Рабочая программа и календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности Уроки нравственности, 1 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» (далее "Уроки нравственности") для 1 класса начальной школы » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
приказы Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373» и от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 Г. №1312;
Основная Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа им. Д.И.Коротчаева"
Учебный план МБОУ "Средняя школа им. Д.И.Коротчаева"
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный. Умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи:
Сформировать систему нравственных ценностей;
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
Формировать экологически воспитанную личность;
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
Формировать интерес к чтению художественной литературы;
Развивать познавательную активность;
Развивать творческие способности.

Общая характеристика учебного курса

Предмет «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Содержание предмета включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и здоровье». Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа- размышление).
Место предмета в учебном плане
Программа реализуется во внеурочное время в 1б классе и рассчитана на 33 часа.
(1 ч. в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания курса

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.) Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно- нравственного и социального развития личности
Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Планируемые результаты освоения учащимися программы
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметных результатов :
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Коммуникативных УУД:
Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Содержание изучаемого курса

1. Я и школа (2 часа). Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками
2. Я и окружающие (19 часов). Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручай-ка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.
3. Я и семья (1 час). Поезд везёт подарки мамам.
4. Я и природа (5 часов). Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
5. Я и книга (3 часа). В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».
6. Я и здоровье (3 часа).В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.
Учебные и методические пособия:
1. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1,2 /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
2. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Методическое пособие. 1 класс. /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 208 с., 2013.
3. Агеева И.Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.
4. Беденко М. Ну, очень задачник. – Киев: А.С.К., 1996.
5. Булдаков С.В. Загадки. ПедСовет, № 11, 2003.
6. Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. – М.: Издательский дом «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
7. Остер Г. Задачник. – М.: РОСМЭН, 1996.
8. ПОЧЕМУЧКА. – М.: Педагогика-пресс, 1992.
9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: ( Электронный документ). Режим доступа: http://window.edu.ru
10. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа: http://school-collection.edu.ru





















Календарно- тематическое планирование (33 часа)

дата /план
дата/
факт
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся






освоение предметных знаний
УУД




1.
Здравствуй, школа!
1
Знает, что, если хочешь стать хорошим специалистом, нужно долго и старательно учиться.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Тематическая беседа
Игра «Что возьмем в школу»
Чтение и обсуждение рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»



2.
Вот и стали мы учениками

1
Знает о правилах поведения в школе, о бережном отношении к вещам.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство с правилами поведения в школе.
Рисование любимой игрушки.
Чтение и обсуждение сказки о бережном отношении к вещам



3.
Учимся работать в команде.

1
Знает значение умения работать в команде.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коллективной работы
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство с работой в группе, в паре



4.
О хорошем и плохом.

1
Умеет находить выход из неприятных ситуаций.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Игра «Хорошо-плохо»
Раскраска «Добрые поступки»



5.
Клуб «Выручайка».

1
Как различать положительных и отрицательных сказочных героев? Действующие лица, персонажи, герои.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу.
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности.
Тренинг «Как различать положительных и отрицательных сказочных героев?»



6.
О дружбе.

1
Имеет представления о дружбе.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Работа с пословицами.
Чтение и обсуждение рассказа С. Прокофьевой «Самый большой друг»



7.
В царстве Мойдодыра.

1
Знает о правилах личной гигиены, как сохранить здоровье.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Тематическая беседа.
Отгадывание загадок.
Игровой конкурс Раскраска рисунков.



8.
«Здравствуй!» Знакомство со сказкой Н. Абрамцевой «Здравствуй!».

1
Знает приветствие, приветственные жесты,
как важно понимать, слушать и слышать друг друга, а также уметь договариваться.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство со сказкой Н. Абрамцевой «Здравствуй!». Беседа о способах здороваться.
Тренинг.




9.
Венок осени.

1
Умеет видеть красоту природы, восхищаться ею.

Р.: Научится применять установленные правила поведения.
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Тематическая беседа.
Викторина «Овощи, фрукты»
Раскраска «Осенние листья»



10.
Профессий много есть на свете.

1
Знает о разнообразии профессий
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Тематическая беседа.
Отгадывание загадок, ребусов.
Практическая работа




11.
В мире любимых сказок.
.

1
Воспитание чувства доброты и отзывчивости.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Путешествие по сказкам.
Разгадывание загадок, распутывание путаниц
Решение сказочных задач.
Узнать замаскировавшегося героя.



12.
Учимся приходить на помощь.


1
Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к людям.

Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство с произведением Т. Маршаловой «Сказка про ночное небо»
Рисование героя



13.
О рабочих руках и трудолюбии.

1
Знает рабочие профессии, что нужно трудиться каждый день, чтобы не стать ленивым.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
Тематическая беседа.
Викторина «Профессии»
Сказка «Как вылечиться от лени»




14.
Зайкина избушка.

1.

Знает, что нужно быть справедливым, добрым и отзывчивым
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство с пьесой-сказкой И.Маняшиной «Зайкина избушка».
Практическая работа: «Портрет героя сказки» из природного материала



15.
Учимся вежливости
1
Знает о важности стремления быть вежливым и добрым
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Тематическая беседа.
«Страшная сказка про слово «Здравствуй!».
Тренинг в использовании «вежливых» слов.




16.
Новогодняя сказка.

1
Знакомство со сказкой С.В. Михалкова «Ёлочка».

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство со сказкой С.В. Михалкова «Ёлочка».
Рисование елочных игрушек.




17.
Познакомьтесь: это я!
1
Умеет заполнять анкету.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
Творческая работа «Мой портрет»
Анкета (о себе)



18.
Снегурочка

1
Умеет внимательно слушать

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые историко- культурные представления
Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка».



19.
Сказка о солнечном зайчике.

1
Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к людям
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство с произведением А. Лопатиной и М. Скребцовой «Сказка о солнечном зайчике».




20.
Учимся быть добрыми.

1
Учимся быть добрыми не на словах, а на деле. Воспитание чувства доброты, сострадания, бережного отношения к вещам.


Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства»



21.
По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк».


1
Воспитание стремления к чтению художественной литературы
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство со сказкой «Лиса и Волк».
Графический рисунок героев сказки.



22.
Когда люди радуются.

1
Знает, что в жизни людьми больше ценятся поступки, совершаемые человеком не для самого себя, а во благо близких.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост».
Работа с танграном.



23.
Я расту!
.

1
Положительные и отрицательные качества характера. Знает, что человек может расти не только физически, но и духовно.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Определение положительных и отрицательных качеств характера.
Рассказ С. Баруздина «Ведро воды»,
В. Осеевой «Хорошее»



24.
Поезд везёт подарки мамам.

1
Создание позитивного настроения в преддверии праздника.
Воспитываем любовь и уважение к маме.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится умение наблюдать и работать с информацией
К.: Появится способность выступать в роли обучаемого и обучающего
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Путешествие по «Дороге эрудитов»



25.
Сказка о весёлой пчеле
1
Воспитание доброжелательности, заботливости, желания помочь
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство с произведением
Н. Абрамцевой «Сказка о весёлой пчеле».
Раскраска рисунка.




26.
Клуб любителей природы.

1
Знает: - о бережном отношении к природе
Р.: Научится применять установленные правила поведения
Приобретёт базовые нравственно-
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
этические ценности
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Фантазирование «Что было бы, если бы»
Разгадывание кроссворда
Рисование картины «Любимый уголок природы»



27.
Как у зайчонка зуб болел.

1
Знает: - как улучшить настроение самому себе; - воспитывать чувство сострадания
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Знакомство со сказкой Н. Абрамцевой «Как у зайчонка зуб болел».

Игра «Дотронься до радости»



28.
Приглашаем гостей.

1
Этикет.
Знает: - как принимать гостей по правилам этикета.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коммуникативного общения
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Тренинг «Приглашаем гостей».
Инсценировка юморесок.
Игра «Комплименты»



29.
30.
В городе лекарственных растений
2
Зелёная аптека Знает: - какие лекарственные растения использует человек.

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коммуникативного общения
Л: Приобретёт базовые историко- культурные представления
Отгадывание загадок.
Экскурсия по «городу Лекарственных растений»



31.
На пороге лета.


1
Здоровый образ жизни
Знает: - о доступных и полезных видах отдыха
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Путешествие по Черному морю н паруснике.



32.
О рыбалке.

1
Рыбалка Виды рыб
Знает, что рыбалка – прекрасный отдых на природе
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые
нравственно- этические ценности
Тематическая беседа
Рисование: Виды рыб.
Пантомима.



33.
Солнышко.

1
Солнце Звезда Неживая природа
Знает о роли солнца в нашей жизни

Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Л: Приобретёт базовые нравственно- этические ценности
Рисование солнышка.
Пословицы о солнышке.
Работа солнышка.
















15