Развивающие пальчиковые игры для детей от 2 до 5 лет


Развивающие пальчиковые игры для детей от 2 до 5 лет.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
"Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Почему так происходит? Пальцы рук снабжены большим количеством нервных рецепторов. На кистях расположено множество акупунктурных точек (по этому указателю кисть не уступает уху и стопе), массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.Ещё в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.


ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе - рубим капустку)
Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку) Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки-вперёд-назад) Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем) Хороша капуста!
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
-С этим братцем щи варил,
-С этим братцем кашу ел,
-С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
ЧАСТИ ЛИЦА
Стенка, стенка
(потрогать щечки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь - звонок!
(нажать на носик)
СОРОКА-ВОРОНА
Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,Деток кормила.Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала:Он дрова не рубил,Он воду не носил,Он печку не топил,Он кашу не варил,Он Машу не кормил.
ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спит,Никто больше не шумит.
Показать ладошку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Р-р-р!"
Два быка: "Му-у!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (стучим о коленку « замочком»)
Мы замочек повертели (движения сцепленными руками в стороны)
Мы замочек покрутили (круговые движения сцепленными руками)
И открыли . (расцепляем «замочек» и
разводим руки в стороны).
ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ.
Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,Ладушки – ладошки.Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки. Ах, какие ладушки, Ладушки – ладошки. Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щеку)
Отдохнуть немножко. Ах, какие ладушки, Ладушки – ладошки.
Ладушки-ладошки.
Ладушки-ладошки
Звонкие хлопушки, (хлопки в ладоши)
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
Кашку варили, (круговые движения указательным пальцем по ладошке)
Ложечкой мешали,
Куколку кормили, (угощаем правой рукой, ладошка кверху)
Кошечке давали. (угощаем левой рукой)
Кулачки сложили, (сделать кулачки и стучать друг об друга)
Кулачками били,
Тук-тук - тук - тук-тук,
Тук-тук-тук - тук-тук-тук.
Ладошки плясали, (ручки вверху, «фонарики»)
Деток забавляли,
Ля-ля-ля-ля-ля,
ля-ля-ля-ля-ля-ля.
Ладошки устали, (положить ручки под щёчку )Ладошки поспали,
Баю-баю-баюшки,
Баюшки – баю.
Пальчики.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
-Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики: Ура!
В детский сад идти пора!
(Загибание пальцев, начиная с мизинца.Грозим указательным пальцем другой руки большому пальчику.
Разгибание всех пальцев, показываем их).Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(На первые две строчки делаем «фонарики» перед собой; затем загибаем по одному пальчику. Тоже самое на другой руке).Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиками большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.Проделать тоже самое левой рукой).Ручки
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок.
Разожми и на бочок.
Руки на коленочки, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка…кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда.
(На первые строчки-ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке. На 8 строчку развести руками. На 9-погрозить пальчиком. На последнюю - имитировать бег пальцами).Мама, папа, я…
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик-это я.
Вот и вся моя семья!
(поочерёдное загибание пальцев, начиная с большого пальчика, то на правой, то на левой руке).
Котятки
Все котятки мыли лапки.
Вот так! Вот так!
Мыли ушки. Мыли брюшки.
Вот так! Вот так!
А потом они устали.
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали.
Вот так! Вот так!
(Имитируем все указанные в стихотворении движения).

Кто игрушки разбросал?
Кто с игрушками играл? (грозят одним пальцем.)
Кто игрушки разбросал?
Куклу бросил под кровать (сжимают и разжимают пальцы.)
И не хочет поднимать.
Мячик закатил под стол - (соединяют кончики пальцев, имитируя мяч.)
Сам ко мне он не пришёл. («шагают» пальцами по столу.)
Я игрушки собираю, (сжимают и разжимают пальцы.)
Больше их не разбросаю! (хлопают в ладоши.)
Игрушки.
У Антошки есть игрушки: (поочерёдно сгибают пальцы в кулак,Вот весёлая лягушка. начиная с большого.)
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
Морковка
Раз – морковка, (показываем правую ладошку)
Два – морковка, (показываем левую ладошку)
Урожай разделим ловко. (хлопаем в ладоши)
Эту мы подарим мишке, (загибаем поочерёдно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)
Эту серому зайчишке,
Эту съест волчонок Федя,
Не обидим и медведя.
А теперь ,дружок, давай – ка (сжимаем и разжимаем пальчики).
Все морковки сосчитай – ка.
Зима
Снег ложится на дома, (разводим руки в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (руки «домиком».)
Тихо (палец к губам)
к нам идёт зима, («идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
Новый год
-Здравствуй, Дедушка Мороз! (ладонь поглаживает подбородок - «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (вертим кистями.)
Новогодние игрушки
Праздник приближается, (поднимают руки вверх и, опуская вниз,Ёлка наряжается. разводят в стороны.)
Мы развесили игрушки: (хлопки ладошками.)
Бусы, шарики, хлопушки. (сжимают и разжимают пальчики.)
А здесь фонарики висят, (ручки вверху - «фонарики».)
Блеском радуют ребят.
**********************************************************
Ох, как холодно зимой! (сжимают и разжимают пальцы.)
Не хочу идти домой!
Нужно ручки мне согреть. (делают повороты кистями рук.)
Подышать: «Х – Х – Х!» - (дышат на руки.)
И потереть. (хлопают в ладоши.)
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Что зимой мы любим делать? (поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Висят на ёлке бусы, (загибают по одному пальцу.)
Хлопушка и звезда.
Мы любим нашу ёлку, (хлопают в ладоши.)
Да, да, да!