Календарно-тематическое планирование по литературе, 5 класс, 105 часов. (Литература под редакцией В.Ф.Чертова )


КТП по предмету «Литература» составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Ф.Чертова («Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011»).
Календарно-тематический планЛитература
5 класс
105 часов
№ п\п Дата Код. Тема, содержание урока Кол. часов
Литература как искусство слова (1ч) 1 1.1 Литература как искусство слова. Образы в художественной литературе .Художественный вымысел. Словесный образ как «загадк», «намёк» и как одно из средств коммуникации. 1
Мифология (4ч в т.ч. вн.чт.-1ч.) 2 2.1 Мифи как своеобразное отражение жизни. Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар»
Миф. Мифы Древней Греции. Мифы Древнего Рима. 1
3 2.2. Вн.чт.1 Мифы о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана с Аполлоном. Метафора. Сравнение. Эпитет. Аллегория. Гипербола. 1
4 2.3. Художественный образ в мифе.Мифы, Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория. 1
5 2.4 Славянская мифология. Боги славянской мифологии. Славянская культура. А.С.Кайсаров «Славянская и российская мифология»(фрагменты)Устное или письменное изложение мифа. 1
Русский фольклор (11ч) (в т.ч. р.р.
Русские пословицы из собрания В.И.Даля (3ч) 6 1.3 Фольклор. Малые жанры фольклора. Русские пословицы и поговорки. Пословица как воплощение житейской мудрости. Афористичность пословиц и поучительный характер. 1
7 2.1 Сказка «Царевна -лягушка». Жанр и виды сказки. Художественные приемы сказок (постоянные эпитеты, троекратные повторы, зачин, концовка.). 1
8 2.1 Сказки «Жена-доказчица» и «Лиса и журавль». Жанр и виды сказки.
Пересказ самостоятельно прочитанной сказки. Сказочные образы в изобразительном искусстве. 1
Литературная сказка (обзор) (7ч)+ Р.Р. «В мастерской сказочника» (1ч) 9 1.4 Литературная сказка. Ш.Перро «Золушка». Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы. 1
10 1.4 Х.К.Андерсен «Снежная королева». Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. 1
11 1.4 В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Герои литературной сказки: добрые и злые, волшебные предметы в литературной сказке. 1
12 1.4 А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сюжет литературной сказки. 1
13 1.4 В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. 1
14 1.4 Р.Киплинг «Маугли». Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. 1
15 2.12 Р.Р. 1. «В мастерской сказочника». Сочинение сказки. 1
16 1.4 Аннотация. Виды аннотаций. План аннотаций .Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок 1
Древнерусская литература (2ч, в т.ч. 1ч вн.чт.,1ч р.р.) 17 3.2 «Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»). Особенности повествования, сюжет отрывка из «Повести…», атмосфера эпохи; летописный свод. Предание о летописце Несторе. Летопись, повесть, сказание. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». В.М.Васнецов»Нестор-летописец» 1
18 3.2 Вн.чт. 2 «Повесть временных лет» (фрагменты «Сказание о белгородском киселе», «Повесть о разорении Рязани Батыем»).
РР.2 Подготовка к письменной работе» Что бы я рассказал людям будущего о летописях» 1
Жанр басни в мировой литературе (обзор) (3ч в т.ч. 1 р.р.) 19 5 Эзоп «Ворон и лисица», «Муравей и Жук». Басня прозаическая. Мораль басни. Аллегория как форма иносказания Басня прозаическая и стихотворная. 1
20 5 Федр «Лисица и Ворон», «Лисица и Аист». Сюжеты античных басен и их обработка в литературе 17-18 веков Нравственные проблемы в баснях. 1
21 5 Ж. де Лафонтен «Дуб и Трость». Г.Э.Лессинг «Свинья и Дуб». Басня стихотворная. Традиционный круг басенных сюжетов и образов.
Р.Р.3. Выразительное чтение басни наизусть Русская литература XIX века (40 ч)
И.А.Крылов (4ч в т.ч. проект Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях» 1ч
вн.чт.1, р.р.1ч) 22 5.1 И.А.Крылов. Басни «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под Дубом». Своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Пословицы и басни. Развёрнутое сравнение. 1
23 5.1 Вн.чт. 3 . И.А.Крылов «Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», « Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей». Рифма и ритм в басни.Изображение социальных отношений и человеческих поступков в басни. 1
24 5.1 РР. 4 Выразительное чтение басни наизусть. И.А.Крылова. «Квартет», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях. Аллегория. Вольный стих. Сопоставление басен А.Крылова с баснями других авторов. Сочинение-миниатюра на основе басенной морали(или сочинение собственной басни) 1
25 5.1 ПРОЕКТ 1.Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях. 1
А.С.Пушкин (6ч в т.ч. урок вн.кл. 1ч.; модуль «В гостях у сказки 1ч ;1ч. р.р.») 26 5.5 Биография А.С. Пушкина. Жанр стихотворения и особенности. Стихотворение «Зимний вечер».
Вн.чт.4 И.А.Бунин «Няня». Реальная основа и художественный образ няни.Обращения, эпитеты, гипербола. 1
27 5.5 А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Образ человека и образ русской зимы в стихотворении. Изображение природы и настроения человека. Сравнения, эпитеты, метафоры. 1
28 5.5 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности.
Р.Р . 5. Выразительное чтение фрагмента сказки наизусть 1
29 5 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная литературная сказка. Традиционный сказочный сюжет. 1
30 5 Вн.чт.5 . «Сказка о попе и работнике его Балде». Подготовка спектакля или киносценария по одной из сказок А.С.Пушкина. 1
31. 1.4 Модуль 1. «В гостях у сказки» . Рассказ об одном из образов и средствах его создания. 1
М.Ю. Лермонтов (3ч, в т.ч. 1ч. р.р., 1ч. вн.чт.) 32 5.10 М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Слово о поэте. История создания стихотворения. Основная идея стихотворения. Образы русских солдат и образ Бородинской битвы. 1
33 5.10 М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» . Реальнаое историческое событие и его образ в литературе. .Ритм. Рифма, Звукопись.
Р.Р.6. Выразительное чтение стихотворения наизусть 1
34 5.10 Вн.чт. 6. М.Ю.Лермонтов «После Бородина», «Два великана». 1
Н.В.Гоголь (4ч, в т.ч. 1урок вн.чт + 1 урок-проект) 35 5.14 Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством». Слово о писателе. Смысл названия повести. Главные образы повести. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Составление цитатного плана. Выразительное чтение отрывка наизусть. 1
36. 5.14 Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством». Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место». Пересказ фрагмента. 1
37 5.14 Вн.чт.7. Н.В.Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала». Изображение народной жизни и народных характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.. 1
38 5.14 ПРОЕКТ 2. Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях». 1
Образ времени года в литературном произведении (обзор) (3ч, в т.ч. 2ч.р.р.) 39 5.5 А.С.Пушкин. «Унылая пора, очей очарованье» (отрывок из стихотворения «Осень»), «Вот ветер, тучи нагоняя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Лирический герой. Пейзаж.
Р.Р 7.Выразительное чтение фрагмента наизусть. 1
40 6.3 Лирика Ф.И.Тютчева
«Весенняя гроза», «Весенние воды», «зима недаром злится», «Чародейкою Зимою», «Есть в осени первоначальной»
Р.Р. 8.Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. 1
41 6.4 Лирика А.А.Фета.
«Чудная картина», «Я пришёл к тебе с приветом»
А.К.Толстой «Осень.Обсыпается весь…», И.А. Бунин «Лес ,точно терем расписной»(отр. из стих. «Листопад»). Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символ. 1
И.С.Тургенев (4ч, в т.ч. 1 урок р.р., 1 ч. вн.чт.) 42 6.2 И.С.Тургенев «Муму». Реальная основа повести. Знакомство с героями. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования. 1
43 6.2 И.С.Тургенев «Муму». Образ Муму, средства его создания. Авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Портрет. Образ животного. 1
44 6.2 И.С.Тургенев «Муму». Смысл финала повести.
Вн.чт.8. И.С. Тургенев «Воробей». Элементы повествования. 1
45 6.2 Р.Р. 9. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму». Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою. 1
Н.А.Некрасов (2ч, 1 вн.чт., 1ч. р.р.) 46 6.5 Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Авторское отношение к героям. Особенности ритмической организации. Роль диалогов.Ритм.
Р.Р.10. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения. Устный ответ на вопрос с использованием цитат из стихотворения. 1
47 6.5 Вн.чт.9. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 1
Заглавный образ в произведении и средства его создания (практикум) (1ч) 48 1.6 Практикум 1. «Заглавный образ в произведении и средства его создания». Виды заглавного образа литературного произведения, его связь с другими образами, средства создания художественного образа. Примерный план рассказа о заглавном образе произведения. Составление рассказа об одном из образов. 1
Л.Н.Толсой (4 ч.,1 р.р.) 49 6.8 Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Слово о писателе. Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. 1
50 6.8 Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин как два разных характера. Судьба Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика рассказа. Смысл названия.
Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. 1
51 6.8 Р.Р. 11. Сочинение на тему «Кавказский пленник: Жилин или Костылин?». Составление цитатного плана. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. 1
52 6.8 Контрольная работа (тест) по теме «Русская литература 19 века»
1
А.П.Чехов (2ч.,1 вн. чт, 1ч.р.р.) 53 6.10 А.П.Чехов «Мальчики» Слово о писателе. Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении А.Чехова. Серьёзное и комическое в рассказе. Юмор. 1
54 6.10
2.12. Вн.чт. 10. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия». Мир детства в изображении А.П.Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.
Р.Р.12. Написание рассказа, содержащего комического эпизоды, на основе личных впечатлений. 1
Письменный отзыв о литературном произведении (практикум) (1ч) 55 1.4
2.12 Практикум 2. «Письменный отзыв о литературном произведении». Примерный план письменного отзыва. Отзыв. Аннотация. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении. 1
Образ Родины в русской поэзии (3 ч) 56 5 Образ Родины в русской поэзии. И.С.Никитин «Русь», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…» Слово о поэтах. Образ Руси в лирике. Изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Народная песня. .Характер. 1
57. 5 Образ Родины в русской поэзии. И. Северянин «Запевка». Слово о поэте. 1
58 5 Образ Родины в русской поэзии. Н.М.Рубцов «Родная деревня» . Слово о поэте. Составление поэтической антологии. 1
Русская литература ХХ века (45 ч)
И.А.Бунин (2ч, вн.чт.1, р.р. 1ч. р.р.) 59 7.1 И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» Слово о поэте. Особенности художественной картины. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение народных образов. 1
60 7.1 И.А.Бунин. Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…». Сюжет в лирическом произведении. Символ.
Вн.чт. 11. И.Бунин «Солнечные часы».
Р.Р.13. Выразительное чтение стихотворения наизусть. 1
С.А.Есенин (2ч, вн.чт.1, р.р. 1) 61 7.4 С.А.Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…».
«Топи да болота…». Слово о поэте. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.
Р.Р.14. Выразительное чтение стихотворения наизусть. 1
62 7.4 С.А.Есенин. Стихотворения «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции.
Вн.чт.12. «Песнь о собаке» 1
П.П.Бажов (2ч, вн.чт.1, р.р. 1) 63 1.4
2.3 П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». Слово о писателе. Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные традиции в произведении. Образ исторического времени. Сказ и сказка. 1
64 2.1 Вн.чт.13. П.П. Бажов «Синюшкин колодец». Фольклорные традиции в произведении.
РР.15.Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования. 1
Модуль «Образы детей в мировой литературе» (обзор) (4ч, в т.ч. 1 урок модуля , 1 проект и 1ч.р.р.) 65 8
1.2 Модуль 2.«Образы детей в мировой литературе».( В.Гюго «Отверженные».Главы «Козетта»,»Гаврош»; Ч.Диккенс»Оливер Твист»- фрагменты) М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образы детей в произведениях для взрослых и детей. Ребёнок в мире взрослых и среди сверстников. 1
66 1.2
1.6 О.Генри. «Вождь краснокожих». Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Образ персонажа и средства его создания(портрет, описание поступков, речь) 1
67 1.4
2.12 Р.Р.16. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении..О.Генри. «Вождь краснокожих».. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. 1
68 1.4 Проект 3.«Литературный журнал для школьников». Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников. Журнал. Аннотация. Иллюстрация. 1
А.С.Грин (4ч, в т.ч. 1 ч.р.р.,1ч.вн.чт.) 69 8
1.2 А.С.Грин. Феерия «Алые паруса».Слово о писателе. Мечта и реальная действительность в повести. 1
70 8
1.6 А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Образы Ассоль и Грея. Образы главных героев. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. 1
71 1.6 А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Символические образы моря, солнца, корабля, паруса в повести. Смысл названия повести
Вн.чт.14. «Зелёная лампа» 1
72 1.7 Р.Р.17. Описание одного из символических образов с использованием цитат. Основные нормы русского литературного языка. Использование выразительных средств языка. 1
А.П.Платонов (2ч, 1ч.вн.чи.) 73 7.9
1.4 А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Слово о писателе. Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Язык произведения. Устный ответ на вопрос. 1
74 7.9 Вн.чт. 15 . А.П.Платонов. Рассказ «Цветок на земле». 1
Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи (2ч) 75 1.8 Практикум3. Поэзия и проза как формы художественной речи. Ритм в художественной прозе и поэзии. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Способы рифмовки. Вольный стих. 1
76 1.8 Практикум 4. Поэзия и проза как формы художественной речи. Сопоставление ритмической организации стихотворения И. Бунина «Слово» и стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык». Сочинение стихотворных загадок, монорима, стихотворений с определённым стихотворным размером, способом рифмовки. 1
Модуль. С.Я.Маршак (2ч, 2 урока-модуля.) 77 1.4 Модуль 3. С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Слово о поэте. Фольклорные традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Выразительное чтение фрагментов по ролям 1
78 1.4 Модуль 4 С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов. Подготовка сценария. Распределение ролей. 1
Монолог и диалог как средства создания художественного образа (практикум) (3ч) 79 1.4 Практикум 5.«Монолог и диалог как средства создания художественного образа». Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Начальное представление о речевой характеристике персонажа. 1
80 1.4 Практикум 6. «Монолог и диалог как средства создания художественного образа». Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных эпических произведениях. 1
81 1.4 Практикум 7. «Монолог и диалог как средства создания художественного образа». Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных драматических и лирическихпроизведениях. 1
Образы детей в военной поэзии и прозе (обзор) (5ч, в т.ч. 1ч проектной деят-ти, 1 ч.р.р.) 82 7.6 А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Слово о писателе. Образы детей в произведениях о ВОВ. 1
83 7.6 А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. 1
84 1.2 В.П.Катаев. «Сын полка».Гуманистический характер военной поэзии и прозы. 1
85 1.2 В.П.Катаев. «Сын полка».
Р.Р.18. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. 1
86 1.4 Проект 4 .«Образы детей в военной поэзии и прозе». Сбор воспоминаний о событиях военного времени участниках Великой Отечественной войны. 1
В.П.Аставьев (4ч в т.ч урок 2 р.р.. и 1ч. вн..чт.) 87 7.9 В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Слово о писателе. Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы. 1
88 7.9
1.7 Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Пейзаж.
Р.Р.19. Краткий пересказ фрагмента произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро» с использованием цитирования. 1
89 7.9 Вн.чт.15. В.П.Астафьев. Рассказ «Удар сокола» 1
90 3.1 Р.Р.20. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». 1
Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей (обзор) (8 ч в т.ч. 1 проект, 1ч. р.р.) 91 8
1.2 Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей. Дж.Лондон. «Белый Клык». Слово о писателе. Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. 1
92 8
1.2 Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей.Э. Сентон-Томпсон «Королевская аналостанка» Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных. 1
93 8 Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей. Ю.П.Казаков. «Арктур-гончий пес». 1
94 1.2 Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей. Ю.П.Казаков. «Арктур-гончий пес». 1
95 1.2 Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей. В.П.Астафьев. «Жизнь Трезора». 1
96 1.2 В.П.Астафьев. «Жизнь Трезора». Судьба животных. 1
97 2.12 РР. 21 Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменного ответа на вопрос об одном из образов животных с использованием цитат. 1
98 2 Проект 5. «Электронный альбом «Образы животных в мировой художественной литературе». 1
Жанр рассказа в мировой литературе (обзор) (4ч+ практикум 1ч, 1 ч. р.р., 1 к.р.) 99 6.10 А.П.Чехов. «Хирургия». Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в произведении. 1
100 1.4 А.Конан Дойл. «Камень Мазарини» Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный. 1
101 1.4 М.М.Зощенко. «Галоша» . Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный. 1
102 2.12 Р.Бредбери. «Все лето в один день» Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.
РР.22. Устный отзыв о прочитанных рассказах 1
103 1.6 Практикум 8. «Тема и идея литературного произведения» Идея произведения и возможные способы ее выражения. Краткая характеристика тематики и идейного содержания произведения ( на материале И.А.Крылова «Свинья под Дубом», стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы..», повести А.С.Грина «Алые паруса») 1
104 1, 7 Контрольная работа(тест) по теме «русская литература 20 века» 1
Модуль «В стране Литературии» (1ч, в т.ч. 1 модуль) 105 Модуль 5. .Итоговый урок «В стране Литературии» Рекомендации книг для чтения летом. 1