Разработка урока по окружающему миру на тему Перелетные птицы (1-4 кл.)


Технологическая карта урока окружающего мира
1.Дидактическое обоснование:
«Окружающий мир 1класс» (2 часть) Н.Ф.Виноградова УМК «Школа 21 века».
2.Тема урока: « Перелетные птицы».
3. Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с жизнью птиц весной, прилётом, гнездованием, изучением правил отношения к птичьим гнёздам; способствовать развитию коммуникативных навыков.
4.Тип урока: урок открытия нового знания
5.Планируемые результаты:
Предметные: научатся наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилётом, гнездованием).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с жизнью птиц весной: прилётом, гнездованием.
Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и  синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: самоопределение – осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения.6.Оборудовани:компьютер, интерактивная доска, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир 1 класс», рабочие тетради, презентация, задания, ( картинки птиц, весеннего дерева, кустарник и дерево)
7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная.
Этапы урока Учитель Ученики Универсальные учебные действия
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Актуализация и фиксирование изученных знаний Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна. Зовут меня …
- О каком времени года сегодня пойдет речь на уроке?
- Какие изменения в неживой природе происходят с приходом весны?
(весна).
Речь пойдет о весне.
Таяние снега;
Ледоход на реке;
Солнце греет сильнее;
Осадки в виде дождя;
День становится длиннее;
Небо ясное, голубое;
Первая весенняя гроза
Цветы растут, на деревьях распускаются листочки, птицы прилетают. Они строят гнезда.
Коммуникативные:
взаимодействие – вести устный диалог
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Перед вами картинки с птицами.
Нужно эти картинки распределить на 2 группы.
- Перечислите птиц 1 группы
- Перечислите птиц 2 группы
- По каким признакам вы распределили?
Т. к. у нас сейчас весна на дворе, то
как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
Назовите еще, какие виды перелетных птиц существуют?
Чтобы раскрыть эту тему, о чём должны вспомнить, что нового узнать о птицах?
.
Перелетные и зимующие
« Перелетные птицы»
Перечисляют виды перелетных птиц.
Знаем: Нужно узнать:
Виды некоторых птиц - Узнать какие ещё есть виды птиц;
- Наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилётом, гнездованием)
Вспомнить о правилах поведения в природе и о бережном отношении к птицам
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и темы урока
– Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас?
– Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?
– Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.


(Отсутствие пищи: насекомых и рыбы.)
Отгадайте загадку.
Всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
И зовется птица …. (грач)
– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. Грач ростом с ворону, но одет не в серые, а в сине-черные перья. Первое время по прилёте они отыскивают корм на размокших дорогах, а нередко уничтожает на полях и лугах мышей-полевок.И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи около жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.В это время становится очень шумно от крика птиц в парках и рощах. Между грачами бывают ссоры из-за удобного места для гнезда или веток для строительства. Но в основном грач – миролюбивая и общительная птица.
Грачей нельзя отнести к лучшим строителям. Они строят из сучьев и ветвей грубые гнезда.
Грачи уничтожают множество вредных насекомых. Но грачи приносят и вред. Они выкапывают и поедают посеянные в землю семена.
Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов.
Познавательные: предметные – знакомиться с жизнью птиц весной: прилётом, гнездованием.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)
Работа по группам:
Рассказ о скворцах
Подготовить выразительно чтение стихотворения
Повесить скворечник на дерево и поселить скворцов.
Рассказать о видах скворцов. Регулятивные: планирование, прогнозирование,
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Птицы взяты под защиту Закона. Запрещена ловля и отстрел всех мелких птиц. Нельзя собирать птичьи яйца, уничтожать птиц и разорять их гнезда. Особо редкие птицы занесены в Красную книгу. Для охотников установлены строгие сроки охоты, организованы специальные птичьи заповедники.

– А чем вы, ребята, можете помочь птицам?– Давайте составим памятку помощи птицам ПАМЯТКА

ПОМОЩЬ ПТИЦАМ
В голодное время подкармливай птиц, в засушливое – ставь поилки.Во время подкормки птиц не сори в парке, саду, лесу.
Кормушки для птиц нельзя раскрашивать в яркие цвета.
Используй для подкормки: семена дикорастущих трав, кусочки несоленого сала, крошки хлеба.
Корми птиц регулярно, в определенные часы, особенно зимой.
Следи, чтобы корм был всегда свежий и разный, чтобы снегом его не засыпало и ветер не сдувал.
Весной развесь птичьи домики. 5. Закрепление материала работа в парах: «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
– Соберите и объясните полученные пословицы:
На чужой стороне                 и орел – ворона.Человек без Родины –          что соловей без песни.О том кукушка и кукует,       что своего гнезда нет.Поет как соловей,               а кусает как гадюка.Прилетел кулик из аморья,  принес весну из неволья.Увидел грача –     весну встречай.Лучше синица в руке,       чем журавль в небе.Слово не воробей,      вылетит – не поймаешь.

Много писателей и поэтов любили наблюдать за повадками птиц, их поведением. На основе своих наблюдений они писали рассказы и стихи. Кто это вы сейчас сами назовете. Услыхал его Клест – Крестонос и говорит:
- У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. …
- Ничего вы не понимаете в носах!- прохрипел из болота Бекас- Долгонос
( ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ? В. Бианки)Я выглянул из-за дерева: по земле скакала сорока. Подскочила к мухомору, склонила черную голову набок и отломила кусочек. Отломила и проглотила. Отравилась, темная голова! Но сорока как ни в чем не бывало взлетела на елку и стала чистить перышки.
( «Сорока» Лесные сказки Николай Сладков)
Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую - проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
- Умница! - сказала моя жена и спросила меня: - А сколько он может съесть их? Десять может?
- Десять, - говорю, - может.
(«Журка» Михаил Пришвин)
Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло подсмеивалась над ней:
- Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем. Выходи лучше сама.
Дмитрий Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебедушкой и пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну и поймал его. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем еще настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его и привез и держу. И он тоже привык. Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает.
«Приемыш» Д. Мамин – Сибиряк
В Московском зоопарке две территории — старая и новая. Новая — через улицу от старой.
Я сначала даже не понимал, что за «территории» такие в зоопарке.
Пришёл я как-то раз уток смотреть, а мне говорят:
— Идите на новую территорию! Там интереснее. Вот она. Через улицу перейдите.
Я перешёл.
Оказывается, новая территория — это просто-напросто новое место.
На старом месте Московскому зоопарку тесно стало. Он и перескочил через улицу. Новые места занял. А улица бойкая. Тут и трамвай звонит, и автомобиль рявкает. Только не дома по сторонам тянутся, а длинный забор, из-за которого ничего не видать, а так — вроде деревянной решётки.
За решёткой — озеро.
А на озере и утки, и гуси, и бакланы, и нырки, и всякая водяная птица.
Е. Чарушин « Птичье озеро»
Регулятивные: отвечать на поставленный вопрос.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение;
Рефлексия учебной деятельности на уроке. III. Итог урока
– Дорогие ребята, вот и подошел к концу наш урок. Мне хотелось бы закончить его стихотворением К. Кулиева.
Не разоряйте птичьего гнезда,Так счастлива в своем жилище птица!Она в гнезде спокойнее тогда,Когда над рощей буря злится.Храните дерево от топора –Оно, высокое и вековое,Дает нам тень, когда стоит жара,Оно чарует все живое.Не разоряйте птичьего гнезда!Мне больше, чем другому, боль знакомаТого, чья песня глохнет в холода,Кто на земле живет без дома.
- Что мы знаем о птицах?
Я запомнил, что:
Меня удивило, что:
Я впервые узнал, что: Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование.
Оценка деятельности на уроке
Определите, на какое дерево вы посадите птицу.
Большое - мне всё удалось.
Маленькое - у меня были проблемы;
Личностные: самоопределение