Статья: Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время.

Опытно-Экспериментальная и проектно- исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время.
Е.А.Жихарева, Л. А. Батлукова.
МКОУ СОШ №12, г. Лиски, Воронежская область

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Исследовательская деятельность подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога. Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаем следующие задачи:
обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы; видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
помогать использовать разные источники информации, приемам ее систематизации, сопоставления, анализа;
подкреплять знания практическими делами, использовать специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Целью нашей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. Познавательную деятельностью организуем как на уроке, так и вне его и направляем на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.
Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и вне урочного время разделили на несколько видов.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время: написание исследовательской работы, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.
Свои уроки строим так, чтобы, у каждого ученика раскрылся творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника процесса.
Очень тщательно продумываем вопросы и задания к каждому уроку, так, как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность.
В учебное исследование, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижение гипотез учим с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняем, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или текста учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснения фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему”, “Чем объяснить”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.
Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.
Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляем через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ. Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формируем у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.
В своей педагогической деятельности исходим из следующих принципов:
- Принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник – самобытен;
- Верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;
- Уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, не унижать его достоинства;
- Не сравнивать его ни с кем, сравнивать только результаты действий.
Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия открытости, психологической комфортности. Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а так же добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Наша задача – научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания; Выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для доступа к информации, обработки информации.
Считаем что основной задачи учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным. Развитию навыков исследовательской деятельности способствует нетрадиционные формы занятий: уроки – лекции, уроки – семинары, уроки – зачеты, уроки - практикумы.
Урок – лекция воспитывают у учащихся самостоятельность, теоретическое мышление. Формы лекции: вводная, обзорная, обобщающая. Необходимо во время лекции ученикам делать записи.
Урок – семинар. Учащимся даем индивидуальные или групповые задания (в настоящие время используем для подготовки к ЕГЭ), подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят исследование и говорят по ним краткие сообщение. После их выступления другие школьники принимают участия в обсуждение их материалов, делают дополнения, анализируют выступления. Те учащиеся, которые не успели, выступить на семинаре, сдают тетрадь с выполненной работой.
Урок – зачет носит форму деловой игры, смотра знаний или похож на вузовский зачет. На зачете проверяем умения определять, объяснять, прогнозировать.
Уроки – практикумы проводим в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.
Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаем школьникам домашнее задние исследовательского характера. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсий, работа с периодической печатью.
Желание заняться исследовательской работы появилось у многих учащихся 8 и 9 классов, которые приступили к разработке тем «Проблемы озера Богатое», «Берегите Землю».
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объем знаний, добытым самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы в форме деятельности. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Литература
Андриянов А. П. Формирование экологической культуры с помощью поэтических образов. // География в школе. -1998.-№3.- С.66.
Даринский А.В. Краеведение в современной школе. // География в школе. -2003. -№1. – С. 63.
15