоровый образ жизни Проведение несложных опытов, которые доказывают, что воздух есть везде.
Формулирование выводов на основе наблюдений.
Высказывание своей точки зрения. Знакомство с правилами здорового образа жизни. Определение значения объектов окружающего мира (значение воздуха с опорой на рисунки.) 11 Разнообразие природы Формировать представление о
разнообразии и красоте природы
России, о зависимости 
природного мира от местоположения на территории России. Уметь описывать животных и растения местности, опираясь на свой опыт, рисунок, иллюстрации Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
Осуществлять поиск необходимой информации. Анализировать изучаемые объекты, устанавливать причинно- следственные связи. Работа с глобусом и картой.
Соотнесение рисунка с картой. Работа с дидактическими материалами (карточками) Нахождение иллюстраций по заданию учителя 12 Экскурсия. Природа родного края Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя. Иметь представление о взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных и
временами года. Ознакомиться с
особенностями природы родного края.
Проводить сравнение, классификацию объектов. Принимать и сохранять учебную задачу.
Допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию. Анализ картин художников.
Наблюдение за погодой.
Наблюдение за растениями.
Сравнение объектов живой и неживой природы.
Установление причинно- следственных связей.
Выслушивание собственных суждений учащихся, формулировка выводов.
Игра «летает – не летает» 13 Неживая и живая природа Различать объекты живой и
неживой природы, выделять
признаки, присущие объектам
живой природы. Формировать
умение приводить доказательства различий живой и неживой
природы, используя результаты
опытов, наблюдений Положительное отношение к познавательной деятельности.
Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять поиск информации. Понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике. Проводить сравнение, классификацию объектов.
Сравнение, различение природных объектов и изделий.Описание изученных объектов и явлений.
Выделение их существенных признаков. Доказательство наличия признака у объекта (дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание).Осуществление классификации.Проведение наблюдений и опытов. 14 Живая природа Различать объекты живой природы: растения и животных.
Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы Оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий. Анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков
работа в группе Наблюдение за птицами, млекопитающими.
Группировка объектов живой природы по самостоятельно выделенным признакам.
Установка связей особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Объяснение необходимости бережного отношения к природе. 15 Царства живой природы Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (деление на растения, животные, грибы, бактерии).  Приводить примеры различных царств живой природы по заданию учителя с опорой на схему, рисунок Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, осуществлять поиск необходимой информации,
Понимать знаки, символы, модели, схемы.
Анализировать объекты, осуществлять синтез умение устанавливать причинно-следственные связи.
Работа в группе с дидактическим материалом с целью самостоятельно разделить объекты природы на группы.Самостоятельное выделение признаков. Оценка работы одноклассников. Составление схемы.
Извлечение из учебника необходимой информации о растениях и животных своего края. 16 Растения. Строение растений. П.р. Формировать понятия «растение», «существенный признак».
Определять части растения (корень, стебель, лист, цветок,плод, семена). Описывать и сравнивать растения. Приводить 2–3 примера различных видов растений.
Интерес к учебному материалу.
Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить свой ответ. Анализ объектов, установление причинно-следственных связей Работа с гербарием: описание растения и его частей.
Сравнение и выявление общего между растениями.
различение существенных признаков от несущественных.
Самостоятельное извлечение информации из рисунка.
Нахождение частей целого.
Обсуждение значений частей для растения. 17 Разнообразие растений по внешней форме Различать растения – деревья,
кустарники, травы. Приводить
примеры.  Выделять существенные признаки растения
Способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задаче.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости) Установление простейших причинно-следственных связей 18 Зависимость растений от природных условий. Растения и человек Устанавливать причинно-следственные связи. Приводить примеры взаимосвязи внешнего вида растений с природными условиями. Устанавливать связи
между человеком и растением,
использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе Договариваться, приходить к общему решению Проведение классификации природных объектов,
Проведение аналогий между собственным опытом и изучаемым материалом Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости).Установление простейших причинно-следственных связей 19 Животные Ознакомиться с группами
животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Формировать понятие «животное». Описывать и сравнивать животных. Приводить примеры различных видов животных.  Выделять существенные признаки животного какой-либо группы животных
Положительное отношение к познавательной деятельности.
Осуществлять поиск нужной информации. Анализировать объекты с выделением их отличительных признаков. Договариваться, приходить к общему решению Характеристика условий, необходимых для жизни растений. Сравнение и различение разнообразных групп растений, характеристика их роли в жизни человека 20 Разнообразие растений и животных Ознакомиться с разнообразными средами жизни. Различать
объекты по названным признакам. Приводить примеры представителей животного мира
Способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задаче.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Самостоятельная классификация животных на группы. Различение существенных и несущественных признаков животных.Диалог, обмен мнениями. Работа в группе.
Использование дополнительных источников информации. 21 Природа и человек Формировать умения анализировать рисунок и составлять связное высказывание по его содержанию. Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком.  Представлять зависимость жизни людей от состояния природы. Накапливать знания о правилах экологического поведения в природной среде. Иметь представление о назначении Красной книги. Описывать наблюдаемые объекты Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
Осуществлять поиск нужной информации.Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. Сравнение животных и растений между собой по рисунку учебника.
Выделение групп растений и животных, которых можно встретить в своей местности.
Использование краеведческого материала.
Участие в игре «Кто где живёт 22 Земная поверхность Иметь представление о географической карте, читать карту и правильно показывать объекты на ней. Сравнивать глобус и карту мира. Интерес к учебному материалу.
Понимать и сохранять учебную задачу.
П.анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно- следственные связи. Работа с рисунками учебника.
Опыт. Изучение состава почвы. Ознакомление с полезными ископаемыми. Установление причинно- следственных связей.
Разгадывание загадок. 23 Красота природы. Труд людей. Проверочная работа. Оценивать результат приобретенных умений и знаний Принятие ценности природного мира.
Умение поиска и выделения нужной информации.Оценивать результат приобретенных умений и знаний. Составление рассказа по рисунку. Сравнение предметов старины с современными. Объяснение происходящих изменений с орудиями труда. Обсуждение пословиц и поговорок.
Установление причинно- следственных связей. Планета Земля. 10 часов.
24 Модели и изображения Земли. Глобус и карты ПРСравнивать глобус и карту мира.
Узнавать материки, называть океаны, моря.
Показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы.
Находить заданный объект на карте полушарий, на карте России, на карте области или края.Сравнивать географические объекты Положительное отношение к учебной деятельности. Принимать и сохранять учебную задачу. анализировать изучаемые объекты, осуществлять поиск нужной информации. Работа с глобусом,
физической картой.
Сравнение модели с натуральным предметом по размерам и форме.
Ознакомление с названиями и местом расположения океанов, материков.
Чтение знакомых условных обозначений.Нахождение и определение научных географических объектов.. 25 Азбука географии. ПРРабота с глобусом, физической картой. Показывание на глобусе и карте материков и океанов.
Нахождение и определение знакомых географический объектов на физической карте с помощью условных знаков.
Знакомство с новыми географическими понятиями Положительное отношение к учебной деятельности. Принимать и сохранять учебную задачу Понимать знаки, символы, модели, анализировать изучаемые объекты. Работа с глобусом, физической картой.
Нахождение на глобусе и карте материков и океанов. Нахождение и определение знакомых географических объектов на физической карте с помощью условных знаков.
Восприятие задания в тексте, ответы на вопросы. 26 Тепловые пояса Земли Оценивать результат приобретённых умений и знаний. Различать и определять месторасположение на глобусе.
Понимать неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности.
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Участие в игре «Путешествие по 30тепловым поясам».
Работа с глобусом.
Нахождение и показ знакомых географических объектов. Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях.
Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края. 27 Облик Земли постоянно меняется Понимать, что на Земле постоянно происходят изменения. Приводить примеры происходящих изменений в природе. Находить нужную информацию
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Получение представлений об этапах развития истории нашей земли по информации из текста и иллюстраций учебника. Определение по контурам географических объектов Различение прошлого, настоящего, будущего.Сравнение природы далёкого прошлого с природой современного периода.Участие в обсуждении проблем. 28 Разнообразие природы Земли. Оценка знаний. Нахождение и показ знакомых
географических объектов.
Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях.
Различать изученные объекты по названным признакам. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Участие в игре «Путешествие по тепловым поясам».Работа с глобусом. Нахождение и показ знакомых
географических объектов.
Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях.
Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края. 29 История одной местности. Проверь себя. Нахождение и показ знакомых
географических объектов.
Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях.
Различать изученные объекты по названным признакам. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Нахождение и показ знакомых
географических объектов.
Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях.
Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края. 30 Проверочная работа по теме «Планета Земля» Оценивать результат приобретенных умений и знаний Различать изученные объекты по названным признакам. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Определение по контурам географических объектов Различение прошлого, настоящего, будущего.Сравнение природы далёкого прошлого с природой современного периода. 31 Ориентирование в пространстве и времени Запоминать слова, обозначающие направление (вверх, вниз и т. Д.).Ориентироваться в пространстве относительно себя и предметов. Определять время на часах (целый час) Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
Осуществлять поиск нужной информации.Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. Работа с глобусом, физической картой.
Нахождение на глобусе и карте материков и океанов. Нахождение и определение знакомых географических объектов на физической карте с помощью условных знаков.
Восприятие задания в тексте, ответы на вопросы. 32 Как открывали новые земли. Плавание ГаннонаИспользовать текст для поиска необходимой информации. Слушать и формулировать ответ на заданный вопрос. Строить собственные высказывания. Различать достоверные факты и вымысел различных информационных источникахУмение договориться, находить общее решение проблемы. Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности. Участие в игре «Путешествие по континентам».
Работа с глобусом и картой.
Составлять небольшое монологическое высказывание. 33 Появление и развитие жизни на Земле Ориентироваться во времени: прошлое, настоящее,
будущее.Ознакомиться с изменениями происходившими в природе Земли. Демонстрировать знание условий, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух). Представлять и описывать древних животных по рисункам Проявлять интерес к учебному материалу. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Проводить сравнение, классификацию объектов Условия. необходимые для развития жизни на Земле. Понятие «земноводные» различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки 34 Древние растения и животные. Выявлять сходства и различия древних и современных животных по рисунку. Развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. Устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменениями природных условий. Приводить 2-3 примера древних животных Развитие готовности к сотрудничеству
Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать.
Умение договориться, находить общее решение проблемы Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости).Установление простейших причинно-следственных связей. Использовать иллюстративный определитель растений и животных. находить пары: современные животные- древние животные. Современные. растения - древние. 35 Современные растения и животные Выявлять сходства и различия древних и современных животных по рисунку. Развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. Устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменениями природных условий. Приводить 2-3 примера древних животных Осуществлять анализ объекта, проводить сравнения, использовать рисуночные варианты записи. Умение слушать, получать необходимые сведения. Волевая саморегуляция.
Воспринимать различные точки зрения Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости).Установление простейших причинно-следственных связей. использовать иллюстративный определитель растений и животных. находить пары: современные животные- древние животные. Современные. растения - древние. 36 Древняя и современная природа Земли Развивать наблюдательность и умение сравнивать объекты природы. Подводить объекты природы под понятия  Формирование мотива деятельности. Умение осознанно строить высказывания. Умение слушать, получать необходимые сведения. Волеваясаморегуляция.
Понимать информацию в знаково-символической форме, кодировать информацию, строить модели.
Сравнивать диких и современных растений и животных. Составление рассказа по рисунку.
Сравнение предметов старины с современными. Объяснение произошедших изменений 37 Растительноядные и хищные животные Формулировать выводы на основе иллюстраций учебника. Различать животных по типу питания. Приводить примеры хищных и растительноядных животных. Развитие готовности к сотрудничеству
Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать.
Умение договориться, находить общее решение проблемы Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости).Установление простейших причинно-следственных связей. Группировка объектов живой природы по самостоятельно выделенным признакам 38 Растительноядный предок человека Иметь представление о жизни растительноядного предка человека. Сравнивать древнего предка человека с человекоподобными обезьянами Проявлять положительное отношение к учебной деятельности
Принимать и сохранять учебную задачу. Принимать участие в работе парами и группами.
Осуществлять анализ объекта Общее представление о предках человека. Различать прошлое, настоящее Оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. Работа в группе с дидактическим материалом с целью самостоятельно разделить объекты на группы. 39 Становление человека. Предки человека. Человек – охотник и кочевник Анализировать совершенствование орудий труда. Различать понятия «орудие» и «оружие. Слушать и формулировать ответы на поставленные вопросы. Участвовать в обсуждениях. Понимать зависимость образа жизни человека от природных условий, постоянно го стремления человека улучшить условия своей жизни Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Осуществлять анализ, сравнение объектов
Проявлять интерес к учебному предмету Устанавливать связи между климатическими условиями и образом жизни древних людей. Оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 40 Человек прямоходящий. Орудия труда. Родовой строй Анализировать образ жизни предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности, видов деятельности). Соотносить древние орудия труда с современнымиРазвитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Кодировать информацию в знаково-символической форме, осуществлять анализ объектов. Устанавливать связи между климатическими условиями и образом жизни древних людей. Оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков 41 Жизнь родом и племенем Получить общее представление о родовом строе. Развивать наблюдательность. Извлекать информацию из различных источников знаний. Иметь представление о зарождении разных видов искусства.
Ознакомиться на практическом уровне с понятиями «дикое животное», «домашнее животное» Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Контроль результата деятельности
Проявлять интерес к учебному материалу. Составление последовательности действий
Принимать участие в групповой работе Сравнивать рисунки. Обсуждать результаты наблюдений. Сравнивать предков человека на разных этапах его развития. Формулирование выводов на основе наблюдений. Высказывание своей точки зрения. 42 Начало оседлой жизни. Одомашнивание животных и растений Установить соотношения «домашние животные и их дикие предки» с опорой на рисунок. Ориентирование в учебнике. Распределять животных на группы. Ознакомиться с профессиями,  связанными с сельским хозяйством. Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу. Сравнивать рисунки. Обсуждать результаты наблюдений.. Выделять признаки домашних животных и их поводки.
Работать в группе. 43 Земля рассказывает о себе. Обобщение представлений об этапах развития жизни на Земле, в том числе человека Самостоятельно работать с заданиями в учебнике. Устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека. Соотносить предметы с историческими этапами Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Ггрупповая работа Условия. необходимые для развития жизни на Земле. Понятие «земноводные» различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки 44 Обобщающий урок. Мы -часть окружающего мира. Пр. работа Оценивать и воспринимать результат своей работы. Знать основные правила обращения с домашними животными. Доказывать свою точку зрения; приводить доводы.Формировать понимание, что человек – часть окружающего мира, зависит от природы, и от окружающих людей, что он – член семьи, гражданин России и человеческого общества в целом. Делать вывод о правах и обязанностях ребёнка в семье. Умение договариваться, находить общее решение
Групповая работа Устанавливать связь прошлого с настоящим. 45 Семья. Родословная Ознакомиться с семьями одноклассников, с их традициями
Соотносить информацию на рисунке с картой. Понимать существований как различий, так и общего в образе жизни современных людей Проявлять положительное отношение к учебной деятельности
Принимать и сохранять учебную задачу. Принимать участие в работе парами и группами.
Осуществлять анализ объекта Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Составлять небольшое монологическое высказывание. 46 Продолжение разговора о семье. Мы – разные по возрасту и внешнему виду Получить представление о родословной. Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе. Использовать правила поведения в общественных местах и на улице Развитие готовности к сотрудничеству
Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать.
Умение договориться, находить общее решение проблемы Объяснять смысл слов: родственник, родитель, родословная. Извлекать необходимую информацию из изученного материала 47 Особенности жизни людей в разных природных условиях Установление взаимосвязи между природными условиями и образом жизни человека, его занятиями.
Использование краеведческого материала. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Осуществлять анализ, сравнение объектов
Проявлять интерес к учебному предмету Анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества 48 Люди живут в разных странах. ПРСоставлять небольшой рассказ о своей стране (о своём регионе). Находить на политической карте 3-5 государств мира. Иметь представление о границе России Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Кодировать информацию в знаково-символической форме, осуществлять анализ объектов. Извлекать необходимую информацию из изученного материала Умение работать с иллюстрацией, наблюдать, сравнивать. Знать понятия: раса, народ, национальность. 49 Обычаи разных народов Знакомство с одеждой, национальной кухней, народными промыслами, народным творчеством Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные. Составлять небольшое монологическое высказывание. 50 На Земле люди живут в разное время суток Определять время по часам (целый час). Получить представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент времени на Земле. Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Ггрупповая работа Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 51 Люди разных профессий Ознакомиться с разными профессиями. Оценивать черты характера человека, необходимые для разных профессий. Устанавливать связь деятельности человека и природы. Умение договариваться, находить общее решение
Групповая работа Извлекать необходимую информацию из изученного материала. Рассказ о профессии своих родителей. 52 Воздействие человека на окружающую среду Понимать взаимосвязь деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком Сравнение, упорядочивание объектов, моделирование, изменение объекта в соответствии с заданием
Осуществлять оценку работ и ответов одноклассников
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем;
рассказывать о мире с точки зрения эколога; 53 Экологическая безопасность. Развивать способность кпроведению простейших наблюдений за объектами природы (под руководством учителя). Устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой (без введения понятий). Знать времена года и их очевидные (внешние) признаки. Конструирование объекта, моделирование
Принимать и сохранять учебную задачу
Оценивать результат своих действий Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем;
рассказывать о мире с точки зрения эколога; 54 Российская Федерация-страна, в которой мы живём Определять на карте, глобусе местоположение Российской Федерации. Знать символы государства. Знать название региона, в котором живут учащиеся, и его главный город.
Знать правила поведения при прослушивании гимна
Сравнение на основе сопоставления, сериация по указанным основаниям. Работа в парах, группах
Принимать и сохранять учебную задачу. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона. Находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город 55 Транспорт и связь. Как связываются люди между собой на планете Ознакомиться с различными транспортными средствами. Знать телефоны экстренного вызова. Составление связного высказывания
Работа в группах
Анализ, синтез, восстановление объектов. Осуществлять пошаговый контроль действий под руководством учителя Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, 56 Богатство Российской Федерации Высказывать свои впечатления о России на основе анализа рисунков и собственных знаниях. Испытывать чувство гордости за свою великую Родину Конструирование объекта, моделировании,.принимать и сохранять учебную задачу
Оценивать результат своих действий Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, знакомиться с флагом, знать его историю;
выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения 57 Из истории Древней Руси. Как жили наши предки Извлекать информацию из рисунка. Составлять связанное высказывание. Ознакомиться с образом жизни древних славян, сравнивать его с современностью Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу. Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище;
составлять план рассказа на материале учебника 58 Жизнь современного человека Получить новые сведения о жизни современного человека Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Ггрупповая работа Извлекать необходимую информацию из изученного материала Определять родственные связи людей. Оценивать характер взаимоотношений людей в обществе 59 Законы современной жизни Знакомство с разными законами, которые регулируют жизнь людей в обществе Умение договариваться, находить общее решение
Групповая работа Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь
Готовить рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта 60 Можно ли выжить одному (диагностическая работа) Оценивать результат приобретенных умений и знаний Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ.
Осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей. Проводить классификацию объектов. Принимать участие в работе парами, группами. Иметь представление о границах собственного знания и « незнания». Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада 61 История родного края (экскурсия в краеведческий музейПолучить новые сведения об истории родного края. Следовать правилам поведения в общественных местах Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу Обобщать полученную информацию, готовить сообщение. 62 Итоговая контрольная работа Оценивать результат приобретенных умений и знаний Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Моделировать различные ситуации при решении задач. Анализ ситуаций, выделение и проверка информации, классификация объектов, восстановление объектов по их элементам Осуществлять запись выборочной информации 63 Анализ контрольной работы Оценивать результат приобретенных умений и знаний Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ.
Осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей. Проводить классификацию объектов. Принимать участие в работе парами, группами. Иметь представление о границах собственного знания и « незнания». Обобщать полученную информацию, готовить сообщение. 64-66 Резервные уроки 5. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
Дмитриева Н.Я, Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: методическое пояснение к курсу. – М.: Федеральный научно – методический центр им. Л. В. Занкова, 2010г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 1, 2 - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2013г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир». 1 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2013г.
Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова-авт. – сост. Г. А. Сафронова.- Волгоград: Учитель, 2009г.
Попик В.А. Окружающий мир 1кл.: Путешествие колобка [Электронный ресурс]. - Брянск: Медиаресурсы.. – (Методическая медиатека; Лучшее от лучших)