Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературному чтению 1 класс


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Дорогино
муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______Т.С. Темлянцева
Приказ №____________
от«__»___________2015г.
Рабочая программа
по предмету «Родной (русский) язык и литературное чтение»
на 2015-2016 учебный год
Класс: 1А
Учитель: Ахмадуллина Л.Р.
Количество часов:
Всего: 99 часов; в неделю: 3 часа
УМК «Перспектива»
Составитель: учитель начальных классов Ахмадуллина Луиза Рафаэловна
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературному чтению составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного и введенного в действие приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014г №253"Об утверждении федерального перечня учебников", образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ д.Дорогино, утвержденного приказом МОБУ СОШ д.Дорогино № 273-03ОД от 24.08.15г. учебного плана МОБУ СОШ д.Дорогино на 2015-2016 учебный год.
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Изучение родной литературы призвано формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы. Существенное место на уроках родной литературы занимает чтение в переводе на родной язык лучших образцов детской литературы других народов нашей страны, русской литературы.
Цель: Развивать фонематический слух, зрительное восприятие и пространственную ориентировку, навыки аудирования, говорения и связной
речи, моторику руки ребёнка, подготовить к чтению и письму. Цель выделяет следующие задачи.
Задачи:
Обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Членение речи на основные единицы (предложение, слова, слоги, звуки).
Формирование фонемной ориентировки в слове; определение количества, последовательности и качества звуков в слове.
Рисование, штриховка, обводка, печатание букв, письмо элементов букв.
Формирование навыков учебной деятельности (внимания, памяти, мышления).
Ведущим методом обучения является – слогофонемный. Обучение грамоте начинается с развития фонематического слуха детей, формирование Фонемной ориентировки в звуковой структуре слова, правильного обозначения звуков буквами и овладения процессом слогового чтения и постепенным переходом на чтение целыми словами.
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, Родной (русский) язык и литература даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем Родной (русский) язык и литературу как учебный предмет. В структуре курса можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. На уроках родного языка и литературы изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения первоклассников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, по, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На той основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета
В соответствии с образовательной программой начального общего образования и учебным планом МОБУ СОШ д. Дорогино объём учебного времени, отводимого на изучение родного (русского) языка и литературного чтения в неделю 3 часа, всего за год 105 часов. Из них в неделю 2 урока отводятся для изучения русского языка, а 1 урок для литературного чтения, 20% литературного чтения (7 уроков) отводится изучению регионального компонента.
Описание ценностных ориентиров
Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря».
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Содержание учебного предмета
Курс русского (родного) языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период (7 часов) является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления ею номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода (41 час) охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (5 часов)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение родного (русского) языка (13 часов) и литературного чтения (33 часа, в том числе 7 часов на изучение регионального компонента).
Систематический курс русского (родного) языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока Планируемые сроки проведения Фактические сроки проведения Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан Характеристика деятельности учащихся Примечания
1 1 неделя Великий, могучий и прекрасный русский язык – родной язык русского народа. Слушать текст.
Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения.
Наблюдать за предложениями в устной и письменной речи. Анализировать, устанавливать и высказываться, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.
Сравнивать и различать на практике предложение и группу слов, не составляющую предложение.
Наблюдать за словами в составе предложения и устанавливать: слова в предложении связаны по смыслу и по форме.
Строить высказывания (формулировать вывод) по результатам наблюдений.
Сравнивать группы слов и объяснять, какая группа слов составляет предложение, какая — не составляет.
Составлять предложения из данных слов (работать в группе): рассматривать рисунок, составлять свой вариант предложения, выслушивать и обсуждать варианты составленных предложений, оценивать результаты выполнения работы 2 Из чего состоит наша речь. 3 Л.Толстой. Кошка. 4 2 неделя Предметы и слова, обозначение их. Слова как название предметов. 5 Введение модели слова. Упражнения в составлении схем слов. 6 Л. Толстой. Кукла. 7 3 неделя Понятие о предложении. Связь слов в предложении по смыслу. 8 Упражнения в составлении схем предложений на примере башкирской сказки «Ленивая девочка». 9 Восклицательная и невосклицательная интонация. Предложение-просьба (совет, приказ). Наблюдать и устанавливать: предложение может содержать сообщение, вопрос, просьбу, совет, приказ.
Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься эти предложения.
Наблюдать и устанавливать, как (какими) знаками препинания на письме передается различная интонация.
Строить высказывание (формулировать вывод) о том, что могут содержать предложения и с какой интонацией они могут произноситься.
Устанавливать в процессе наблюдений, что содержание предложения, интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны.
Характеризовать особенности звучания (произнесения) согласных звуков.
Сравнивать звучание (произнесение) звонких и глухих согласных звуков и различать особенности их звучания (произнесения).
Анализировать звуко-буквенный состав звучащего слова: выделять в словах отдельные звуки (гласные, согласные, звонкие согласные, глухие согласные).
Записывать (выборочно) слова, которые начинаются или со звонкого согласного звука, или с глухого согласного звука.
Толковать (объяснять) значение слова через контекст его употребления и подбор синонимов 10 4 неделя Вопросительная интонация.
Предложение-вопрос. 11 Звуки и буквы. Звуковая модель слова. Характеристика звуков. 12 Е.Чарушин. Медведь. 13 5 неделя Упражнения в составлении звуковых схем слов. 14 Слог. Словообразующая роль гласных. 15 Л.Толстой. Галка. 16 6 неделя Упражнения в составлении слоговых схем слов. 17 Ударение. Ударный слог, особенности его произношения. 18 Л.Толстой. Старик и яблоня. Слушать слова и выделять ударные и безударные гласные звуки (слоги) в слове.
Устанавливать возможное количество ударных гласных звуков (слогов) в слове.
Наблюдать и устанавливать подвижность (изменение места) ударения в слове.
Объяснять формулировку: «Смысл слова может зависеть от ударения».
Наблюдать и объяснять, каково значение эмоционального ударения в слове (Страш-шно!Ура-а-а!).
Наблюдать за произношением и обозначением на письме ударных и безударных гласных звуков.
Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.
Объяснять, почему обозначение на письме безударных гласных можно проверять ударением.
Упражняться в проверке безударных гласных в слове (на примере слов стол — столы, козы — коза) 19 7 неделя Место ударения в слове. 20 Упражнения в определении ударения в слове на примере башкирской сказки «Как собака нашла себе хозяина». 21 Гласные звуки. Особенности гласных звуков.
Произнесение гласных звуков. 22 8 неделя Особенности произношения согласных звуков. 23 Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах Слушать звучащую речь и выделять в потоке речи отдельные слова.
Переводить слово звучащее в слово написанное.
Наблюдать и устанавливать, как изменение одного звука (одной буквы) в слове приводит к появлению нового слова с новым лексическим значением.
Объяснять употребление (выбор) эмоционально-окрашенных слов особенностями содержания и стиля текста.
Игры: « Буква заблудилась», «Замените одну букву», «Какое слово задумано?» 24 Е.Чарушин. Лиса. 25 9 неделя Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль. 26 Развитие речевого слуха детей. 27 А.Тихонов. Скворец. 28 10 неделя Обогащение словарного состава речи учащихся. 29 Упражнения для развития фонематического слуха. 30 А.Тихонов.Весна. 31 11 неделя Речь – важнейшее средство общения. Словарное богатство русского языка. 32 Слушаем, как звучат слова. «У страха глаза велики». 33 Л.Толстой. Катя и Маша. 34 12 неделя Игры Деда Буквоеда. Собираем слова. 35 Сказка о царевне Несмеяне (составление текста по вопросам учителя). 36 Сказка о клоуне. Игры на превращения слов. 37 13 неделя Звуковая культура речи. Башкирские народные загадки, скороговорки. 38 Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. 39 Играем в загадки. 40 14 неделя Игра – сказка «Пропавшие имена». 41 Лексическое значение слов. 42 Е.Чарушин.Слон. 43 15 неделя Составление диалогов. 44 Употребление различных слов приветствия в зависимости от адресата. 45 Я.Тайц. Надя и гуси. Называть предметы окружающего мира.
Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Объяснять, чем различаются предмет и слово, его называющее.
Чётко и правильно произносить скороговорки 46 16 неделя Упражнения в определении разных групп слов (предметы, признаки, действия). 47 Упражнения в определении групп слов на примере башкирской сказки «Сиротка Лиса». 48 Урок – обобщение. 49 17 неделя Упражнения в определении однокоренных слов. 50 Простейшие случаи образования слов: дом-домик, … 51 А.Тихонов. Горы. 52 18 неделя Образование слов при помощи приставок. 53 Слова-помощники. Предлоги. 54 С.Сахаров. Кит. 55 19 неделя Разные способы обозначения звука Й. 56 «Безработная буква», «Странное имя буквы» Анализировать звуко-буквенный состав слов со звуком [й’].
Характеризовать звук [й’] как звонкий согласный звук.
Делить слова со звуком [й’] на слоги.
Объяснять значение образных выражений, давать толкование слову в тексте 57 Я. Тайц. Всё здесь. 58 20 неделя Развитие речевого слуха детей. Сопоставлять синонимы и антонимы:
наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. Различать однокоренные слова.
Выделять в слове корень, приставку, суффикс.
Понимать и объяснять
значения суффиксов и приставок.
Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок.
Разбирать доступные слова по составу. 59 Обогащение словарного состава речи учащихся. 60 В.Осеева. Просто старушка. 61 21 неделя Несловесные средства общения. 62 Стихотворение. Рифма. 63 Я.Тайц. По пояс. 64 22 неделя Звукоподражание, ритм, настроение. 65 Урок-практикум Речевая этика. Культура общения. 66 Русские и башкирские национальные игры. 67 23 неделя Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. Сравнивать собственные буквы с предложенным образцом.
Анализировать поэлементный состав букв.
Сравнивать начертание заглавных и строчных букв.
Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и др.)
68 Систематизация знаний о работе согласных букв. 69 С.Редозубов. Зимой. 70 24 неделя «История со звуками». 71 “Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите). 72 Почему с тополей падает «снег»? (из энциклопедии). 73 25 неделя Обобщение способов письма и чтения. 74 Употребление гласных букв а,у,и,е после букв, обозначающих непарные по твердости-мягкости звуки. 75 Я.Тайц. Надя и куры. 76 26 неделя Выбор букв Ы-И после Ц. Употребление буквы Ы в конце слова. 77 Выбор букв О-Ё после шипящих. 78 А.Тихонов. Ворона, 79 27 неделя «Буква-скромница». 80 Приключения в стране “Имя существительное”. Классифицировать слова по вопросам
(кто? что? какой?... что делать?...)
Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
Распознавать имена собственные.
Различать слова мужского, женского
и среднего рода. Изменять слова по числам (один – много).
Отличать слова-местоимения от других слов.
Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги.
Отличать предлоги от приставок.
Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия). 81 “Имя существительное” на примере башкирских музыкальных инструментов. 82 28 неделя Один или много? 83 Приключения в стране “Имя прилагательное”. 84 Я.Тайц. По грибы. 85 29 неделя Дружба имени существительного с именем прилагательным. 86 Здравствуй, глагол! 87 В.Осеева. Три товарища. 88 30 неделя Списывание текста с заданием. 89 Работа над ошибками. 90 И.Шустова. Собака. 91 31 неделя Крылатые слова и выражения, происхождение слов. 92 Орфограмма большой буквы в именах собственных. 93 Н.Юрцевич. Муравейник. 94 32 неделя Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ОРО-ОЛО. 95 Сочетание ЧК, ЧН, НЧ, НЩ. 96 Н.Юрцевич. Камни. 97 33 неделя Диктант с грамматическим заданием. 98 Работа над ошибками. Башкирские народные пословицы и поговорки. 99 Обобщение способов письма и чтения. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
Чтение. Работа с текстом. О.Н.Крылова
2. Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http:// www.gramota.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info|about|193
3. Технические средства обучения.
Компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска.
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
________ Л.Р. Ахмадуллина
протокол №___
от «__»___________2015г. СОГЛАСОВАНА
Зам.директора по УВР
__________А.Х.Миннеханова
от «__»___________2015г.