Презентация по русскому языку на тему :ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.


Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс: 3
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.
Тип урока: рефлексия (деловая игра)
Технологии и методики: проблемные технологии, игровая (урок-игра «Редакция»), технология сотрудничества.
Цель: развитие умений находить в словах орфограмму-букв непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм.
Образовательно-развивающие задачи:
1. Уточнение знаний учащихся о правописании слов с непроизносимой согласной;
2.Обучать детей овладению последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.
3. Обогащение словарного запаса детей.
4. Развивать орфографическую зоркость.
5. Развивать фонетический слух, устную и письменную речь.
6. Развивать зрительную память, устойчивость внимания.
7. Развивать аналитическое мышление.
8. Развивать коммуникативные умения (работа в группах).
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать положительную мотивацию к учению.
2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.
3. Воспитывать чувство коллективизма и уважительное отношение к труду журналистов.
Оборудование:
1. Почтовый ящик
2.Компьютер
3. Экран.
Демонстрационный материал:
Презентация к уроку (Power Point)
Раздаточный материал: Карточки для работы в группах
1. ОРГМОМЕНТ.
Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди – покруче, будут старты,
И посерьёзней, будут, а пока:
Нас ждёт урок русского языка.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Руки! На месте!
Ноги! На месте!
Локти! У края!
Спинка! Прямая!
Я рада вас всех видеть! Думаю, каждый из вас подарит сегодня друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне и нашим гостям. А теперь глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и огорчения. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и удачи.
- Сегодня к вам на урок я пришла не одна, а кто узнал нашего гостя?
- Мурзилка.( слайд)
- И он принес вам детский журнал, который так и называется «Мурзилка». Вам знаком журнал? Посмотрите.
- Наш гость хочет не только познакомить вас со своим журналом, но и помочь вам освоить азы некоторых профессий, связанных с журналистикой.
-Мы будем работниками редакции этого журнала. Чтобы дети могли получить такой красочный, интересный журнал, над ним должны поработать очень много людей: журналисты, художники, корректоры, печатники.
- Мы будем работать сегодня в группе. А кто вспомнит правила работы в группе. (слайд)
2. РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.
-Каждый журналист должен хорошо владеть информацией и уметь ее найти.
- А кто такие журналисты? ( ответы детей заранее подготовленные). Журналисты работают в отделе «Информации». ( слайд) Вы сейчас будете работниками этого отдела
- Уважаемые коллеги, откройте ваши деловые блокноты и запишите число и классная работа. (записано на доске)
-На партах у вас лежит карточка белого цвета, поработав с которой, вы сможете овладеть новой для себя информацией.
-Прочитайте текст про себя. Объясните значение слова окрестность.(объясняют своими словами) .
-Найдите в тексте значение слова окрестность прочитайте в слух.
-А кто такие окрестные жители? (люди которые живут рядом с какой-то местностью).
- А что находится в окрестностях нашей школы? Какие объекты? (Спортивная, Профсоюзная , музей, ЦДТ, хоккей).
- Давайте составим предложение с этим словом (варианты детей).
В окрестностях нашей школы……….

3 Определение темы и целей урока.
-Журналисты должны быть грамотными.
- Давайте запишем слово окрестность в своих блокнотах (учитель диктует и пишет на доске).
-А теперь произнесите это слово. Что заметили? (мы не произносим звук т).
- Давайте запишем транскрипцию слова окрестность.( акр,эснас,т,).
- А какие опасные места есть в слове?(где звуки не совпадают с буквой)
-Чем отличается слово и его транскрипция?
- Что еще мы видим? (в слове есть буква тэ, а звука нет).
-Давайте вспомним, как называется эта орфограмма (непроизносимый согласный).
- А как вы думаете, какова тема урока? (варианты детей).
- Все верно. Тема нашего урока: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова). (слайд)
- Какова наша цель на уроке? (будем тренироваться в написании слов).

-Следующий отдел, в котором мы попробуем свои силы - называется отдел «писем». (слайд)
- В редакцию журнала «Мурзилка» приходит очень много писем от детей, где они предлагают интересные игры и задания. Работники отдела «писем» отбирают самые интересные и помещают их в журнал. Мурзилка вам тоже приготовил задание.
- Возьмите карточку желтого цвета
-Расшифруйте пожелание, замените картинки или слова по смыслу. Что бы получились связанные по смыслу предложения.(проверка по образцу)
_ Поставьте + или + -
- Давайте следовать пожеланию Мурзилки.
- И предлагаю вам отдохнуть.
Ф И З М И Н У Т К А
4. Развиваем умения работать по алгоритму.
- Далее в работу вступают печатники. (Слайд)
-Кто такие печатники? (ответ детей).
- Предлагаю выполнить упр 79 стр 74.
-Прочитайте задание.
- Давайте вспомним алгоритм работы с этой орфограммой. (вывешиваю на доску)
-1. Произнести слово.
-2.Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков.
-3. Проверяю. Подбираю однокоренное слово , так чтобы непроизносимый согласный слышался отчетливо.
-4. Выделяю орфограмму.
- Возвращаемся к нашему заданию, записываем словосочетания и комментируем.
- Как мы проверяли написание непроизносимого согласного? ( однокоренное слово)
- Из отдела «писем» мы переходим в отдел «Корректоров». (слайд)
-Кто такие корректоры?
-Я предлагаю нам поработать корректорами. На каждой парте карточка зелёного цвета на ней текст, который вы должны отредактировать.
Внимательно прочитайте и если найдете ошибки- исправьте. -И так, уважаемые работники отдела приступаем к корректированию . Работаем на карточке, ручкой.
- Сравните свой ответ с эталоном. (слайд)
- Если все верно поставьте плюс, если есть ошибки то +-
-Если время то «Аукцион»
- У любого журналиста должен быть большой словарный запас предлагаю поиграть в «Аукцион».
- Продаются слова с непроизносимым согласным в корне.
7.ИТОГ РАБОТЫ.
-Наша работа в отделе подошла к концу, чтобы закрепить умения, дома вы выполните задание творческого характера. (вы получите карточки со словами на изученное правило. Составите рифмовку. Можно использовать не все слова)8. РЕФЛЕКСИЯ.
- Кто-нибудь из вас захотел стать журналистом …., поднимите руку.
- На столах у вас стоят ручки разного цвета. Оцените свою работу в группе- Если у вас получалось работать вместе, возьмите ручку зеленого цвета, если нужно ещё постараться выслушивать друг друга - синюю, а если пока не получилось то красную.( слайд)
- Поднимите вверх свои ручки.
-Ну, а чтобы проверить с каким настроением вы уходите с этого урока. Для этого на ваших листочках напишите отзыв о нашем уроке и отправьте их в отдел писем для главного редактора журнала «Мурзилка».
- Это можно сделать одним словом: понравилось, я очень доволен, я скучал, интересный урок, узнал новое, ничего нового не узнал. (Слайд)
- Кто хочет зачитать свой ответ?
- Опустите свои ответы в ящик.
-Мы тоже написали отзыв о нашей работе (опускаю в ящик) Хотите узнать какой? Спасибо за урок! Нам понравилось работать с вами!
-Коллеги! Большое спасибо вам за слаженную работу. Урок окончен.
Прочитай текс. Что нового для себя ты узнал?
Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало «вокруг, около, на все четыре стороны». А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности. Догадайтесь, кто такие окрестные жители.
Солнце, чувство, празник,
Серце и проказник,
Лестница и звёзный,
Здравствуйте и поздний.

Злосный, неизвестный,
Месный, устный, честный,
Грустный и ненастный,
Радосный , несчастный.
Солнце, чувство, празник,
Серце и проказник,
Лестница и звёзный,
Здравствуйте и поздний.
Злосный, неизвестный,
Месный, устный, честный,
Грустный и ненастный,
Радосный , несчастный.