Тематический план занятий с детьми, пострадавшими от сексуального насилия


государственное бюджетное учреждение Воронежской области
«Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»
Тематический план занятий
с детьми младшего школьного возраста, пострадавшими от сексуального насилия и испытывающими чувство стыда
Составила: психологЗолотарева Т. Л.
Воронеж 2014
Тематический план занятий предназначен для работы с детьми 6-10 лет, пострадавшими от сексуального насилия и испытывающими чувство стыда.
Ребенок-жертва сексуального насилия испытывает затруднения в контактах с окружающими и в выражении собственных эмоций, кроме того, имеет сильно выраженное чувство стыда, стыдится произошедшего и самого себя. Нередко у ребенка появляется чувство отвращения к себе.
Целью данных занятий является коррекция негативных эмоциональных состояний, которые затрудняют функционирование личности ребенка и его адаптацию в социуме.
При составлении тематического плана решались следующие задачи:
Понижение уровня выраженности чувства стыда;
формирование у детей позитивного отношения к себе, уверенности;
повышение самооценки;
обеспечение контакта с другими детьми;
снижение напряжения и уровня тревожности;
развитие способности выражать свои эмоции открыто;
формирование позитивного образа будущего.
В тематический план включено 14 занятий, каждое из которых имеет свою направленность, и вместе с тем, позволяет решать одновременно несколько задач.
Продолжительность: занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого составляет 1 академический час.
Ожидаемые результаты:
Снижение уровня выраженности чувства стыда, повышение самооценки и уверенности в себе;
формирование позитивного отношения к себе и своему будущему;
понижение уровня тревожности, напряжения;
уменьшение затруднений в социальных контактах;
развитие способности открыто выражать эмоции.
Эффективность определяется путем проведения диагностики в начале и в конце ряда занятий. Предлагается использовать методы беседы и наблюдения, а также методики:
Для определения эмоционального состояния – «Цветовой тест Люшера»;
для определения уровня самооценки – «Лесенка» методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн;
для исследования воображения и оценки изменений в состоянии ребенка после коррекционной работы – «Рисуночный тест Сильвер» и «Нарисуй историю»;
для определения динамики изменения состояния ребенка после занятий – «Оценка индивидуального поведения» Т. Грабенко;
Для оценки уровня тревожности – «Детский тест тревожности» Р. Тэммл и др., «Шкала явной тревожности» (А. Прихожан).

Тематический план
Занятие 1
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Знакомство участников группы, установление контакта. Приветствие. Каждый участник говорит свое имя, после чего все хлопают и говорят: «…(имя ребенка), привет». После этого участник немного рассказывает о себе (что любит, что не нравится, чем увлекается). 10 минут
2 Коррекция психоэмоционального состояния Аленький цветочек.
На столе лежит много лепестков, каждый участник выбирает себе лепесток того цвета, который соответствует его настроению. Потом объясняет, почему выбрал именно этот цвет. 10 минут
3 Снятие эмоционального напряжения, установление доверительных отношений Изобрази эмоцию. Дети изображают мимикой и телом эмоции, затем обсуждается, что происходит с телом, когда человек испытывает определенную эмоцию. 15 минут
4 Подведение итогов Группа делится впечатлениями, своими чувствами по поводу первого занятия 5-10 минут
Занятие 2
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Установление контакта. Приветствие, создание рабочего настроя в группе Детям предлагается сказать: «привет, сегодня хороший день, потому что…» 5 минут
2 Эмоциональное отреагирование, создание собственного образа, принятие себя Какой я. Рисунок себя в данный момент. Обсуждение рисунков, какие эмоции возникали в ходе рисования. 20-25 минут
3 Двигательная разрядка, повышение групповой сплоченности Пары-тройки. Дети перемещаются по комнате под музыку, когда музыка прерывается, психолог произносит «пары» или «тройки». Детям необходимо объединиться. Кто оказался без пары – выражает крайнее огорчение: качает головой, прижимает ладошки к щекам и нараспев говорит «ой-ей-ей». 5 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 3
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие.
Активизация позитивных эмоций Дети приветствуют друг друга.
Карлики и великаны. Когда психолог говорит «карлики», дети должны сесть на корточки, «великаны» – должны 10 минут
2 Развитие способности к распознаванию и открытому выражению чувств Чувства. Детям предлагается описать жизненные ситуации, в которых у людей возникают такие чувства, как «грусть», «радость»; или более сложные: «стыд». Заполнив рабочие листки, дети по очереди вносят свои варианты в общий список, который составляется для каждого чувства.
Когда люди чувствуют себя:
Счастливыми, то они_____
Радостными, то они______
Грустными, то они_______
Злыми, то они___________
Одинокими, то они_______
Испуганными, то они_____
Когда люди испытывают:
Чувство гордости, то они__
Ревности, то они_________
Стыда, то они___________ 20-25 минут
3 Установка контакта, развитие групповой сплоченности Шеренга. Выстроиться в шеренгу по нарастанию / убыванию признака, заданного педагогом: по росту, дням рождения и тд. 5 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 4
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие. Активизация позитивных эмоций Зайцы. Дети считаются зайчатами, они должны прыгать по комнате. Когда оказываются рядом двое, они барабанят лапками (или играют в ладушки) 5 минут
2 Развитие сплоченности, установление доверительных отношений Найди друга. Дети составляют текст объявления о поиске друга, указывают свои любимые занятия, чем могут заинтересовать, помочь. 20 минут
3 Двигательная разрядка, снятие эмоционального напряжения Какое ты животное? Дети становятся в круг, выбирается один водящий. Он поворачивается вокруг своей оси, рукой показывает на кого-либо и говорит – «ты заяц / утка / слоник», и участник должен быстро показать названное животное.
Перед началом дается пример показа всех трех животных. 10 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 5
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие.
Появление позитивных эмоций, подготовка к самораскрытию Дети приветствуют друг друга.
Нравится-не нравится. Дети садятся в круг и кидают друг другу мячик. Тот, кто получает мяч, говорит «мне нравится, когда (или что)…» - и продолжает фразу. Кидает мяч другому, тот говорит «мне не нравится…». Следующий снова говорит, что нравится. 10 минут
2 Приближение ребенка к своему травматическому опыту, возможность справиться с чувством стыда путем вербализации проблемы Тайна. На пронумерованных листках записываются фразы:
- мне стыдно рассказывать про…
- я боюсь, если расскажу, то…
- никто не понимает, что у меня…
- никто не знает, что я…
- я бы хотела, чтобы…
Дети берут карточки, дописывают фразы и кладут в коробку тайн. Затем каждый вынимает наугад карточку и зачитывает ее от своего имени, а остальные внимательно слушают и ничего не говорят.
Психолог проводит обратную связь (что чувствовали, зачитывая чужие признания, слыша свои, что удивило и тд.) 20-25 минут
3 Двигательная разрядка, активизация положительных эмоций Снежки. Дети делятся на две команды. Каждый ребенок делает комочек бумаги, можно 2-3. После чего чертится линия, команды становятся по разные стороны. По сигналу дети стараются перекинуть на противоположную сторону все бумажки. Побеждает та команда, на чьей стороне не остается «снежков». 5 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 6
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие Следует сказать привет жестом, не повторяясь. 5 минут
2 Помощь в самораскрытии, раскрытие негативного значения чувства стыда Снегурочка. Кратко рассказывается сказка, задаются вопросы: почему смеются над Снегурочкой, почему она не рассказывает правду, что с ней произойдет если она скажет правду/будет хранить тайну, чем помочь ей (у кого найти помощь) 20-25 минут
3 Развитие навыков слушания Люблю-не люблю. Дети садятся в круг и по кругу говорят люблю-не люблю. 1: «я люблю…», 2: «я не люблю…», 3: «я люблю…). Затем педагог берет мяч, говорит «я, так же как и (имя любого ребенка) не люблю…» и бросает упомянутому участнику, тот бросает следующему с учетом прозвучавшего в круге. 5-10 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 7
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие.Разминка, установление контакта Дай пять!
Дети сидят на стульях, водящий объявляет, чтобы поменялись местами все, кто схож по одному признаку. Все похожие должны поменяться местами желательно не с рядом сидящими. Водящий должен занять место на стуле. Кто не успевает сесть, становится водящим. 10 минут
2 Коррекция негативных установок, работа с чувством стыда, отреагирование травматичных переживаний, формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я Гадкий утенок (разыгрывается ситуация: утенок не похож ни на кого, его не любят и гоняют; мама его жалеет, но раздражается из-за того, что он уродлив и не может делать того, что делают другие). Ситуация обсуждается: почему утенка гоняют, почему с тем, кого бьют, не хотят дружить, что делал и чувствовал утенок, кто виноват в ситуации, у кого он может найти помощь). 20-25 минут
3 Эмоциональное отреагирование, работа с негативными эмоциями Цепи. Желающие ставят ноги вместе и соединяют руки в запястьях, их связывают туалетной бумагой. Бумага означает тяжелые стыдные переживания, которые опутывают и мешают расти и общаться. Детям предлагается добраться до противоположной стороны, поменявшись с участниками, а затем избавиться от пут – теперь они свободны и могут легко двигаться. 10 минут
5 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 8
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие, установление контакта.
Формирование позитивного образа Я и адекватной самооценки Дети приветствуют друг друга.В центр круга ставится стул. Все дети по очереди садятся на стул, и каждый из участников по очереди говорит сидящему что-нибудь приятное. Обсуждается: как себя чувствовали 10 минут
2 Коррекция негативных установок, работа с чувством стыда, отреагирование травматичных переживаний Зайчонок и мух (разыгрывается ситуация: зайчонок плохо ест, мама стремится его накормить, но он выбрасывает еду. Ее съедает мух, который разрастается до невероятных размеров и отбирает уже всю еду. Зайчонок голодает, мама беспокоится за его худобу, а мух грозит съесть маму зайчонка. Зайчонок не признается, но мама замечает, что с ним что-то не так). Обсуждается: кто виноват, мысли и чувства зайчонка, мамы, почему зайчонок не рассказывает о проблеме, кто может ему помочь. 20-25 минут
3 Оптимизация эмоционального состояния Выкинь ком. Дети встают в круг, представляют, что в руках у них комок неприятных эмоций, от которых они хотят избавиться. Комок становится все больше и тяжелее, и дети выкидывают его за круг, собрав все свои силы (можно вербализировать) 5 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 9
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие.
Создание благоприятного эмоционального климата, формирование адекватной самооценки Ладушки.
Поддержи друга. Ребенок, который не очень хорошо себя чувствует, ходит в кругу, и все стремятся сказать ему что-то хорошее, подбодрить. 5-10 минут
2 Коррекция негативных представлений и своей роли и реакции окружающих, работа с чувством стыда Секрет. Детям представляется возможность разыграть ситуацию и решить, сохранять секрет или нет. (разыгрывается ситуация: мальчик-с-пальчик и его братья заблудились в лесу и попросились на ночлег в дом, в котором живет семья людоеда. О пристрастии людоеда знает только его дочь, которая не хочет рассказывать об этом матери и делает все, чтобы братья ушли). Обсуждается: почему дочь не рассказывает маме, что произойдет, если расскажет/будет и дальше хранить секрет. 20-25 минут
3 Оптимизация эмоционального состояния, формирование позитивного образа Я, повышение самооценки В лучах солнца. На доске рисуется солнышко, в лучах которого находится имя ребенка. Дети по очереди называют понравившиеся им качества определенного ребенка. 10-15 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 10
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие.
Коррекция психоэмоционального состояния Дети приветствуют друг друга.Угадай настроение. Детям показываются снимки людей с разными эмоциями, и им необходимо угадать и прочувствовать изображенную эмоцию. 10 минут
2 Помощь в осознании изменений, формирование позитивного отношения к себе. Дети рисуют два автопортрета: сразу после травмы и на данный момент. Готовые автопортреты выставляются перед группой, желающие высказываются по поводу того, что было и какие изменения произошли. 20-25 минут
3 Активизация положительных эмоций Коты и тигры. Присутствующим предлагается принять вид добрых котов и пообщаться с окружающими посредством мурчания. Затем коты «превращаются» в тигров и свои позитивные эмоции выражают уже через рычание. 5-10 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 11
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие.
Создание рабочего настроя, активизация положительных эмоций Дети выстраиваются в круг на небольшом расстоянии друг от друга. По команде психолога первый оборачивается и жмет руку следующему, и так по очереди.
Передай другому. Каждый ребенок дарит другому улыбку и комплимент. 5 минут
2 Проработка проблемы чувства стыда, осознание своей роли Нарисуй-ка! Детям предлагается нарисовать ситуацию, в которой возникает чувство стыда/человека в этой ситуации. Обсуждается: как помочь человеку. 10-15 минут
3 Снижение тревожности, коррекция чувства стыда, формирование уверенности в себе. Волшебный оберег. Дети рисуют себе оберег – картинку, которая всегда будет с ними рядом и будет оберегать их во всех делах и ситуациях и защищать от негативных эмоций. Работы обсуждаются 15-20 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 12
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие, активизация положительных эмоций
Дети под музыку в свободной форме приветствуют друг друга 5 минут
2 Выстраивание позитивного образа будущего Линия жизни. На листе ватмана изображен длинный прямой отрезок – жизнь, левый конец – момент рождения, правый – завершение жизни. Детям предлагается отметить на отрезке, где они сейчас (таким образом, есть прошлое, настоящее и будущее). Дети выбирают цвета для трех отрезков, раскрашивают их, отмечают важное в прошлом и настоящем, к чему стремятся – в будущем. После рассмотрений рисунков всех детей желающим предлагается изменить или добавить что-то в рисунок. 20-25 минут
3 Двигательная разрядка В мире животных. Предлагается выразить определенные эмоции так, как это сделали бы представители животного мира. 5-10 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 13
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие, формирование позитивных эмоций Каждый здоровается с группой, определяет свое настроение и пожелания 5 минут
2 Формирование адекватной самооценки, принятие себя Какой я сейчас. Рисунок себя в данный момент. Обсуждение рисунков, какие эмоции возникали в ходе рисования. 20-25 минут
3 Создание доверительной атмосферы, формирование позитивного образа Я, повышение самооценки Перчатка. Дети пишут свое имя на листе бумаги, затем обводят карандашом свою руку. На каждом пальце пишется какое-то свое качество, возможно – раскрашивается в разные цвета ладошка. После чего ладошки пускаются по кругу, и другие участники между пальцев пишут другие качества, присущие тому, чья ладошка. 10-15 минут
4 Подведение итогов Группа обсуждает занятие, дети делятся своими чувствами и эмоциями 5-10 минут
Занятие 14
№ п/п Цели и задачи Название и содержание задания Время
1 Приветствие Детям предлагается приветствовать всех так, как они приветствуют лучших друзей 5 минут
2 Формирование позитивного отношения к себе, позитивного образа Я, уверенности в себе Письмо себе. Детям предлагается написать письмо своему самому-самому любимому и дорогому человеку – себе. Письмо содержит фразу: «Я себя люблю, потому что…» и перечисляют. Или же: «Я хвалю себя за то, что… (стал сильным, справился с плохими эмоциями) 20-25 минут
3 Коррекция психоэмоциональной сферы, повышение самооценки Дети называют позитивные черты других (что нравится ребенку в каждом из окружающих) 5-10 минут
4 Итоги проведенной работы, получение обратной связи Завершение. Итоги занятия, чувства участников. Обсуждение всех занятий: что запомнилось, что было приятно, трудно, важно, какие изменения произошли, что хочется сказать участникам. 5-10 минут
Список литературы
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с.
Остапенко Г. С. Организация мобильной арт-терапевтической студии: методическое пособие. – Ч. 1.- Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2014. – 92 с.
Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.
Райкус Д. С., Хьюз Р. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т. Т. 1. Концептуальные основы социальной работы с детьми. 2-е издание. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. – 290 с.
Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 238 с.