Рабочая программа ИКТ в профессиональной деятельности профиль 43.01.06. Проводник на железнодорожном транспорте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕРЕЩАГИНСИКЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»


УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по учебной работе
___________________________
Черемных А.Ш.
"__" __________________2014г.





Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Информационно–коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

43.01.06. Проводник на железнодорожном транспорте








Верещагино
2014
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 43.01.06. Проводник на железнодорожном транспорте.



Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верещагинский многопрофильный техникум»



Разработчик:
Тиунов Роман Сергеевич, преподаватель информатики ГБПОУ «ВМТ»





Рекомендована Методическим советом ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум»

Протокол Методического совета № 1 от «19» сентября 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc402951435" 141. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc402951435 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc402951436" 142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc402951436 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc402951437" 143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc402951437 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc402951438" 144. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc402951438 \h 14191515
15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.06. Проводник на железнодорожном транспорте.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У1-соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; использовать изученные прикладные программные средства.
У2-создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий;
У3-использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
У4-использовать изученные прикладные программные средства.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1-правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
З2-основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;
З3-возможности использования ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности;
З4-назначение и технологию, эксплуатацию аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины по профессии 43.01.06. Проводник на железнодорожном транспорте

Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с целью основной профессиональной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности (таблица)
Код компетенции

Компетенции
Результат освоения

Общие компетенции


ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Уметь:
-определять социальную значимость профессиональной деятельности;

Знать:
-перспективы развития в профессиональной сфере

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Уметь:
-находить способы реализации самостоятельной деятельности

Знать:
-ресурсы необходимые для организации деятельности

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Уметь:
-оценивать причины возникновения ситуации

Знать:
-пути решения ситуации

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Уметь:
-выделить перечень проблемных вопросов в деятельности

Знать:
-профессиональную значимую информацию по ситуации

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Уметь:
-осуществлять поиск информации в различных формах

Знать:
-закономерность представления информации в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения

ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Уметь:
-уметь грамотно и этично выражать мысли

Знать:
- как создавать благоприятные условия для высокопроизводительной работы персонала

ОК 7
Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение.
Уметь:
-уметь грамотно провести мероприятие по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях

Знать:
- очередность проведения мероприятий по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях



Профессиональные компетенции


ПК 1.1.
Проводить подготовку пассажирского вагона к рейсу
Иметь практический опыт:
Применение информационных знаний в профессиональной деятельности
Уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной деятельности; использовать изученные прикладные программные средства.
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
использовать изученные прикладные программные средства;

Знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности;
назначение и технологию, эксплуатацию аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности


ПК 1.2.

Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, учет и информирование руководителя о наличие свободных и освобождающихся мест


ПК 1.3.
Обслуживать пассажиров в вагоне пассажирского поезда внутреннего и международного сообщения в пути следования


ПК 1.4.
.
Обеспечивать комфортность и безопасность проезда в пассажиров в вагоне


ПК 2.1.

Наблюдать за техническим состоянием вагона и его оборудования в пути следования.


ПК 2.2.

Обслуживать приборы отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудование, холодильные установки.


ПК 2.3.

Содержать в исправном состоянии внутреннее оборудование вагона и съемный инвентарь.


ПК 2.4.
Обслуживать последний вагон.


ПК 3.1.
Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке.


ПК 3.2.
Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования.


ПК3.3.
Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда


ПК 4.1.
Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте.


ПК 4.2.
Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги.


ПК 4.3.
Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчетности в установленном порядке.


ПК 3.1.
Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке.


ПК 3.2.
Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования.



1.5.Элемент матрицы соответствия компетенций учебной дисциплине

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7

+
+
+
+
+
+
+

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3

+
+
+
+
+
+
+

ПК 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 3.3

+
+
+
+
+
+
+



1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40

в том числе:


Лабораторно-практические занятия
20

Самостоятельная работа
20

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИКТ в профессиональной деятельности»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

№ пары
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, квалификационная работа
Объем часов

Уровень освоения




Теор., к.р.
П.р., Л.р.
С.р.


1
2
3
4
5
6
7


Раздел № 1. Автоматизированная обработка информации




Тема 1.1.
Основные понятия.
Технология автоматизированной обработки информации
1
Содержание учебного материала:
2


1



1.Информационные процессы на железнодорожном транспорте
2.Создание информационных систем на железнодорожном транспорте
3.Информационные технологии на железнодорожном транспорте





Тема 1.2.
Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем

2
Содержание учебного материала:
2






Устройства ввода;
Устройства вывода;
Прочие устройства.






Самостоятельная работа
Доклады по следующим темам:
Мониторы
Печатающие устройства
Сканеры
Многофункциональные периферийные устройства
Модем
Цифровые камеры
Источники бесперебойного питания
Технические средства презентаций
Настройка и адаптация компьютера
2
2-3

Тема 1.3.
Защита информации в информационных системах железнодорожного транспорта
3
Содержание учебного материала:
2


1



1.Виды угроз безопасности информационной системы железнодорожного транспорта
2.Методы и средства защиты информации в информационных системах железнодорожного транспорта
3.Основные виды защиты, используемые в автоматизированных информационных технологиях железнодорожного транспорта
4.Защита от известных вирусов
5.Защита от неизвестных вирусов
6.Защита от проявлений вирусов
7.Антивирусные программные продукты: AntiviralToolkitPro, Doctor WEB, Aidstest и др.






Самостоятельная работа:
Доклады по следующим темам:
Вирусы;
Классификация вирусов;
TOP 20 самых опасных вирусов.

2
2-3

Тема 1.4.
Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации
4
Содержание учебного материала:
2


1



1.Классификация сетей по масштабам
2.Классификация сетей по топологии или архитектуре
3.Классификация сетей по стандартам железнодорожного транспорта
4.Среда передачи данных
5.Совместное использование папок в локальной сети






Самостоятельная работа
Реферат: История создания компьютерных сетей
2
2-3


Раздел № 2. Прикладные программные средства




Тема 2.1.
Текстовые процессоры
5
Содержание учебного материала:
2


1



Интерфейс и объекты текстового процессора






6-8
Лабораторный практикум № 1:

6

2



1.Создание и редактирование документов







2.Форматирование документов







3.Представление информации в табличной форме







4.Создание составных (интегрированных) документов







5.Создание и редактирование графических изображений







6.Создание форм для ввода данных







Самостоятельная работа
Доклады по следующим темам:
Основные пункты меню Microsoft Office Word 2007
Форматирование текста в Microsoft Office Word 2007
Разметка страницы в Microsoft Office Word 2007
Списки в Microsoft Office Word 2007
Создание таблиц в Microsoft Office Word 2007
Создание оглавления и сносок в Microsoft Office Word 2007.

2
2-3

Тема 2.2.
Работа
с электронными таблицами
9
Содержание учебного материала:
2

2
1



1.Ввод текстовых и числовых данных
2.Ввод формул
3.Форматирование данных
4.Печать готовой таблицы
5.Работа со списками
6.Поиск и сортировка данных
7.Автоввод данных
8.Форма данных
9.Фильтрация данных
10.Просмотр и печать списков
11.Связывание данных
12.Построение диаграмм






10-12
Лабораторный практикум № 2:

6

2



1.Настройка новой рабочей книги







2.Создание и заполнение таблицы постоянными данными и формулами







3.Построение, редактирование и форматирование диаграмм







4.Список. Сортировка данных





Тема 2.3.
Создание презентаций
13
Содержание учебного материала:
2


1



1.Интерфейс и основные возможности презентаций






14-15
Лабораторный практикум № 3:

4

2-3



1.Создание презентации на базе шаблона







2.Настройка дизайна слайдов







3.Настройка анимации слайдов






Самостоятельная работа
Доклады по следующим темам:
Основные пункты меню в Microsoft Office PowerPoint 2007;
Создание презентаций в Microsoft Office PowerPoint 2007;
Оформление презентаций в Microsoft Office PowerPoint 2007;
Настройка анимации Microsoft Office PowerPoint 2007;
Вставка различных объектов в Microsoft Office PowerPoint 2007.
2
3

Тема 2.4.
Графические редакторы
16
Содержание учебного материала:
2


1



1.Понятие растровой и векторной графики






17
Лабораторный практикум № 4:

2

3



1. Создание изображений в графическом редакторе paint.






Самостоятельная работа
Создание кроссворда по теме «Компьютерная графика»
4
3

Тема 2.5.
Информационно-поисковые системы
18
Содержание учебного материала:
2

4
1



1.Гипертекстовая система WWW
2.Электронная почта
3.Сетевые новости
4.FTP – передача файлов
5.Разговор по Интернет
6.IP-телефония
7.Электронная коммерция






19
Лабораторный практикум № 5:

2

3



1.Поиск информации в Интернет







2.Пересылка писем по электронной почте и просмотр телеконференций
3.Создание HTML-документов






Раздел № 3. Автоматизированные системы на железнодорожном транспорте




Тема 3.1.
Состав автоматизированных систем
20
Содержание учебного материала:
2


1



1.Состав автоматизированных систем железнодорожного транспорта
2.Виды автоматизированных систем железнодорожного транспорта
3.Социальные перспективы информатизации железнодорожного транспорта





Всего:
20
20
20


ВСЕГО:
60



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.

Оборудование кабинета информатики и информационных систем:
посадочные места студентов;
рабочее место преподавателя;
рабочая немеловая доска;
наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
принтер черно-белый лазерный;
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
наушники с микрофоном;
сканер;
колонки.

Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
правила техники безопасности и производственной санитарии;
инструкции по эксплуатации компьютерной техники.

Программное обеспечение:
Microsoft Office Word 2007;
Microsoft Office Excel 2007;
Microsoft Office PowerPoint 2007;
Программы для работы в сети Интернет: Opera, Mozilla Firefox, NetScape, Internet Explorer, Google Chrome;
растровый графический редактор Paint;
калькуляторы

3.3. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с. : ил.
2. Оператор ЭВМ. Практические работы: учеб. Пособие для нач. проф. Образования/ Н.В. Струмпэ. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 112 с.
3. Ввод и обработка цифровой информации: учебник для нач. проф. образования / А.В. Остроух. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
Дополнительная литература:
1. Компьютерная графика. Практикум / Л.А. Залогова. – 2-е изд. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 320 с.: ил.
2. Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства: учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.В. Сапков. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.
3. Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 1- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 304 с.: ил.
4. Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 2- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 280 с.: ил.
Интернет-ресурсы
1. http://iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
2. http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
3. http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
4. http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»
5. http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
6. http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании.
7. http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
8. http://www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
Конференции и выставки
9. http://ito.edu.ru - Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»
10. http://www.bytic.ru/ - Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»
11. http://www.elearnexpo.ru - Московская международная выставка и конференция по электронному обучению eLearnExpo
12. http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
Олимпиады и конкурсы
13. http://www.konkurskit.ru - Конкурс-олимпиада «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»
14. http://www.olympiads.ru - Олимпиадная информатика
15. http://contest.ur.ru - Уральские олимпиады по программированию, информатике и математике
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, лабораторных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


У1-соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; использовать изученные прикладные программные средства.
У2-создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий;
У3-использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
У4-использовать изученные прикладные программные средства.

Индивидуальная: контроль выполнения лабораторных работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий, тестирование.

Знания:


З1-правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
З2-основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;
З3-возможности использования ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности;
З4-назначение и технологию, эксплуатацию аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности

Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100
5
отлично

80 ч 89
4
хорошо

70 ч 79
3
удовлетворительно

менее 70
2
не удовлетворительно


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.










13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915

13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 415