Презентация творческой работы Изучение морфологии в начальной школе методом опережающего обучения


Управление образования администрации Навашинского района Нижегородской области Муниципальноебюджетное образовательное учреждение Роговская основная общеобразовательная школа Творческая работаТема: Изучение морфологии в начальной школе методом опережающего обучения. «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок , послушен, ловок и вместителен ». (А.И.Куприн) Основные цели: интенсивное развитие мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся; овладение знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы; формирование умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатствами родного языка в своей речевой практике Задачи: Провести анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, дидактической и методической литературы с целью определения теоретических основ изучения.Изучить состояние знаний учащихся 2-5 классов в исследуемой области родного языка; выявить основные недостатки и трудности в усвоении школьниками курса морфологии, связанные с нарушением реализации принципов преемственности и перспективности.Уточнить цели обучения морфологии во 2-4 классах; в соответствии с этим произвести отбор понятий, определить основные умения, разработать оптимальный вариант структуры курса, отвечающей цели изучения.Разработать программу изучения морфологии во 2-4 классах, выявить наиболее эффективные методические средства ее реализации, обеспечивающие соблюдение преемственных и перспективных связей на основе осуществления системного подхода к изучению грамматических понятий и введения в практику преподавания этого раздела элементов опережающего обучения.Экспериментально проверить эффективность разработанной методики. Метод опережающего обучения позволяет: Обеспечить преемственность между годами обучения. Так, в программе 1-го класса есть материал 2-го и даже 3-го. В программе 2-го активен материал 3-го. А материал 3-го класса основан на материале 5-го;Предоставить возможность детям, способным к раннему усвоению учебного материала, реализовать свою познавательную потребность ;Создать для менее способных или менее подготовленных детей реальные условия усваивать материал без спешки и напряжения, вводя его малыми дозами за гораздо более длительный период , чем отведено по программе. Функционально-семантический подход позволяет: Построить систему изучения морфологии с учетом возрастных психолингвистических закономерностей развития учащихся 2-4 классов;Обеспечить единый подход к изучению грамматических фактов языка на смежных этапах школьного обучения;Повысить эффективность усвоения этого раздела в начальной школе и обеспечить условия для интенсивного развития речемыслительных способностей учащихся. Системный подход предполагает: Полноценное усвоение учащимися научных понятий невозможно без понимания основной структуры того предмета, в которую эти понятия входят, без осознания основных взаимосвязей в нем;Усвоение ключевых, фундаментальных понятий делает весь изучаемый предмет более доступным. В связи с этим усвоение знаний, носящих общий, абстрактный характер, должно предшествовать знакомству учащихся с более частными, конкретными знаниями;Прочное усвоение отдельных частных фактов может быть обеспечено лишь в том случае, если эти факты соотнесены с общей структурой;Понятия не могут быть перенесены в голову ученика «в готовом виде», они должны усваиваться путем их выведения или построения. ВЕСЕЛАЯ МИНУТКА Особенности речевого развития: Ребенок овладеет знаком языка как совокупным семантическим и грамматическим единством;Первичным ядром, которое служит основой для формирования грамматических категорий, является значение;Ребенок относится к языку активно, конструктивно, он не оперирует готовыми формами слов и готовыми их комбинациями, а сам создает их на основе открываемой им системы «правил»;Сущность «правила» состоит в бессознательном выделении элемента языковой системы и установлении его функций в обозначении действительности;В основе формирования «правила» лежит процесс оценки семантической значимости данного языкового явления: ребенок обращает внимание лишь на те элементы, которые закономерным образом влияют на значение слова или предложения;Понимание грамматических явлений детьми основано на логике предметных отношений. При овладении грамматическим строем речи в деятельности ребенка доминируют образные, наглядные компоненты. Особенности интеллектуального развития: Мышление младшего школьника опирается на действие и образ;В младшем школьном возрасте на первый план выдвигается развитие интелекта.В центре интеллекта стоит переход от низших функций восприятия и памяти к высшим функциям произвольного внимания, логической памяти, отвлеченного мышления и научного воображения. Белка песенки поётДа орешки все грызёт,А орешки не простыеВсе скорлупки золотые. (А.С. Пушкин) Яблоко спелое, красное, сладкое,Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.Яблоко я пополам разломлю,Яблоко с другом своим разделю. (Я.Аким) Требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать по опережающему методу:Название и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).Учащиеся должны уметь:Распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных ; время и число глаголов; лицо и число местоимений);Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам; Учащиеся должны знать по программе «Школа России»: Изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их лексические и основные грамматические признаки. Учащиеся должны уметь: Приводить примеры существительных, прилагательных и глаголов. Узнавать в тексте и в группе слов части речи: имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы, предлоги; различать эти части речи между собой. Ставить вопросы к существительным, прилагательным и глаголам. Пользоваться падежными вопросами для определения падежной формы существительного. Составлять предложения с существительными, прилагательными и глаголами. В простых случаях правильно употреблять предлоги. Различать предлог и приставку. Определять форму числа. (единственное или множественное) у существительных, прилагательных и глаголов. * В простых случаях различать существительные, изменяющиеся и не изменяющиеся по числам.* В простых случаях согласовывать глаголы и прилагательные с именами существительными. Результативность Тема + + + + + + + + + + + + Контроль См.Р.(100%) Пр.Р.(84%) Тест (92%) К.Р.(100%) Тема Контроль См.Р. Пр.Р. Тест К.Р. Тема + + + Контроль См.Р.(95%) Пр.Р. Тест К.Р. Тема Контроль См.Р. Пр.Р. Тест К.Р. 80-100% 50-79% 30-49%