Интегрированные уроки в рамках реализации ФГОС в школе


Интегрированные уроки в рамках реализации ФГОС в школе
Все в мире цепью связано нетленной,Все включено в один круговорот:Сорвешь цветок,А где-то во ВселеннойВ тот миг звезда взорвется и умрет…Л. Куклин.
Всё в нашем мире взаимосвязано и это, как никакая другая технология, доносит до обучающихся интеграция.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь два значения:а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).
В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса.
Причины возникновения интегрированных уроков
1. Предметы школьного цикла не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. Возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
Преимущества интегрированных уроков
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:
повышение мотивации учебной деятельности;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Этапы разработки и подготовки интегрированных уроков
Первым этапом данной работы является выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием. Вторым этапом является выбор формы интегрированного урока. Третий этап - следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока.
Какие уроки были проведены непосредственно мною, с какими учебными дисциплинами я объединяла уроки истории и обществознания, какие темы были удобны для рассмотрения их интегрировано?
Замечательно интегрируются уроки истории с литературой. Мною были подготовлены темы (естественно с учителями литературы): «Любит, любит кровушку русская земля» про красный и белый террор в годы гражданской войны в 11 классе. Урок был насыщен произведениями И.Бабеля, М.Волошина, А.Толстого, С.Есенина, М.Цветаевой, А.Тагирова, Д.Юлтыя, М.Шолохова и отрывками документальных фильмов. И каждый этап гражданской войны, террор красных и белых был наглядно проиллюстрирован, где показан человек: как же чувствовал себя человек в эпоху братоубийственной бойни.
Следующий урок «Коллективизация: как это было» в 11 классе. Здесь была воссоздана объективная картина коллективизации через исторические документы и художественное восприятие. Воспитанники после прочтения роман М.Шолохова «Поднятая целина», А.Платонова «Котлован» разбирали причины, сроки, принципы, основные этапы коллективизации. По-другому воспринималась статья Сталина «Головокружение от успехов» и опять в центре – обычный человек и его непростая история.
Интересным показался интегрированный урок с предметом Культура Башкортостана. Урок был проведен ещё в 2006году, однако, я считаю, наработки можно использовать и сейчас. «Присоединение Башкортостана к России. Эпоха Ивана Грозного» в 7 классе. Это был закрепляющий урок в игровой форме. Перед воспитанниками стояла задача, обобщить и повторить основные события той эпохи Ивана Грозного и показать башкирский народ, его культуру и традиции на тот момент.
Совсем недавно, осенью 2015 года был проведен интегрированный урок «Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе» в 8 классе. Урок получился эмоционально насыщенным, так как воспитанники пытались ответить на вопрос «Так кто же Пугачев: герой или злодей?» Роман Пушкина «Капитанская дочка» помог раскрыть данную личность со всех сторон и не оставил равнодушным присутствующих учителей. Воссоздать картину помогли также картины художника Виктора «Суд Пугачева», «Казнь Пугачева» и т.д.
Так же эмоционально насыщенным оказался урок на тему: «Участие нашего земляка Сабира Киньякаева в освобождении Венгрии в годы Великой Отечественной войны» в 11 классе. Ребята изучая этап освобождения Восточной Европы советскими войсками, имели возможность прослушать рассказ дочери Сабира Киньякаева и её воспоминания об отце.
Интересным оказался и проблемный семинар по обществознанию и биологии на тему: «Человек и огонь» в 11 классе, где было рассмотрено развитие человеческого общества от костра до атомной энергии.
Закончить выступление хотелось бы словами: Мир един, он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множество других.