Доклад на тему Коммуникативный подход к обучению русскому языку


Коммуникативный подход к обучению русскому языку.
Коммуникативный подход к обучению русскому языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся младших классов.
Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. Когда сегодня говорят, о катастрофическом падении интереса к русскому языку думается, выход из этого положения в поисках и использовании нетрадиционных форм и методов обучения, направленных на освоении речевых богатств русского языка, основа которых закладывается в начальных классах.
Отношения учителя с учащимися должны начинаться со слова. Поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация, опора на эстетическое в жизни ребят является для учителя тем учебным фундаментом, на которым будет расти, развиваться школьник.
Я за коммуникативный подход в обучении русскому языку в национальной школе, основная характеристика которого заключается в формуле «учится общению общаясь». Следовательно и всю методическую систему своей работы строю с учетом особенностей выбранного мною подхода.
Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные, прежде всего, с развитием детского речевого творчества.
Первое направление – это игра. Принцип коммуникативного обучения легко осуществляется в игровой деятельности, так как эта естественная деятельность, требующая речевых действий.
Например «Рассказ по кругу». Учителем (ребенком) определяется речевая ситуация: « Узнай что – либо, о чем – нибудь спроси и расскажи об этом».
«Эстафета – рассказ». Эстафета двух команд: кто за определенное количество времени удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры имеет право добавить только одно – два предложения, к уже написанному. Тема рассказа определяется учителем или учащимися, например: Что скажем мы о доброте…», « Это было недавно…» и тд. Цель данной игры – активизировать спонтанную речь детей; перед играющими жеи ставится отвлекающая, не учебная цель – добиться победы команды, причем победы, которую можно завоевать только языковыми средствами.
« Игра мимики и жестов». Для выполнения такого игрового задания необходимо создать речевую ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние , например, дети произносят фразу: « Я восхищаюсь, представляя себе следующие ситуации:
а) вам преподнесли подарок, выразите свое удовольствие;
б) вы на берегу реки, окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места, выразите свою удовлетворение;
в) вы видите котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите это чувство.
Можно предложить детям произнести слово, фразу, сопровождая их разными жестами, например: «Все было очень хорошо»:
А) приложите руку к сердцу (подтекст «Спасибо»);
Б) приложите обе руки к груди (подтекст: « Я говорю это от всей души, искренне».
Применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности и обеспечивает коммуникативный, творческий подход к обучению.
Второе направление – творческое сочинение. Слово – это живое существо. Оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть или добрым или злым, т.е. внутри себя содержать или положительный, или отрицательный заряд (отталкиваясь от лексического значения). Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком или «+» или «-»
Я говорю ученикам: « Ребята, произнесите любое слово и подумайте, доброе оно или злое. Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к исходному (данному) слову по принципу: доброе тянется к доброму. Подумав, дети называют своеобразное магнитное поле слов. У каждого свои варианты, происходит непроизвольное наращивание лексики, мотивированной внутренними мыслительными ассоциациями ребенка. На основе этого следует задание: составить текст, определить его тип.
Например, слово война («-«) – взрыва, страшно, грязно, стреляют, убивают, солдаты, слезы, смерть.
Применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности и обеспечивает коммуникативный, творческий подход к обучению.