Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время


 Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время
  Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», современная система образования должна не только вооружить  обучающегося знаниями, но и сформировать у него готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, учащиеся должны быть вовлечены в учебно – исследовательскую, проектную и информационную деятельность, в ходе которых они научатся изобретать и осваивать новое.        Проблемы, с которыми чаще всего сталкивается учитель в процессе преподавания  предмета – это низкий уровень усвоения  знаний, умений и навыков.
Каждый учитель решает для себя четыре главных вопроса: зачем учить, чему учить, как учить,  чем учить.  Первый вопрос – самый важный и самый смысловой. Вопрос «чему учить» относится к содержанию образования, «как учить» - к методам обучения, «чем учить» - к инструментарию  учителя.  Задачей любого учителя, на мой взгляд, является создание условий, при которых учащийся сможет и захочет учиться.
 Таким образом, в своей профессиональной деятельности, я определила  две основные  цели: развитие познавательного интереса у учащихся и предоставление инструментов, необходимых для  организации этого процесса, так как  считаю, что  именно познавательный интерес является одним  из основных  факторов, который  вызывает у детей  эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания, что переходит в творческую деятельность. Все новое рождает в человеке любопытство, переходящее в любознательность. Именно любознательность, на мой взгляд, является первым  шагом, начальным этапом в проектной деятельности.
 Дальнейшая индивидуальная или групповая работа  над поставленной учителем проблемой позволяет целенаправленно воздействовать на различные группы качеств личности. Учащиеся имеют возможность:
объективно оценить свои знания;
использовать индивидуальный или коллективный опыт работы над поставленной задачей;
совершенствовать свои   ораторские умения;
проявлять творчество и индивидуальность
видеть результат своего труда
Таким образом, в ходе организации работы школьников в проектной деятельности успешно реализуются следующие задачи:
образовательная -  вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно  по теме.
развивающая - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, формирование навыков проектной и исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с различными источниками информации, эрудиции
воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности.
Главным результатом использования проектной технологии можно считать   компетентность учащихся в предметной области и  мета - предметные компетенции:
умение анализировать,
структурировать и преобразовывать информацию,
уметь извлекать пользу из опыта,
умение сотрудничать в группе,
нести ответственность за конечный результат.
Таким образом, в виду перемен, происходящих в современном образовании, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, я определила цель своего  педагогического опыта:
- развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса  к проектной деятельности
Новизна педагогического опыта  состоит в создании  целостной системы работы по формированию навыков проектной деятельности на уроках и внеурочное время.
Ключевая идея  педагогического опыта   - идея личностно- ориентированного, компетентстного и деятельностного подходов.