Урок по русскому языку для 3 класса «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»


Никитина Наталья Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»
Класс: 3
Тема урока: «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»


Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа 2100»)
Тема: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. В данной теме урок № 2.
Цель: развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания согласных букв в корне слова.
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для закрепления умений учащихся проверять буквы согласных звуков в корне слов по обобщённому правилу и развивать умение видеть изученные орфограммы в словах;
- отрабатывать умение правописания слов с изученными орфограммами.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся: чувства любви к родному языку и окружающему миру, уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Развивающие:
- развивать у учащихся: речь, память, мышление и мотивацию к изучению предмета.
Оборудование: кроссворд, семафоры, презентация к уроку, задания от Осени,. осенние листья, учебники
Ход урока:
Оргмомент.
Учитель:
Всё начинается со школьного звонка,В далёкий путь отчаливают парты,Там, впереди - покруче, будут старты, И посерьёзней, будут, а пока:Нас ждёт урок ...русского языка.
Словарная работа.
Отгадайте загадку:
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счёт он дням ведёт.
(Календарь.) (Календарь – способ счисления дней в году.)
Пальчиковая гимнастика:
На руке моей 5 пальцев: 5 – держальцев, 5- хватальцев,
Чтоб держать и чтоб пилить, чтобы брать и чтоб дарить,
Чтобы их же посчитать: 1, 2, 3, 4, 5…

Учитель:
- Запишите это слово самостоятельно, выделите корень, подчеркните «опасные места». Составьте и напишите два однокоренных слова слову «календарь» (календарный, календарик).

- Какие слова называют однокоренными? (Слова близкие по значению, с общей частью – корнем.)
- Какое время года на календаре? (осень)
Чтение учителем стихотворения Бунина И. «Листопад», показ иллюстрации с изображением осени:
(СЛАЙДЫ 2,3,4,5 с изображением осени)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Посмотрите, на это разнообразие цвета листьев в осеннее время…(5 слайд)
Меняя окраску, листья напоминают узоры игры «Калейдоскоп». А что такое «калейдоскоп»?
Калейдоскоп - оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающиеся в разнообразные узоры, (детская игрушка).
- Ребята, а у кого в детстве была эта игрушка?
- Сегодня на уроке русского языка мы поиграем в игру, а её название нам скажет Осень. А принесла их нам красавица – Осень (входит Осень, показывает название игры: «Осенний калейдоско…», раскладывает осенние листья, на обратной стороне которых даны задания).
Только узоры нашего калейдоскопа составят задания по русскому языку.
Дети хором: Осень, осень, в гости просим!
Осень: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам сыграть в игру «Осенний калейдоскоп». Только сменой узоров будут разнообразные задания по русскому языку, написанные на листочках.
- А какие орфограммы присутствуют в слове «осенний»? (удвоенная согласная в корне слова - осенний).
- А можно ли проверить? (нет, такие слова надо запомнить).
- Какая буква пропущена в слове «калейдоскоп»?
- На какую орфограмму?
- Как проверить?
- Сегодня, это одна из орфограмм нашего урока.
- Какие ещё орфограммы согласных в корне слова вы знаете? (непроизносимая согласная в корне слова).
- А как её проверить? Давайте вспомним правило (стр. 83) (Слайд 6)
6286657150ПРАВИЛО:
Когда мы проверяем написание букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в корне и непроизносимые согласные звуки в корне слова, мы действуем одинаково.
00ПРАВИЛО:
Когда мы проверяем написание букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в корне и непроизносимые согласные звуки в корне слова, мы действуем одинаково.

Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
5. Задания из «Осеннего калейдоскопа»:
- Какая орфограмма станет ещё одной героиней нашего урока, вы сможете ответить, выполнив задание «Осеннего калейдоскопа».
ЗАДАНИЕ № 1
Игра «Найди лишнее», это задание содержит орфограмму…
( Слова: справедливость, доброта, хвастливость - даны на СЛАЙДЕ 7)
- По какому признаку определите «лишнее» слово? (доброта – на конце слова нет мягкого знака; хвастливость – отрицательная черта характера человека).
- А по какому ещё признаку можно выбрать это слово? (непроизносимая согласная «т» в корне слова).
- Прочитайте ключевые слова темы, стр. 85 (СЛАЙД № 8)
- Кто догадался, какая будет сегодня тема урока?
Тема записана на доске: «Правописание проверяемых согласных в корне слова».
6. Сформулируйте цель нашего урока?
- Находить слова с орфограммами-буквами согласного в корне, с непроизносимыми согласными звуками, обозначать их на письме, применять общее правило правописания.
ЗАДАНИЕ № 2 «Составь предложение».
- Составьте и запишите предложение со словом (на слайде № 7), обозначающим положительную черту характера (доброта, справедливость).
- Ребята, а из какого источника информации будет следующее задание нашего калейдоскопа, вы поймёте, собрав слово…
ЗАДАНИЕ № 3 Игра «Шифровка»
У - ч-е-б-н-и-к.
Работа по учебнику: стр. 83, упр. 94
- работа с текстом упражнения;
- самостоятельное выполнение упражнения (с последующей проверкой по эталону «По - секретику»).
- Дети, выполнив задание до конца, просигнальте семафорами.
7.Физкультминутка (под музыку):
Учитель называет парный согласный,
дети «рисуют» движениями туловища его пару,
строчную согласную: «т», «з», «к», «ж», «ф
ЗАДАНИЕ № 4 Отгадывание кроссворда (класс делится на 6 групп)

КРОССВОРД:
Задания:
Этот овощ убирают в конце осени…
Опадание листьев у деревьев…
Осенью оно светит реже…
Существительное, образованное от глагола – моросить…
Ключевое слово: осень

1. м о р к о в ь 2. л и с т о п а д
е 3. С о л н ц е 4. и з м о р о с ь 8.Д/з: упр. 99, стр. 85
9.Рефлексия: Учитель: Посмотрите на листья клёна, на что они похожи? (на пальцы руки)
Зажмите пальцы в кулак и …
- Кому было интересно – разожмите мизинец;
- Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный;
- Кто хорошо работал на уроке – средний;
- Кто помогал работе в группе – указательный;
- Кому урок понравился – большой;
Осень: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания «осеннего калейдоскопа». Вы хорошо знаете русский язык. До новых встреч!
Учитель: Ребята, а мы достигли цели, которую ставили в начале урока?- Чему мы учились на уроке?