Программа воспитания и социализации МБОУ Кыкерская СОШ на 2015-2016 уч.г


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кыкерская средняя общеобразовательная школа
Тунгокоченского района, Забайкальского края
«Рассмотрено»«Согласовано»«Утверждаю»
на заседании МОЗам. Директора по УВРДиректор МБОУ КСОШ_________ ______________________ ______________
Протокол №_____«____» 201 г.«____» 201 г.
От «____» 201 г.
Руководитель МО
_______ ______________
Программа воспитания и социализации
Составила: учитель истории МБОУ КСОШ,
Тунгокоченского района,
Коновалова Н.К.
Срок реализации программы – 1 год.
2015-2016 уч. год
Программа воспитания и социализации
МБОУ Кыкерской средней общеобразовательной школы
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Международной конвенцией  «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека»,   Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования,  Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года», Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7 – ФЗ (статьи71-74), Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Программа является продолжением воспитательной системы школы и составлена с учетом мониторинговых исследований все участников процесса: родителей, обучающихся и педагогов.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Программа воспитания и социализации  учащихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
       С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур,  Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны,  падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой, не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
       Программа воспитания и социализации призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся школы, позволит педагогам школы сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть в социальном пространстве школы, создать основы взаимодействия школы с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, средствами массовой информации.
     Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учеными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности.
      Успех социализации обучающегося будет зависеть, прежде всего, от того, насколько развиты нравственные качества и духовная культура личности.
Задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России. Базовые национальные ценности, составляющие основу программы: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Программа направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Основные направления воспитательной деятельности школы:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью  сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
формирование экологической культуры.
Программа должна обеспечить:
формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (на уровне села, района);
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города; формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде  употребления алкоголя и табакокурения;
осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся: воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
Программа воспитания и социализации ориентирована на:
-обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни, с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;- формирование экологической культуры.
Итак, условием для воспитания и социализации подростка является развитие общей культуры личности по перечисленным направлениям, которые реализуются не изолированно, а проникают одно в другое, пересекаются и дополняют друг друга.
Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации
Спортивно-
оздоровительное
Военно-
патриотическое


Художественно-
эстетическое

Научно-
познавательное

Проектная
деятельность
Общественно-
полезная деятельность

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимисяУровень
результатов

Вид
деятельности
Приобретение социальных знаний во взаимодействии с педагогом
(1 уровень) Приобретение опыта в коллективе (класс, группа)
(2 уровень) Получение опыта самостоятельной общественной деятельности
(взаимодействие с субъектами за пределами школы)
(3 уровень)
1.Военно-патриотическое Классные часы:
"Учил Суворов"( к 285-летию со дня рождения - 24 ноября), Дни воинской славы России, Урок ГТО, урок гражданствен-ности - классные руководители, учитель ОБЖ. 1.2 сентября - День Победы во ВМВ. 1.1 марта - 9 мая - участие во Всероссийской гражданско-патриотической акции "Красная гвоздика" - изготовление гвоздик, плакатов, поздравитель-ных открыток, встречи с детьми войны.
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.
Просмотр документального фильма, митинг- Пед.организатор.
2. Военно-патриотическая игра "Зарница" - февраль, директор КСОШ. 2.Научно-познавательное 1. I тур олимпиады школьников - ноябрь, Завуч школы.
2. Классные часы, беседы "Наука и жизнь" - в течении года, кл.рук. 3.Интеллектуаль-ные игры в рамках предметных недель- учителя предметники. В течении года. 1.Участие в международных и Всероссийских конкурсах и олимпиадах - Завуч школы.
2.НПК школьный уровень – 7 декабря. Ответственный 8 класс.
3.Районная НПК "Шаг в науку" - март, учителя-предметники.
Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка. 1.Парад естественно-научных дисциплин – 1-15 ноября.
2.Парад гуманитарных наук – 15 января – 4 февраля. 3.Общественно-полезная деятельность 1.Генеральные уборки классных помещений и пришкольной территории – в течение года, трудовой сектор Совет старшеклас-сников.
2.Классные часы "Спешите делать добро" - клас. рук. в течении года. 2.Выставка стенгазет «Терпение и труд все перетрут» - конец апреля-начало мая – учителя ИЗО. 1.Организация шефской помощи ветеранам и детям войны – 2 раза в четверть – вожатый.
2. День земли 22 апреля - 5 класс.
Цель: развитие трудовых навыков и умений.
 
1.КТД – «Береги книгу!» - 1-7 ноября, 22 марта-1 апреля – Библиотекарь. 4.Проектная деятельность 1.Урочные и внеурочные проекты - клас.руководи-тели, учителя-предметники. 2.Общешкольный конкурс проектов «Украшаем родную школу»:
-школьный коридор;
-вывеска; - декабрь –защита;
апрель-май – реализация.
3. Проект "Домик для птиц" - 25 марта, учителя НШ, родители. 1.НПК школьный уровень – 7 декабря. Ответственный 8 класс.
Цель: способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной среде. 1.Создание буклетов "Родная школа" - учителя КСОШ. 5.Художественно-эстетическое 1.Изготовление поделок, изделий ДПИ - учителя технологии.
2.Беседы "Красота во всем - делах, поступках, мыслях." – в течении года, клас.рук. 5. Новогодний калейдоскоп - 28, 29 декабря.
6.«Мистер 2016» - 23 февраля – 7 класс.
7. «Мисс 2016» - 8 марта, 9 класс.
8.Апрельские струны (прослушивание исполнителей, вокал) - учитель музыки, вожатый.
3.Выставка-продажа изделий ДПИ – май (учителя технологии).
4. «Радуга талантов» - выставка – июнь, учителя технологии.
Цель: формирование любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей учащихся.
1.Праздник урожая – 11 сентября.
2.Конкурс классных уголков - Совет старшеклассни-ков.
3.День Самоуправления, концерт «Учителями славится Россия» - педагог-организатор, кл.руководители.
4.Конкурс чтецов – «Живая классика» - школьный уровень – 25 ноября, районный уровень – март.
1.Издание и презентация школьного сборника стихотворений «Проба пера» - сентябрь-декабрь 2015. 12 декабря – 6, 9 класс.
2.Концерт закрытие года литературы – 12 декабря, педагог-организатор, учителя литературы.
6.Спортивно-оздоровительное 1. Олимпиада по физической культуре - октябрь, учитель физкультуры.
2.Использование физкультмину-ток на уроках - учителя-предметники.
3.Беседы "Быстрее, выше, сильнее" - классные руководители.
4.Круглый стол "Я выбираю ЖИЗНЬ!" - педагог организатор, учитель обществознания - 3 декабря.
5. Оформление классных уголков "Спортивные достижения класса" - 26 апреля-2 мая, классные руководители.
3.»Неделя спорта» -
Пн. – Единая зарядка.
Вт. – Веселые старты.
Ср. – Воллейбол.
Пт. – «Вопросы Олимпиады. История развития спорта».
Сб. – Линейка закрытия. – 2-8 октября.
4.День матери «Мама, папа,я – спортивная семья» - учитель физкультуры, ноябрь.
5. Соревнования «Шашки. Шахматы» - декабрь.
6.Соревнования - "Акробатика, гимнастика" - январь.
7. "Зимние забавы" - лыжи, коньки, игры - февраль.
8. "Русская народная игра - лапта" - апрель.
9. Горячие сердца Забайкалья» - 8 мая - 8 класс. 1.Районные спортивные соревнования по легкой атлетике – 22.09.
2.Спартакиада школьников.
2. «Президентские состязания».
Цель: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся, физическое совершенствование, пропаганда здорового образа жизни.
1.Общешколь-ные соревнования по футболу – 2-9 сентября.
2.День здоровья – 20 сентября.
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для  школьников, педагогов и родителей.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни  школьника.
  Системно-деятельностный подход.
Этот подход является определяющим для основной образовательной программы основного  общего образования.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития школьника.
Развивающий подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения подростка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы  учеником  как минимум в одной практической ситуации).
СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЙ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
 - формирование портфолио, благодарности, грамоты.
05.09, 07.09. - участие в трудовом десанте
-Создание "Лестницы успеха" - классный руководитель вкладывает в Портфолио каждого ученика класса диагностическую схему - "Лестницу успеха", которую ученик еженедельно заполняет новыми достижениями. Ступеньки лестницы могут быть цветными, черно-белыми, по желанию учащихся. Например,
10.09.1015г. - II место в легкоатлетической эстафете.
 
01.09.2015г. - Ведущая на празднике Знаний.

Учащиеся могут помещать в "Лестницу" фотографии, отзывы, впечатления и др. По итогам учебных четвертей и учебного года "Лестница успеха" поможет определить активность учащихся, их эмоциональный настрой, стремления, даст возможность корректировать воспитательные программы классных руководителей, а также совершенствовать систему поощрений.
Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях):Оценка эффективности работы:
Критерии Показатели Инструментарий
Уровень мотивации
школьников.
  Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение мероприятий.
Количество мероприятий.
Уровень познавательных мотивов.
Расширение социального партнерства: организация и проведение новых встреч. Статистический анализ.
Анкетирование.
Диагностика мотивационной сферы.
Отсутствие асоциального поведения.
Вовлеченность
школьников волимпиадное движение.
  Количество вовлеченных учащихся в олимпиадное движение.
Количество победителей олимпиад разного уровня.
Количество педагогов, подготовивших победителей. Протоколы олимпиад.
Статистические отчеты.
Анализ поступления выпускников школы в учебные заведения.
 
Вовлеченность
школьников в конкурсы.
  Количество вовлеченных учащихся в различные конкурсы. Количество победителей этих конкурсов.
Количество педагогов, подготовивших победителей. Статистический анализ
проведенных мероприятий.
 
Вовлеченность
школьников впроектную
деятельность.
  Количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность.
Количество краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных учебных проектов.
Количество выполненных учащимися междисциплинарных проектов. Отчеты педагогов –
руководителей проектов.
 
Произвольность в общении. . общительность;
. открытость;
. адекватное ситуации выражение эмоций;
. способность к поддержке другого. Экспертная оценка классных руководителей.
Самооценка школьников. 
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
                                         МОНИТОРИНГ
Методика «Патриотизм и как я его понимаю» - октябрь, апрель.
Методики А.Н.Капустиной и М.И.Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся). - сентябрь, май.
Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных ориентаций школьников - октябрь.
Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» - ноябрь.
Методика С.М. Петровой  «Пословицы» - октябрь.
Методика «Ситуация свободного выбора» - декабрь.
Метод ранжирования - декабрь.
Методика «Репка» - март.
Методика «Акт добровольцев» - апрель.
Методика «Пословицы о труде» - май.
Методика «Познавательные потребности» - декабрь.
Методика «Самооценка мотивов учебной деятельности» - сентябрь, март.
Опросник Джонсона (диагностика креативности) - ноябрь.
 Методика диагностики уровня творческой активности учащихся - ноябрь.
Педагогическое наблюдение - в течение года.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 
         Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся основного общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников.
Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого,  повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации обучающихся.
Права и обязанности родителей (законных представителей) определены в статьях 37,43 Конституции  РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».
Основные формы взаимодействия школы и семьи:
посещение семей - соц.педагог, кл.руководители - в течение года;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий - согласно календаря мероприятий;
изучение семейных традиций - в течение года;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин - в течение года;
совместные проекты - в течение года;
тематические общешкольные  родительские собрания - ноябрь "Совместная продуктивная деятельность учащихся, учителей и родителей", апрель "Духовно-нравственное воспитание – надежный фундамент здоровой семьи";
организация субботников по благоустройству школы, пришкольной территории - сентябрь, июнь;
организация и проведение совместных походов, экскурсий - в течение года;
индивидуальные консультации - по плану классных руководителей;
изучение мотивов и потребностей родителей (Методика Е. Н. Степановой для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении) - ноябрь ;организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами - май;
участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников - согласно календарю мероприятий;
участие в художественном оформлении классов, школы  к праздникам, мероприятиям - согласно календарю мероприятий.
 
Ученическое самоуправление
Ученическое самоуправление в школе осуществляется через Совет старшеклассников, деятельность которого регламентируется Уставом школы и Положением о Совете старшеклассников. Совет работает по плану, утвержденному директором школы. Положение, структура Совета и план работы прилагаются
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Ценностный потенциал:
1. Восприятие ценности семьи: осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность.
2. Восприятие ценности достоинства человека: преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными, потребность делать добро.
3. Уважение в своей Родине – России. Осознание ценности природы родного края, ее исторических памятников.
4. Участие в труде семьи, самообслуживании, других школьных делах.
5. Участие в школьном самоуправлении.
6. Тактичность.
7. Реализм.
8. Потребность общения с прекрасным.
Познавательный потенциал:
1. Знание своих психофизических особенностей.
2. Абстрактно-логическое мышление.
3. Стремление к познанию Истины.
Творческий потенциал:
1. Проявление активной позиции, соответствующей личностным интересам и элементарным навыкам поискового мышления.
2. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.
3. Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность.
Коммуникативный потенциал:
1. Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс.
2. Быть строгим к себе, а к окружающим снисходительным, обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки.
3. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях.
Здоровьесберегающий потенциал:
1.Осознанное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
2.Опрятность, соблюдение правил режима дня и рационального питания.
3.Участие в спортивно-массовых мероприятиях.