Урок по теме Что значит быть моральным


МКОУ « ПАВЛОВСКАЯ СОШ»


УРОК ПО ТЕМЕ: « ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ
МОРАЛЬНЫМ?»

УЧИТЕЛЬ: НЕПРАН ЭЛИНА ФЁДОРОВНА



15 ЯНВАРЯ 2013 Г.


Тема : Что значит быть моральным?
Класс : 4
Тип урока: комбинированный
Цель:
1. Обучающая: Формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.
2.Развивающая: Развитие коммуникативных способностей обучающихся. Накопление социокультурного опыта.
3. Воспитательная: Духовно-нравственное воспитание.
.Оборудывание : экран, раздаточный материал с заданиями, макет путешествия по городу, посадочные места для групповой работы
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель напоминает учащимся правила ведения урока (слайд 1)
2. Работа по теме урока.
Учитель зачитывает стихотворение: « Что значит быть моральным?»( слайд 2+ музыкальный фрагмент)
Что значит быть моральным?
Нам выбрать ту дорогу,
Шагая по которой
С добром пойдём мы в ногу.
Что значит быть моральным?
Поразмышлять нам надо.
Когда свершаешь подвиг,
Не требуя награды.
Когда отдашь не глядя
Последнюю краюшку.
Когда не обижаешь
Добрую старушку.
Когда в беде над другом
Не будешь ты смеяться.
Над маленьким котёнком
Не будешь издеваться.
Что значит быть моральным?
Не навредить другому.
Библейские заветы
Взять в жизни за основу.
Что значит быть моральным?
Душе не дать лениться .
От доброго –добро,
От злого-зло родиться.
Что значит быть моральным?
Нам выбрать ту дорогу,
Шагая по которой
С добром пойдём мы в ногу ( автор Непран Э.Ф.)
Вопрос детям : какой вопрос нам задают в стихотворении?
Учитель : тема нашего урока Что значит быть моральным? ( слайд 3)
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о морали. На свете много разных
правил. Без них трудно или вообще невозможно. Есть правила русского языка ,есть
правила дорожного движения. Мораль –это правила доброго поведения ( слайд 4),
а добро –основная моральная категория.
Задание детям: составить синквейн на тему ДОБРО ( дети подбирают слова по
группам: первая- 2 прилагательных, вторая- 3 глагола, третья- фраза из 4-х слов,
четвёртая- новое звучание темы,1 существительное.)

Учитель : Когда мы говорим « добро» , то имеем в виду всё хорошее, всё полезное , всё , что
помогает человеку жить и защищает жизнь. Человек всегда стоит перед выбором между
добром и злом ( слайд 4). Моральный долг человека –творить и утверждать добро на
земле. ( слайд 5- кадры, предлагаемые детям демонстрируют проявления добра и
зла в жизни) ) . Выбор дороги по которой пойдёте вы за вами.
А теперь , ребята , я предлагаю вам закрыть глаза и помечтать. Сейчас мы с вами
окажемся в необычном городе. Все жители этого города выбрали для себя дорогу
Добра и живут по правилам морали. ( дети открывают глаза –на доске макет города)
Мы с вами отправляемся в путешествие по городу.
Вопрос детям : отгадайте загадку.
Снаружи смотришь дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Собрались сказки старины ( библиотека)
Учитель : итак , мы с вами попадаем в городскую библиотеку. Любимые книги
жителей города- это притчи. Как вы думаете почему? ( ответы детей)
Задание детям: работа с притчей « Всё в твоих руках» ( дети читают притчу и
отвечают на вопросы после текста)
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Всё в твоих руках
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из
них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями.
Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к
Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их
ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках. (слайд 7)

Вопрос детям : Что же в руках мальчика?
Какой выбор сделает ученик?
Как можно оценить убийство бабочки?
А сохранение её жизни?
(ответы детей)
Учитель: мы продолжаем наше путешествие по городу. Отгадайте следующую загадку:
Тут и свежесть, и прохлада-
Лучше места и не надо
Нам гулять с тобой не жарко
По аллеям в нашем ( парке)
Мы с вами попали в чудесный парк. Он носит название « Парк Дружбы». Обратите
внимание на необычные деревья в парке ( деревья выполнены учащимися на
предыдущем уроке по теме « Дружба»- на кроне пословицы о дружбе)
Задание детям: восстанови пословицу.( каждой группе даётся по 2 пословицы)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
-Без друга в жизни туго;

- Не мил и свет, когда друга нет;
- Без друга на сердце вьюга;

- Дерево живёт корнями- а человек друзьями;
- Нет друга- ищи, а нашёл- береги;

-Птица сильна крыльями, а человек дружбой;
- Один в поле не воин. ( слайд 8)
3.Физкультминутка ( слайд 9 +музыкальный фрагмент)
4. Работа по теме урока.
2. Работа по теме урока.
а мы отправляемся дальше и попадаем. ( слайд 10+ музыкальный фрагмент)
Оваций шум и крики « Браво»
Приятны, что уж там таить.
Артисты там работают,
А зрители им хлопают( театр)
И мы сейчас с вами посмотрим сценку « » ( слайд10- видеозапись инсценировки сценки)
Вопрос детям : Чему вы научились ,просмотрев эту сценку.
Учитель: продолжим наше путешествие:
Не принято здесь громко говорить
И строгие глядят с портретов лица.
Здесь каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи
Экскурсовод спокойный ,умный, строгий
Увидеть здесь вас снова будет рад(музей)
Мы сейчас с вами находимся в музее. Каждая историческая эпоха гордиться людьми,
которые готовы жертвовать собой ради других людей, совершили моральный подвиг.
Сейчас наши экскурсоводы расскажут о них. ( выступления детей)
( слайд 11)
Учитель: А мы приближаемся к конечному пункту нашего путешествия
Стоит дом,
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт( школа)

Мы с вами заглянем в школу ,где учатся такие же мальчишки и девчонки как вы ,на
уроках они учатся доброте, правильному поведению по отношению к своим близким
и другим людям.
Задание детям: Продолжи фразу: « Что значит быть моральным?....( ответы детей; ответственные -лидеры групп) ( слайд12 )
5. Рефлексия.
Учитель: Ребята, скажите ,кого не хватает в нашем городе? ( ответы учащихся).
Правильно людей. Я предлагаю вам заселить наш город.
Задание детям: наделить макет человечка качествами, которыми должны обладать
люди, живущие в нём и поселить их на его улицах. ( если ты сам хочешь жить в этом
городе, нарисуй человечку сердце) (слайд 13)
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание.
-Прочитать урок 15
-Придумать название нашему городу
* Сочинение : « Что значит быть моральным?»






















ђ Заголовок 1ђ Заголовок 315