ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


И.И. Савченко
Педагог-психолог
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучение личностных особенностей подростков с задержкой психического развития имеет особую важность для специальных психологов, работающих с данной категорией детей. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте происходит становление важнейших личностных новообразований: чувство взрослости; овладение нормами коллективной жизни; критичное отношение к окружающим [3, 263].
Становление этих новообразований у подростков с нормальным психическим развитием, как показывает анализ литературы, протекает сложно и конфликтно. Тем более сложно проходит процесс развития личности подростков с задержкой психического развития. Потребность быть и считаться взрослым у этих подростков, сильно выражена, а возможности для ее удовлетворения практически отсутствуют [2, 61].
Изучением различных аспектов проблемы личности подростков занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский,  B. Н. Мясищев, К.К. Платонов, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Драгунова, Л. С. Выготский, Г.Е. Сухарева.
Поэтому предметом данного исследования явилось развитие и коррекция личностных особенностей подростков с задержкой психического развития.
Целью исследования на данном этапе стал анализ психолого-педагогической литературы и методического обеспечения развития и коррекции личностных особенностей подростков с задержкой психического развития.
Гипотеза состоит в предположении о том, что диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с задержкой психического развития должна включать: 1)диагностику и коррекцию самооценки подростков; 2)диагностику и коррекцию коммуникативных навыков у этих учащихся; 3)диагностику и коррекцию склонность к отклоняющему поведению и 4) особенностей межличностных отношений.
Исследования проводились в Тульской школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4. В исследовании принимали участие 10 учащихся в возрасте 14-15 лет, 6 мальчиков и 4 девочки с диагнозом задержка психического развития.
В ходе исследования применялась диагностическая программа, включающая следующие методики: диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2 В. В. Синявского и Б. А. Федоришина; методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; тест-опросник «Определение уровня общительности»; методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел; методика диагностики межличностных отношений Лари [1].
Исследование проведенное с помощью методики «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей ( КОС-В. В. Синявского и Б. А. Федоришина» показало, что у 60% испытуемых средний уровень коммуникативных и организаторских склонностей, что говорит о стремлении к контактам с людьми, отстаиванию своего мнения, но потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности. Высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей у 30% испытуемых. Такие люди не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. У 10% испытуемых низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Испытуемые не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Исследование, проведенное с помощью «Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси» показало, что у 70% испытуемых средний уровень самооценки, что характеризуется адекватной оценка своих возможностей, способностей и положения в жизни. У 20% испытуемых завышенная самооценка, что характеризуется уверенностью в себе. Такие люди привыкли идти напролом и добиваться поставленных целей. Изначально ставят перед собой излишне сложные задачи, склонны не просчитывать возможные риски. Такие черты характера прекрасно помогают в карьере, связанной с продажами,  исследованиями, спортом или общественной деятельностью. В этом смысле высокая самооценка гораздо лучше, чем низкая. У 10% испытуемых заниженная самооценка. Под низкой самооценкой понимается плохое мнение о себе, суждение о себе, как о недостойном или неспособном на что-либо человеке.
Исследование, проведенное с помощью методики «Определение уровня общительности» показало, что 80% испытуемых имеют средний уровень коммуникативных навыков. Высокий и низкий уровень имеют по 10% испытуемых.
Исследование, проведенное с помощью «Методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел» показало, что у 90% испытуемых склонность к отклоняющемуся поведению низкая. У 10% испытуемых средняя степень склонности к отклоняющемуся поведению. Высокой степени склонности к отклоняющемуся поведению не выявлено.
Исследование, проведенное с помощью «Методика диагностики межличностных отношений Лари» показало, что у 80% исследуемых умеренная степень выраженности отношений, у 10% низкая степень выраженности отношений, что характеризуется преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам. У оставшихся 10% исследуемых высокая степень выраженности отношений, что характеризуется преобладанием не конформных тенденций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию.Таким образом, диагностическое исследование, выполненное на констатирующем этапе, позволило определить конкретное направление дальнейшей коррекционной работы с этими подростками: в дальнейшей коррекционной работе проводить коррекцию самооценки подростков, коммуникативных навыков, склонность к отклоняющему поведению и особенностей межличностных отношений.
Список используемой литературы:
Психодиагностические методики URL: http://www.psyoffice.ruФадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. М., 2010.- 61 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2013. – 263 с.
© И.И. Савченко, 2016