Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями»


Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс (90 минут)
Цели урока:
закрепить действия с десятичными дробями и натуральными числами, сравнение десятичных дробей;
применить знания при решении задач с экологическим содержанием;
продолжить формирование умения анализировать, размышлять, делать выводы;
развивать умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру; формировать активную позицию школьников по вопросам защиты окружающей среды.
прививать любовь к малой родине.
На доске плакаты о воде, воздухе , лесах, высказывания:
1) «Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын её». И.С.Тургенев 2) Мой друг. Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна  златая…
Н.М.Языков.
3) У общества и природы общая судьба. Их будущее зависит от каждого из нас. Защита природы – дело совести и долга каждого из нас!
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята! Вы часто задаете вопрос: а зачем нужно учиться решать уравнения, учиться выполнять различные действия с десятичными дробями? Сегодня на уроке мы постараемся доказать себе, что математика нужна и для того, чтобы правильно производить расчеты в повседневной жизни и для того чтобы изучать всё, что находится вокруг нас, без чего жизнь человека не возможна - это природа окружающая нас и ее сохранность.
Чего только не выдумали люди, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь: и удобрения, чтобы собирать богатые урожаи, и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых-вредителей, и автомобили, и многое-многое другое. Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как поредели леса, в них стало меньше зверей и птиц, ухудшились воздух, вода. Постепенно, незаметно на Земле во многом стало не лучше, как хотели люди, а хуже.
На этом уроке мы поговорим о том, что хорошего вы можете сделать для природы и чего не сделать плохого. И не только сегодня, сейчас, а на протяжении всей своей жизни. Пусть девизом нашего сегодняшнего урока станут слова писателя Б. Васильева “Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.

II. Актуализация опорных знаний
А для начала вспомним тот материал, который нам сегодня будет помогать.
Фронтальный опрос «Соберите правила»
Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:
выполнить действия сложения и вычитания;
выполнить действия сложения и вычитания;
в ответе запятую поставить после запятой в данных дробях;
уравнять число знаков после запятой;
записать дроби так, чтобы запятая оказалась после запятой.
Чтобы перемножить две десятичные дроби надо:
отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе;
выполнить умножение, не обращая внимания на запятые.
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
после этого выполнить деление на натуральное число;
поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;
в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе.
III. Систематизация и обобщение изученногоI. ВОДА
( Звучит аудиозапись “Звуки природы”: дождь, плеск волн, водопад.)
– Все живое на планете не может обойтись без воды. Вода входит в состав любого организма. В организме человека вода занимает 0,67 от веса. Вы знаете собственный вес. Возьмите листок и найдите примерное значение, показывающее количество воды в вашем организме.
– К сожалению, человек не бережно относится к природным богатствам. Заводы, фабрики, автомобили загрязняют воду, сливая в реки производственные и бытовые отходы. Самые опасные из них нефтепродукты, это бензин, машинное масло, керосин и т.д.
– А можем ли мы с вами защитить, сберечь воду?
Нужно экономно относиться к воде, не расходовать ее понапрасну.
Задача.
Если вода будет просто капать из крана, то за 10 минут натечет стакан – 0, 2 л . Сколько воды утечет за 1 час? За сутки (24 часа)?
Дополнительные задачи
Задача.
В 2005 году со сточными водами сброшено в водоёмы органических веществ 3,4 тонны, взвешенных веществ – 3,3 тонны, азота аммонийного – 488,3 тонны. Сколько тонн данных загрязняющих веществ поступило в водоёмы?
Задача.
Установлено, что ежегодно в Мировой океан вымывается 14 млн. тонн фосфора, а на сушу возвращается всего 0,1 млн. тонн. Во сколько раз вынос фосфора в океан превышает его возврат на сушу?
II. ВОЗДУХ
Ребята, а теперь, давайте вспомним какое значение, имеет воздух в жизни человека, растений, животных
Задача
 Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды – 5 дней. А без кислорода? Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно найти 0,06 от числа 50.  (всего 3 минуты !).
Газовый состав воздуха, которым мы дышим, выглядит так: 78% составляет азот, 21 % - кислород и 1% приходится на другие газы. Но в атмосфере крупных промышленных городов это соотношение часто нарушено. Значительную долю составляют вредные примеси, обусловленные выбросами предприятий и автотранспорта.
Задача
У каждого из вас на парте лежит Приложение 1 , которое поможет вам ответить на вопрос: сравнить и определить город с наибольшим количеством выбрасываемых в атмосферу вредных отходов в 2003 году,2011 году, на каком месте находился наш город?
Дополнительные задачи
Задача.
Легковому автомобилю для сгорания 1,4 л бензина требуется 2,5 кг кислорода. Сколько килограммов кислорода потребуется, если при проездке из Горловки в Славянск израсходовано 15 л бензина?
Задача.
Легковому автомобилю для сгорания 1,4 л бензина требуется 2,5 кг кислорода. Лес на площади 1 га выделяет 280 кг кислорода в год. Рассчитайте, сколько га леса должны выделять кислород, чтобы один автомобиль в течение года ежедневно расходовал 10 л бензина?"
Задача.
Котельная сжигает в сутки в зимний период 4,5 тонны угля. Какова должна быть площадь леса, чтобы восполнить потерю кислорода, расходуемого на сжигание угля, если 1 га леса выделяет в сутки 10 кг кислорода, а при сжигании 1 тонны угля образуется 0,06 тонны углекислого газа?
III. ПОЧВЫ.
Плодородный верхний слой Земли мы называем - почвой. Давайте вспомним, какое значение имеет почва для жизни на Земле, какой вред наносит человек почве? Итак, вот что у нас получилось.
В результате хозяйственной деятельности человека почвы загрязняются избытком химических удобрений, металлами, пестицидами, отходами производства и бытовыми отходами. Целые горы мусора в каждом городе.. Сильный ветер разносит по округе бумагу и упаковки. Горы стекла, пластмассы, строительного мусора. Нередко мусор сжигают и тогда, едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду, портят ландшафт. А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернется в виде загрязненной воды, токсической пыли, болезней.
Вы не должны забывать, что и мы с вами являемся прямыми виновниками этой экологической проблемы. Вы знаете, что:
от 2 до 10 лет - время необходимое, для разложения бумаги. Помните это, выкидывая бумагу на улице.
более 200 лет – идет процесс разложения полиэтиленовых пакетов.
через 1000 лет – разлагается стекло
Прежде чем бросить в лесу бутылку, бумагу или полиэтиленовый пакет, подумайте какой вред, вы наносите природе.
Задача.
Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2,5 кг мусора. Сколько мусора выбрасывается жителями города Горловки, если в городе 163000 жителей? Сколько машин, грузоподъемностью в 3,5 тонны потребуется для вывоза этого мусора?
А где же найти выход из создавшегося положения? Вывод:
Мусор должен вывозиться туда, где он меньше причинит зла человеку и природе. Мусорные свалки должны быть санкционированы.
Строить мусороперерабатывающие заводы.
Мусор нельзя сжигать – это опасно для здоровья.
Повышать уровень воспитанности граждан.
ЧИСТО НЕ ТАМ, ГДЕ УБИРАЮТ, А ТАМ, ГДЕ НЕ МУСОРЯТ!
Поэтому, ребята, возможно и вы задумаетесь над проблемой создания технологий для хранения отходов. Я думаю, что многие из вас найдут решение этой проблеме, поскольку до настоящего времени в нашем городе еще не найдены средства и методы для утилизации, переработки, а может, и для дальнейшего использования радиоактивных отходов. Это – задача будущего.
IV. ЛЕСА
( Звучит аудиозапись “Звуки природы”: шум леса, пение птиц)
Лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Он стоит на страже нашего здоровья. Леса поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен дает заряд бодрости ,укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей .Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого человека.
Задача
 Испокон веков лес был и остаётся верным другом и защитником человека, он и кормит, и лечит, и одевает, и согревает. Одно дерево вырабатывает в сутки в среднем 180 литров кислорода, а один ребёнок потребляет в сутки 200 литров и больше, причем дерево вырабатывает кислород только в тёплое время года – 4 месяца в году .Сколько деревьев должно расти целыми и невредимыми, чтобы учащиеся только нашего класса могли дышать чистым воздухом?
Задача В школе №10 за день остается около 2,7 кг бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один месяц, один год, если в школе 230 учащихся и в учебном году 180 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых дерев. ? Вывод: Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином.
IV. Итог урока. Выставление оценок за работу на уроке.
Конечно, на одном уроке нельзя рассказать обо всех экологических проблемах , потому что проблема загрязнения окружающей среды слишком сложная и слишком многогранная. В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумают заранее свои поступки в природе, не просчитают убытки, они могут нанести ей очень большой вред.
Закончить урок я хотела бы стихотворением Л. Мартынова:
Слышу я Природы голос,Прорывающийся крикнуть,Как и с кем она боролась,Чтоб из хаоса возникнуть,Может быть, и не во имяОбязательно нас с вами,Но чтоб стали мы живыми,Мыслящими существами.И твердит Природы голос:“В вашей власти, в вашей власти,Чтобы все не раскололосьНа бессмысленные части!”
V. Рефлексия
Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем?
Чему мы учились?
Что помогло нам в этом?
Что мы нового узнали? (О связи математики и экологии)
Где пригодятся эти знания?
Что показалось трудным?
Удалось ли справиться?
А какое задание было интересным?
А теперь дайте оценку своим знаниям и умениям, полученным на уроке, и поднимите сигнальные карточки, которые соответствуют следующим утверждениям:
05143500на уроке мне было все понятно и интересно;
07556500у меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать;
533405969000я многое не понял.
Творческая домашняя работа Составить 3 задачи с экологическим содержанием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Города с наибольшим количеством выбрасываемых в атмосферу вредных отходов (2003 год):
Мариуполь — 401,6 тыс. т;
Донецк — 161,1 тыс. т;
Красноармейск — 39,3 тыс. т;
Горловка — 48,1 тыс. т;
Авдеевка — 32,9 тыс. т.
Курахово ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Марьинский район" Марьинский район) — 120 тыс. т;
Светлодарск — 117,8 тыс. т (преимущественно по Углегорской ГРЭС);
Макеевка — 112,3 тыс. т;
пгт Новый Свет ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Старобешевский район" Старобешевский район) — 100 тыс. т;
Енакиево — 78,2 тыс. т;
Зугрэс — 67,6 тыс. т (преимущественно по Зуевской ТЭС);
ТОП-20 городов и пгт с наибольшим количеством выбрасываемых в атмосферу вредных отходов (2011 год):
Авдеевка — 32,9 тыс. т.;
Удачное — 26,0 тыс. т;
Горловка — 25,2407 тыс. т;
Ждановка — 18,7899 тыс. т;
Мариуполь — 382,3644 тыс. т;
Курахово — 164,6 тыс. т;
Светлодарск — 117,8 тыс. т;
пгт Новый Свет ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Старобешевский район" Старобешевский район) — 104,8 тыс. т;
Зугрэс — 98,8 тыс. т;
Макеевка — 53,15 тыс. т;
Красноармейск — 40,9407 тыс. т;
Доброполье — 35,5181 тыс. т;
Угледар — 33,6111 тыс. т;
Димитров — 18,5438 тыс. т;
Авдеевка — 17,935 тыс. т.;
Шахтёрск — 12,8671 тыс. т.
Енакиево — 83,1836 тыс. т;
Донецк — 71,1074 тыс. т;
Николаевка — 60,1 тыс. т;
Кировское — 57,4824 тыс. т;