РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.11 «Литература» базовый уровень по специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Министерство образования Оренбургской области
Государственное образовательное профессиональное учреждение «Орский технический техникум имени А.И. Стеценко»
филиал пос. Новоорск

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора поУР
ГАПОУ «ОТТ им. А.И. Стеценко»
__________Е.А.Рощина «____»_________2016 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.11 «Литература»
базовый уровень


по специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»












пос. Новоорск, 2016 г.




Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным государственным образовательном стандартом среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования, рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»), на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для специальностей среднего профессионального образования, разработанной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.


Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Орский технический техникум имени А.И. Стеценко» филиал пос. Новоорск


Разработчик: Айтуганова Гульнара Калимжановна, преподаватель первой квалификационной категории



Рассмотрена и согласована
на заседании МК преподавателей
протокол № ____от «____» _____ 2016г.
председатель ____________ Е.А.Чеваль.


СОДЕРЖАНИЕ




ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «литература»



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Литература»



условия реализации Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Литература»



Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «литература»






























ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Литература»
Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при профессиональной подготовке специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) Литературы в учреждениях среднего профессионального образования изучается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· воспроизводить содержание текста.

· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения об истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

· анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным произведением эпохи;

· определять род и жанр произведения;

· сопоставлять литературные проведения;

· выявлять авторскую позицию;

· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения, разных жанров на литературные темы.
знать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX- XX вв;

· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

· основные теоретико-литературные понятия
В результате освоения дисциплины «Литература» обучающийся должен знать/понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия;

В результате освоения дисциплины «Литература» обучающийся должен уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и ----оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплин:
максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 351 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 234 часов;
Практических занятий - 78 часов
Лекции, семинары - 156 часов самостоятельной работы обучающегося- 117 часов,




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: «Литература»

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
351

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе:
234

Лекции, семинары
156

практические занятия
78

Самостоятельная работа студентов
117

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта













2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: ОДП.11. «Литература»

Наименование разделов учебной дисциплины
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельные работы обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение.
2/-/1
Содержание:
2ч.



1

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. (С обобщением ранее изученного материала).

2


Самостоятельная работа студентов:
- ВСР№1. Реферат по теме: «Самобытность русской литературы».

1ч.


Раздел 1. Русская литература первой половины 19 века



Тема 1.1. Обзор культуры.
4/-/2
Содержание:




1
Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.
2
2


2
Самобытность русского романтизма.
2



Самостоятельная работа студентов:
- ВСР№2. Реферат по теме: «Самобытность русского романтизма».

2ч.


Тема 1.2.Творчество А.С. Пушкина
4/-/2
Содержание:





1
Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Стихотворение «Элегия» Стихотворения:
«Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный».Поэма «Медный всадник».
2
2


2

Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
2



Самостоятельная работа студентов:
ВСР №3. Подготовка сообщения по теме:
«Проблема личности и государства в поэме».
2ч.


Тема 1.3.
Творчество М.Ю. Лермонтова
4/-/2
Содержание:




1
Основные мотивы лирики Лермонтова. Стихотворение «Поэт», «Молитва». Обреченность человека.
2
2


2
Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Любовь к Родине, народу, природе
2



Самостоятельная работа студентов:
ВСР №4. Подготовка презентации на тему: «Мотивы одиночества в Лирике Лермонтова»
1ч.


Тема 1.4. Творчество Н.В. Гоголя
4/-/2
Содержание:




1

«Петербургские повести». Идейный замысел. Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования.
2
2


2
Приемы комического в повести. Авторская позиция.
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
1



2
Обобщающее занятие по теме: «Русская литература первой половины 19 века» (тест)
1ч.
3


ВСР № 5.Самостоятельная работа студентов:
ВСР №5. Подготовка презентации на тему: «Значения творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
1ч.


Раздел 2.Русская литература второй половины 19 века – 42/18/21.

Тема 2.1. Творчество А.Н. Островского.
4/2/3

Содержание:





1
Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.
«Гроза».


2

2


2
Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры.
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.
2



П.З.№1. Практическое занятие №1.Тест по теме «А. Н. Островский, жизненный и творческий путь. Пьеса «Гроза».
2
3


Самостоятельная работа студентов:
ВСР №6. Мотивы искушения искушений, мотив своеволия и свободы в драме «Гроза».
ВСР №7. Чтение « Свои люди – сочтемся», «Бесприданница», «Снегурочка»
3ч.


Тема 2.2. Творчество И.А. Гончарова.
4/2/3
Содержание:




1

Сон Ильи Ильича как художественно - философский смысл центр романа «Обломов». Творческая исто
рия романа.
2
2


2
Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Штольц и Обломов. Любовь как лад человеческих отношений.
2



Практическое занятие №2. Противоречивость характера. Штольц и Обломов.
2
3


Самостоятельная работа студентов:
ВСР №8. Подготовка сообщения на тему: «Решение автором проблемы любви в романе».
ВСР №9. Чтение «Обрыв», «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.

3ч.


Тема 2.3. Творчество И. С. Тургенева.
4/2/3
Содержание:





1
Сведения из биографии. «Отцы и дети».. Особенности композиции романа
. Базаров в системе образов.
2
2



2
Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе Тема любви в романе.
Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Значение заключительных сцен романа.
2



Практическое занятие. №3. Сочинение по темам:
-Образ «нового» человека в романе «Отцы и дети». - Борьба «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева. - Любовь и дружба в жизни Е. Базарова.
2
3


Самостоятельная работа студентов:
ВСР №10. Подготовка сообщения на тему: «Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).
ВСР № 11. Чтение и анализ эпизодов «Ася», «Вешние воды», «Рудин», «Накануне», «Стихотворение в прозе»

3ч.


Тема 2.4. Творчество Н.Г. Чернышевского
2/2/2
Содержание:




1
Практическое занятие №4. Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор)
2
2



Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции.
2



Самостоятельная работа студентов:
ВСР№12. Подготовка сообщения на тему: «Особенности жанра и композиции».

2ч.


Тема 2.5. Творчество Ф.И. Тютчева 4/-/2

Содержание:




Сведения из биографии.
2
2


Лирика любви. Стихотворения: «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь».
2



Самостоятельная работа студентов:
- ВСР №13. Подготовка сообщения на тему: «Символичность образов поэзии Тютчева.
2ч.


Тема 2.6. Творчество А.А. Фета
4/-/2


Содержание:
2ч.



1

Сведения из биографии. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье «На заре ты ее не буди...», «Еще одно забывчивое слово».
2
2


2
Поэзия как выражение идеала и красоты. Лирический герой в поэзии.
2



Самостоятельная работа студентов:
- ВСР №14. Подготовка сообщения на тему: «Гармоничность и мелодичность лирики Фета.
2



Тема 2.7. Творчество А.К. Толстого. 2/2/2
Содержание:




Сведения из биографии.
2



Практическое занятие. №5. Анализ стихотворения: «Меня во мраке и в пыли», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя».
2
2


Самостоятельная работа студентов:
ВСР №15. Анализ Стихотворения: «Не верь мне, друг, когда в избытке горя».
2ч.


Тема 2.8. Творчество Н.А. Некрасова.
2/2/2
Содержание:




Сведения из биографии.
2



Практическое занятие. №6. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.
2
2


Самостоятельная работа студентов:
ВСР №16. Сообщение на тему: «Своеобразие лирики Н.А. Некрасова» (1821-1877).
2ч.



Тема 2.9.Творчество Н.С. Лесков. 4/-/2
Содержание:
2ч.




1
Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов
духовного пути личности (смысл странствий главного героя).
2
2


2
Концепция народного характера. Образ
Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.
2



Самостоятельная работа студентов:
ВСР №17. Подготовка сообщения на тему: «Концепция народного характера».
2ч.


Тема 2.10. Творчество М.Е. Салтыков – Щедрин
4/-/2
Содержание:




1
Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). Объекты сатиры и сатирические приемы.
2
2


2
Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры.
2



Самостоятельная работа студентов:
ВСР№18. Подготовка сообщения на тему: «Объекты сатиры и сатирические приёмы ».

2ч.


Тема. 2.11. Творчество Ф.М. Достоевского
8/2/5
Содержание:




1

Сведения из биографии. «Преступление и наказание». Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.
2
2


2
Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.
2




3

Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.
2
2


4. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.
2



Практическое занятие. №7. Сочинение по темам: -В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников. -Уроки Мармеладова. -Страдание и очищение в романе.
2
3


Самостоятельная работа студентов:
ВСР №19.Символические образы в романе в романе Ф.М. Достоевского (1821-1881) «Преступление и наказание».
ВСР №20. Реферат на тему: «Отображение русской действительности в романе».
ВСР №21. Презентация: «Роль пейзажа в романе в романе «Преступление и наказание»
- Подготовка сообщения на тему: «Отображение русской действительности в романе.

5ч.



Тема 2.12. Творчество Л.Н. Толстого.
10/2/6

Содержание:




1

Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое
своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы.
2
2


2
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Идейные искания Толстого.
2
2


3
Мысль народная» в романе. Идейные искания Толстого
2



4
Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого.
2



5
Идейные искания Толстого
2



Практическое занятие. №8. Сочинение по темам: - Путь жизненных исканий Андрея Болконского» - Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». - Картины природы и их роль в романе «Война и мир». - Светское общество в изображении Толстого.
2
3


Самостоятельная работа студентов:
ВСР №22. Презентация: «Обзор позднего периода творчества Л.Н. Толстого: «Анна Каренина»»
ВСР №23. Презентация: «Кутузов и Наполеон».
ВСР №24. Чтение анализ эпизода «Севастопольские рассказы», романа «Война и мир»
6ч.



Обобщающее занятие за 1 семестр.
2ч.



84 ч. (68/16/42)




Тема 2.13.Творчество А.П. Чехова. 8/2/5

Содержание:
4ч.



1

«Человек в футляре». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Герои рассказов Чехова.
2
2


2

Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Герои рассказов Чехова.

2
2


3
Комедия «Вишневый сад». Своеобразие жанра.
2
2


4
Жизненная беспомощность героев пьесы. Символичность пьесы.
2
2


П.З. № 9. Сочинение по темам:
- Недотёпы» в пьесе «Вишневый сад». - «Нежная» душа или «Хищный» зверь. - Проблема будущего в комедии «Вишневый сад».
2
3


Самостоятельная работа студентов:
ВСР №25. Подготовка сообщения на тему: «Символичность пьесы». Роль А. П. Чехова (1860-1904) в мировой д
·раматургии театра.
ВСР №26. Подготовка сообщения на тему: «Роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра»
5ч.
1

Раздел 3.Зарубежная литература (обзор)

Тема 3.1. Оноре дэ Бальзак «Гобсек»
4/2/3

Содержание:




1
Характерные особенности развития критического реализма в 19 веке во Франции.
2
2


2
Краткий очерк жизни и творчества О. Бальзака. Бальзак – великий французский писатель – реалист
2
2


3
П.З. №10. Сочинение по теме : Мои размышления над страницами прочитанной книги
2
3


Самостоятельная работа студентов: ВСР №27. Подготовка сообщения на тему: « Поэты – импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо, О. Ренуар)
3ч.
1

Раздел.4. Русская литература на рубеже веков

Тема 4.1.Введение.
4/2/3
Содержание:




1

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.
2
1.2


2
Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.
2
3


3
П.З. №11.обобщающее занятие по теме : "Русская литература на рубеже веков"




Самостоятельная работа студентов: ВСР № 28. Подготовка сообщения на тему: «Полемика по вопросам литературы».
3ч.
1


Тема. 4.2.Творчество
И.А. Бунина, А.И. Куприн.
4/6/5



Содержание:




1

И.А. Бунин. Сведения из биографии.(По выбору преподавателя). Рассказ: «Господин из Сан-Франциско».
2
2


2
А.И. Куприн. Сведения из биографии. Рассказ: «Гранатовый браслет».




3
П.З. № 12. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни.
2
2


4
П.З. № 13.Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет».
2
2.3


5
П.З. № 14. Обобщающее занятие по творчеству: И. Бунина и А. Куприна
2
3


Самостоятельная работа студентов: ВСР №29. Анализ эпизода рассказа «Тёмные аллеи». И.А. Бунина.
2ч.
1


Самостоятельная работа студентов:
ВСР№30. Подготовить сообщение по теме: «Трагический смысл произведения». (По творчеству А.И. Куприна, И.А. Бунина).
5ч.
1

Раздел 5. Поэзия начала ХХ века

Тема 5.1. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.
4/4/4
Содержание:




Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
2
2


Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
2



П.З. №15. Творчество В. Брюсова
2
3


П.З. № 16.Обобщающее занятие по теме: " Поэзия начала ХХ века"
2
3


Самостоятельная работа студентов: -ВСР №31. Подготовка сообщения на тему: « Понимание символа символистами».
2ч.
2


Содержание:



М. Горький
4/4/4
1
М. Горький. Пьеса «На дне».
2
2


2
Спор о назначении человека. Герои пьесы
2
2


3
П.З. № 17. Типы персонажей в романтических рассказах писателя.





П.З. № 18. Сочинение по творчеству М.Горького.




Самостоятельная работа студентов:
Подготовка сообщения на тему:
ВСР №32. «Ранние рассказы Горького: «Челкаш». Правда жизни в рассказах». ВСР №33. Подготовить сообщение: «Новаторство Горького - драматурга»
3
1

Тема 5.3 Творчество А. А. Блока.
2/4/3
Содержание:




1
А.А. Блок. Сведения из биографии. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции.
2
2


2
П.З.№ 19. Сложность восприятия Блоком социального характера революции.
2
2


4
П.З.№ 20. Тема родины, тревога за судьбу России.
2
3


Самостоятельная работа студентов:
ВСР №34. Творчество А.А. Блока. Подготовить сообщение: «Тема Родины, тревога за судьбу России». ВСР №35. Подготовка сообщения на тему: «Природа социальных противоречии в изображении поэта».
3ч.
1

Раздел 6. Литература 20-х годов (обзор)



Тема 6.1.Творчество В.В. Маяковского.
4/2/3
Содержание:




1
Сведения из биографии.
2
2


2
Характер и личность автора в стихах о любви
2
3


3
П.З.№ 21 Обобщающее занятие по теме : «Творчество В. Маяковского"




Самостоятельная работа студентов: ВСР №36. Анализ стихотворений, чтение наизусть. Сатира Маяковского.
3ч.


Тема 6.2.Творчество С.А. Есенина
2/2/2
Содержание:




1
Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни.
2
2


2
П.З.№ 22. Обобщающее занятие по теме : «Творчество С. Есенина» (тест)
2
3


Самостоятельная работа студентов: ВСР №37. Чтение и анализ стихотворений: «Письмо матери», «Гой ты, Русь моя родная!»

2ч.


Раздел 7. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)


Тема 7.1.Творчество М.И. Цветаевой.
4/-/2
Содержание:




1
Сведения из биографии.
2
2


2
Основные темы творчества Цветаевой.




Самостоятельная работа студента: ВСР №38. Анализ стихотворений, чтение наизусть. («Имя твое – птица в руке»),
2ч.
2

Тема 7.3. Творчество О.Э. Мандельштама.
Содержание:




1
Сведения из биографии. «Петербургские строфы».
2
2

4/2/3
2
Поиски духовных опор в искусстве и природе
2
2


3
П.З. № 23. обобщающее занятие по творчеству Цветаевой, Мандельштам
2
3


Самостоятельная работа студента:
ВСР №39. Подготовка доклада на тему: «Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама».
3ч.
1

Тема 7.4. Творчество А.П. Платонова.
4/-/2
Содержание:




1
Сведения из биографии. Повесть «Котлован».
2
2


2
Поиски положительного героя писателем.
2
2


Самостоятельная работа студента:
ВСР №40. Подготовка сообщения на тему: «Традиции русской сатиры в творчестве писателя».
2ч.
1

Тема 7.5. Творчество М.А. Булгакова
6/2/4
Содержание:




1
Сведения из биографии. Роман «Мастер и Маргарита. Своеобразие жанра. Многоплановость романа.
2

2


2
Своеобразие жанра. Многоплановость романа.
2
2


3
Любовь и судьба Мастера
2
2


4
П.З. № 24. обобщающее занятие по творчеству М.Булгакова
2
3


Самостоятельная работа студента:
ВСР №41. Творчество М.А. Булгакова. Подготовка сообщения на тему: «Проблемы истины, сущности человека, смысла жизни и их решения в романе».
ВСР №42. Чтение романа «Белая гвардия».

4ч.

1

Тема 7.6. Творчество М.А. Шолохова.
8/2/5
Содержание:




1

Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» (обзор). Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Мастерство психологического анализа.
2
2


2
Роман «Тихий Дон» (обзор).
2
2


3
Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны
2
2


4
Мастерство психологического анализа
2
2


П.З. № 25. Сочинение по темам:
- Трагедия жизни Григория Мелехова. - Любовь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». - Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
2
3


Самостоятельная работа студента:
ВСР №43. Творчество М.А. Шолохова. Подготовка сообщения на тему: «Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова».
-ВСР №44. Чтение и анализ рассказа «Судьба человека».

5ч.

1

Раздел 8. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 8.1.Деятели литературы и искусства на защите Отечества
4/2/3
Содержание:




1
Деятели литературы и искусства на защите Отечества
2
2


2
Лирический герой в стихах поэтов- фронтовиков: К. Симонов, А. Сурков, М. Исаковский,
2
2


П.З. № 26. Произведения первых послевоенных лет.
2
3


Самостоятельная работа студента:
ВСР №45. Сообщение по теме «Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе».
ВСР №46. Чтение и анализ стихотворения: «Жди меня» К. Симонова
4ч.
1

Тема 8.2.Творчество А.А. Ахматовой.
2/2/2
Содержание:




1
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и значение происходивших событий в годы террора.
2
2


2
П.З. № 27. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.
2
3


Самостоятельная работа студента:
ВСР №47. Творчество А.А. Ахматовой. Анализ стихотворений: «Песня последней встречи».
ВСР №48. Анализ стихотворений: «Мне ни к чему одические рати», «Мужество».
2ч.
1

Тема 8.3.Творчество
Б.Л. Пастернака.
2/2/2
Содержание:




1
Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...
2
2


2
П.З. № 28. Своеобразие художественной формы стихотворений.
2
3


Самостоятельная работа студента:
ВСР №49. Творчество Б.Л. Пастернака. Анализ эпизода романа «Доктор Живаго».
2
1

Тема 8.4. Творчество
А.Т. Твардовского
2/2/2
Содержание:




1
Тема войны и памяти в лирике Твардовского. Лирика «Я убит подо Ржевом».
2
2


2
П.З. № 29. Обобщающее занятие. Сочинение по темам: - Тема памяти в литературе ВОВ. - Своеобразие военной темы в творчестве А. Твардовского. - Человек и стихия в творчестве Б. Пастернака.
2
3


Самостоятельная работа студента: ВСР №50. Творчество А.Т. Твардовского.
Подготовка сообщения на тему: «Художественное своеобразие творчества А. Твардовского».
2
1


Раздел 9. Литература 50–80-х годов (обзор)



Тема 9.1. Литература 50–80-х годов
4/2/3
Содержание:




1
Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю. Бондарев «Горячий снег». В. Кондратьев «Сашка».
2
2


2
Философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В. Быкова «Сотников».
2
2



П.З. №30. Сочинение по теме: "Новое осмысление проблемы человека на войне"
2
3


Самостоятельная работа студента:
ВСР №51.Подготовка сообщения на тему: « Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения».

3ч.


Тема 9.2. Поэзия 60-х годов.
4/2/3
Содержание:




1
П.З. №31. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Р. Рождественского,
2
2


2

Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой».
2
2


3
П.З. № 32. Авторская песня. Значение творчества Ю. Визбора в развитии жанра авторской песни.
2
3


Самостоятельная работа студента:
ВСР №52.Подготовка сообщения на тему: Поэзия 60-х. годов. «Многонациональность советской литературы».
ВСР №53. Подготовка презентации по творчеству В. Высоцкого.
ВСР №54. Анализ эпизода рассказа Ч. Айтматова «Буранный полустанок»
3ч.



Содержание:



Тема 9.3.Творчество А.И. Солженицына
2/-/1
1
Сведения из биографии. Новый подход к изображению прошлого в книгах А. Солженицына. «Матренин двор». 
2
2


ВСР №55.Самостоятельная работа студента:
Подготовка сообщения на тему: «Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести».
1
1

Тема 9.4.Творчество Н.М. Рубцова
2/2/2
Содержание:




1
Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы.
2
3



П.З. №33. Сочинение по творчеству Н. Рубцова




ВСР №56. Самостоятельная работа студента:
Анализ стихотворения «Тихая моя Родина», подготовка к сочинению.
2ч.
1

Тема 9.5.Творчество Расула Гамзатова
2/4/3
Содержание:




1
Сведения из биографии. Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало..Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова.
2

3


2
П.З. №34. Сочинение по творчеству Р Гамзатова.




3
П.З. №35. Обобщающее занятие по разделу «Литература 50 – 80 –х гг. XX века»
2
3


ВСР №57. Самостоятельная работа студента: Написать сообщение по теме: «Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова».



Раздел 10. Русская литература последних лет (обзор)

Тема 10.1. Литература последних десятилетий. Постмодернизм (обзор)
-/8/4
Содержание:




1

П.З. №36. Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями путях развит ия культуры.

2
3


2
П.З. №37. Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями путях развития культуры.
2
3


3
П.З. №38. Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями путях развития культуры.
2
3


ВСР №58.Самостоятельная работа студента:
Написать сообщения по теме: «Творчество А.В. Вампилова. Образ вечного, неистребимого бюрократа».

4ч.
1


П.З. №39. Обобщающее занятие в форме дифференцированного зачёта.

3


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.




Всего за 2 семестр: 150ч. (86/ 62/ 75)



Итого за курс обучения: 234 часа (156/78/117).




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места студентов;
рабочее место преподавателя;
рабочая меловая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный дидактический материал, справочный материал).
комплект учебно-методических пособий по литературе;
видеоматериалы
Технические средства обучения:
Компьютер
Телевизор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Журавлёв В.П. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2012г.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2012г.
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2012г.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2012г.
Дополнительные источники:
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 201г2.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2013г.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2013г.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2012г.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2013.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2012.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2012.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2012г.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2012г.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2012г.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2011г.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2012.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2012г.






Интернет-ресурсы:
http://www.feb-web.ru/index.htm Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".Совместный проект Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН) и Научно-технического центра "Информрегистр"Министерства по связи и информатизации Российской Федерации (НТЦ "Информрегистр")
http://www.md.spb.ru/goncharov/ "Гончаров". Сайт научного коллектива, издающего Академическое Полное собрание сочинений русского писателя Ивана Александровича Гончарова.
Культура письменной речи. Ссылки на Интернет – ресурсы http://www.gramma.ru/
Словари:
http://slovari.gramota.ru
http://www.slovari.ru
http://www.rubricon.com
http://www.sokr.ru
http://slovari.yandex.ru
http://vidahl.agava.ru
http://www.glossary.ru
8. http://www.edic.ru
Литература:
Nobel Prize in Literature Winners 2001-1901http://www.almaz.com/nobel/literature/literature.html
Всероссийский музей А.С. Пушкинаhttp://www.pushkin.ru/
Древнерусская литератураhttp://old-russian.chat.ru/
Жемчужины английской поэзииhttp://members.tripod.com/~poetry_pearls/
Заветный списокhttp://zs.phil.pfu.edu.ru/
Иосиф Бродский. Полное собрание сочиненийhttp://www.geocities.com/Athens/8926/Brodsky/
Каталог. Историко-литературное изданиеhttp://litcatalog.al.ru/
Классика.Ruhttp://www.klassika.ru/
Литература в 10-м классеhttp://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html
Литератураhttp://www.litera.ru/
М.А. Булгаковhttp://www.bulgakov.km.ru/
Макондо – мир Габриэля Гарсиа Маркесаhttp://macondo.h1.ru/index.php
Марина Цветаева. Жизнь в искусствеhttp://www.mtu-net.ru/rayner/
Приют спокойствия, трудов и вдохновенияhttp://www.libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm
Рисунок акварельюhttp://risunok.da.ru/
Роль портрета в художественном произведенииhttp://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»http://www.cl.ru/education/lib/data/r00104.htm
Русская поэзия 60-х годовhttp://www.ruthenia.ru/60s/



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
знать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX- XX вв;

· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

· основные теоретико-литературные понятия

Оценка индивидуальных сообщений обучающихся по опорным вопросам.
 
Оценка тестовых заданий.
Оценка аналитической работы обучающихся (анализ стихотворных текстов, эпизодов эпических, драматических произведений).
Оценка сочинений.
Оценка монологический устных высказываний обучающихся.
Оценка домашнего задания












Bђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915