«Пути оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ–
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
Г. МОЗДОКА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ
" УТВЕРЖДАЮ " "СОГЛАСОВАНО " " РАССМОТРЕНО" Директор Заместитель директора по ВР на заседании ШМО МБОУ Школы – интерната
____________ГРЕЧАНАЯ И.В. ____________Бохова Д.М. ___________ Диптан Т.В. «_____» ______2015г . «___» __________2015 г. «____» _________ 2015 г.
Рабочая программа
«Пути оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации»
воспитателя ГПД
МБОУ Школы – итнерната
Новиковой Анжелы Борисовны Моздок 2015г.
Пояснительная записка
В отечественной и международной практике существует выражение — трудная жизненная ситуация, означающее переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен найти достойный для него выход. В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения, они нуждается в помощи государства, общества, людей, находящихся рядом с ним. Такая поддержка помогает преодолеть трудности, утвердить свое Я и самореализоваться. Учитывая данный факт, данная программа нацелена на то, что бы спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Программа разработана на 3 года.
Цель программы:
социальная защита;
создание наиболее оптимальных условий для жизни ребенка его воспитания, развития образования.
Задачи программы:
выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся;
посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, админитративными органами; принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;
содействие созданию психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;
профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;
координация взаимодействия воспитателя, родителей, для оказания помощи учащимся.
обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Направления:
выявление неблагополучных семей и их социальная реабилитация, цель которой – сохранить семью, изменить в положительную сторону отношение родителей к детям, улучшить социальную, экономическую и психологическую ситуацию в семье, повысить правовые, педагогические, психологические знания родителей;
организация дневного и круглосуточного пребывания детей из неблагополучных семей, предоставляющего необходимые условия для их повседневной жизнедеятельности и развития, которые не обеспечивает семья;
организация в микрорайонах досуга и отдыха детей этой категории, дающая им возможность бесплатно найти занятие по интересам, реализовывать свои творческие способности наклонности, провести свободное время содержательно и интересно.
Особенности программы:
Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
Развитие детской инициативы.
Тесное взаимодействие с семьёй.
Сотворчество педагогов, воспитателей  и детей.
Способность педагогов и воспитателей к неформальному общению.
Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
Совместное участие в мероприятиях детей, воспитателей и родителей.
Этапы реализации программы:
I этап - диагностика
II этап - организационный
III этап - диагностический
IV этап – деятельностный.
V этап – анализ и подведение итогов.
На первом этапе:
Сбор информации о воспитанниках (сведений; акты)
Сбор информации о семьях (сведений, акты).
Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых воспитанников (анкеты).
Психологическая диагностика трудновоспитуемых воспитанников.
Списки состоящих на учете.
Списки уклоняющихся от учебы.
На втором этапе планирование и согласование плана с администрацией.
На третьем этапе организуется изучение запросов и потребностей детей «группы риска».
На четвертом этапе:
реализация запланированных мероприятий
вовлечение в коллективные виды деятельности,
развития творческого потенциала и самовыражения
организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
На пятом этапе ведется дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
Формы работы:
групповая работа;
тренинг, дискуссии, беседы;
ролевые игры;
просмотр и обсуждении кинофильмов;
индивидуальные консультации;
тесты, конкурсы, праздники.
Методы работы:
метод переубеждения - предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков;
метод переключения - вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью.
Содержание программы:
1. Изучение проблемных детей:
Выявление и учет девиантных детей путем наблюдения,социометрических измерений и анкетирования;
установить положениеученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить пути и способыулучшений;
изучить положение ребенка в семье (анализ социального паспорта семьи и социальнойкарты класса);
выявлять детей из семей «группы риска», оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
обеспечивать им при необходимости круглосуточное пребывание в учреждении.
обеспечении, психолого-педагогической поддержки, социально-медицинской помощи.
Организация медицинской помощи:
вести индивидуальные беседы по предупреждению вредных привычек, по правиламгигиены с проблемными детьми;
создать пост наркологической профилактики в школе в целях предупрежденияупотребления наркотических и токсических веществ, курения среди учащихся;
проводить операции «Подросток», «Всеобуч», направленные на выявление и оказаниепомощи социально дезадаптированным детям, принятие экстренных мер.
3. Организация педагогической помощи:
вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;
организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
проводить педконсилиумы в «проблемных» классах в целях повышения успеваемости учащихся и укрепления сознательной дисциплины на уроках;
организовать летний труд и отдых учащихся;
проводить профориентационную работу с учащимися, помогать в устройстве на работу или учебу в образовательные учреждения, соответствующие способностям и возможностям подростка.
4. Организация социально - психологической помощи:
консультирование детей и родителей;
диагностика личностного потенциала;
тренинговая работа по коррекции и профилактике;
продолжить деятельность Совета профилактики в целях предупреждения правонарушений, укрепления дисциплины среди обучающихся в школе,
5. Организация свободного времени учащихся, состоящих на внутришкольном учете:
всех детей с учетом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков и секций;
привлекать проблемных детей к участию в КТД школы, класса;
особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам, развивать и стимулировать их;
6. Правовое просвещение:
пропагандировать российское законодательство, Конвенцию о правах ребенка, Закона о правах ребенка РС(Я) в целях формирования у детей и подростков культуры в области прав человека;
поддерживать тесное взаимодействие с правоохранительными органами для проведения профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений;
7. Работа воспитателя с семьями:
Выявление проблемных семей и изучение положения ребенка в семье.
Изучить причины, порождающие неблагополучные семьи.
Установить и поддерживать систематические, доброжелательные отношения и контакты с родителями проблемных детей, оказывать им помощь в воспитании.
Работа с родителями детей находящихся в трудной жизненной ситуации
Почему мы чаще всего сталкиваемся с понятия «трудный» именно по отношению к подростку?
Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой - сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уже не говоря о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.
Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные пороки (алкоголизм, наркомания и другие), присущие подростку, вырастают из семьи.
И это тоже доказано: дети - зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
Существо поведения подростка - это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Воспитатель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.
Предлагается разделить семьи на пять типов. Этот позволит более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания
1.        Семья, в которых «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью,безразличием, отсутствием духовного контакта.
Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:
расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;
попробовать посмотреть на себя глазами матери, это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;
заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь; пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем;
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача воспитателя:
терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность;
обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь;
выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни;
подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Задача воспитателя:сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;
включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся;пробудить интерес отцов и матерей к самообразованию в области педагогики и психологии;
внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.
Задача воспитателя:изменить ориентацию родителей только на материальные ценности;заинтересовать внутренним духовным миром подростка;при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, на служение людям, доброту, благородство поступков, приводя при этом примеры из жизни других семей.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача воспитателя:доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным;убедить родителей отказаться от действия с позиции силы;относиться к ребенку как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение;показать, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.
     Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса.
Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.
Ожидаемый результат:
Реализация предлагаемой программы будет способствовать повышению социальной зрелости, готовности к самостоятельной жизни и труду выпускников школы; снижению числа неуспевающих обучающихся, допускающих отклонения в нравственном поведении, и тех, ктонекомфортно чувствует себя в школе; улучшению состояния учебного процесса в условиях развития воспитательной системы школы: удовлетворенности учителей, детей и родителей учебно-воспитательной деятельностью, а также возможностями развития способностей учащихся в соответствии с их интересами

План работы воспитателя с детьми «группы риска»

I четверть Изучение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Подборка материалов для диагностических исследований и сбора банка данных
Диагностические мероприятия (анкетирование, тестирование, опрос) для выявления личностных особенностей
Оформление индивидуально – диагностических карт
Согласование совместного плана работы с классным руководителем, соцпедагогом, психологом, врачом
Установка на саморазвитие подопечного из «группы риска»
Консультирование по темам: «Учеба -главный труд каждого школьника», «Права и обязанности учащихся»
Вовлечение в кружки, в секции
Ознакомление с индивидуальным поэтапным творческим заданием. Дискуссионное занятие «Прекрасное и безобразное в твоей жизни»Беседы и консультации с учителями-предметниками и классным руководителем по результатам диагностики
II четверть Анализ успеваемости и поведения за 1 четверть
Консультационная беседа по теме «Толерантность».
Коррекционно-профилактическая работа по устранению пробелов в учёбе и отклонений в поведении
Профилактические беседы о вреде курения
Контроль за посещением библиотеки, кружков и секций
Совместный просмотр видеофильма о трудных случаях жизни.
Развивающие занятия в присутствии психолога
Проведение углубленной психодиагностики
Повторное дискуссионное занятие «Прекрасное и безобразное в твоей жизни»
III четверть Анализ успеваемости и поведения за 2 четверть
Диалог-дискуссия «Кто ты?»
Просмотр фильмов о толерантности с их последующим обсуждением.
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска» для отчета
Тренинговое занятие в присутствии психолога
Контроль за посещением библиотеки, кружков и секций
Развивающие занятия в присутствии психолога
Дополнительные развивающие занятия по предметам
Диагностические мероприятия (анкетирование, тестирование, опрос) - повторные
Родительское собрание по теме «Ваши трудновоспитуемые дети»
IV четверть Анализ успеваемости и поведения за 3 четверть
Профилактический практикум «Обязанности школьника»
Анализ индивидуального творческого задания по теме «Я развиваюсь»
Просмотр видеофильмов о человеческой ответственности после школы.
Анкетирование по теме «Я личность»
Диалог «Кто ты в будущем?»
Анализ профилактической работы с детьми «группы риска» на школьном заседании.
Оформление сводных индивидуально -диагностических карт (с психологом)
Консультация родителей по результатам диагностики
Анализ успеваемости и поведения за год по сводным данным
Составление рекомендаций по оздоровлению в домашних условия.
Интернет ресурсы: https://interactive-plus.ru/article/15534/discussion_platform;
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/01/19/sovremennye-sotsialno-pedagogicheskie-tekhnologii-raboty-s-detmi-0;
https://infourok.ru/programmahttp://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/05/25/programma-raboty-klassnogo-rukovoditelya-s-detmihttp://урок.рф/library/plan_raboti_klassnogo_rukovoditelya_s_detmi_gruppi_175704.html