Конспект урока русского языка по теме Правописание проверяемых согласных букв в корне слова


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме:
«Правописание проверяемых согласных букв в корне слова»
(УМК «Школа 2100», 3 класс)

Выполнила: Ярова Л.В.
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2015

Оглавление
Введение ………………………………………………………… 3
Основное содержание …………………………………………... 4
Заключение …………………………………………… 9
Список литературы ……………………………………………. 10
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы -  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100»
Тема: правописание проверяемых согласных букв в корне слова.
Образовательные цели: дать обучающимся представление о новой орфограмме (проверяемой согласной букве в корне слова); формировать умение находить новую орфограмму, применять правило к новой орфограмме и графически обозначать её.
Развивающие цели: развивать внимание, мышление, речь обучающихся.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
Организация класса.
Нам радостно, нам весело.
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение.
Серьёзным быть пора.
Ручки опустили, головку наклонили,
Глазки прикрыли, ротик закрыли
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного.
Актуализация знаний.
Повторение знаний о согласных звуках.
Языковой материал: к ш г ж д п в ф с т б з
Задание: какие звуки обозначают эти буквы?
-По какому признаку их можно разделить?
-Запишите эти буквы парами.
Образец: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш
Проверка задания (фронтально).
Языковой материал:
моро_ коля_ка
гри_ кно_ка
сторо_ избу_ка
жира_ була_ка
кру_ про_ьба
моло_ сла_кий
Задание: прочитайте слова 1-го столбика.
Какая орфограмма в этих словах? В какой части слова находится?
Как будем проверять? (Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после согласной стояла гласная).
Покажите на веерах, какие согласные нужно вставить.
Умнички! Почему вы справились с этим заданием?
А сами сможете подобрать слово к этому правилу?
Проблемная ситуация.
Задание: прочитайте слова 2-го столбика.
Какая орфограмма в этих словах? В какой части слова находится?
Покажите на веерах, какие согласные нужно вставить.
(Мнения уч-ся разделились.)
Постановка учебной задачи.
-Сравните слова 1-го и 2-го столбика.
-Какую орфограмму надо проверять?
-В какой части слова находится орфограмма в словах 1-го столбика? (В корне на конце слова.)
-В словах 2-го столбика? (В корне в середине слова.)
-Почему возникли затруднения? (Не знаем правила проверки парных согласных в середине слова.)
-Чему будем учиться на уроке?
«Открытие» нового способа действия.
-Как проверить согласную на конце слова?
-Подумайте, а можно ли, используя это правило, проверить правописание согласных букв в середине слова?
Уч-ся работают в парах (подбирают проверочные слова).
-Как проверять согласную в середине слова? У кого-нибудь появились какие-то идеи? Кто смог подобрать проверочные слова к словам 2-го столбика?
-Какое правило вы будете использовать, чтобы проверить парную согласную на конце и в середине слова?
Уч-ся формулируют вывод: согласные в корне и на конце слова можно проверять одним и тем же правилом, подобрав однокоренное слово.
Работа с правилом учебника.
-Прочитайте вывод в учебнике. Сравните его с вашим выводом.
Повторное чтение правила по частям и ответы на вопросы.
-Какие именно согласные звуки требуют проверки?
-Когда мы сомневаемся, какую согласную букву надо писать?
-Как можно проверить написание согласных?
-Приведите свои примеры.
-Как можно подобрать проверочное слово? Прочитайте эту часть правила. Сравните ещё раз с предыдущим выводом.
-Приведите примеры проверочных слов, когда мы подбирали их, изменяя само слово, когда подбирали однокоренные слова.
- Итак, какие буквы сигнализируют нам о наличии орфограммы?
-В какой части слова находятся эти буквы?
- А как графически будем обозначать орфограмму?
Чтение инструкции в учебнике «Как пользоваться правилом».
Первичное закрепление.
1.Тренировочное упражнение на формирование умения находить орфограмму.
Языковой материал:
1) сказка 2) сладкий
каска мороз
сторож закладка
3) книжный 4) вежливый
нижний пугливый
задрожал возьми
Устное задание: прочитайте слова 1-го и 2-го столбиков.
-Есть ли в них изучаемая орфограмма? Докажите. Подберите устно проверочные слова.
- Прочитайте слова 3-го и 4-го столбиков.
-Нужно ли проверять написание согласной в середине слова? Почему?
2. Тренировочное упражнение на умение применять правило к данной орфограмме. Коллективное выполнение задания.
Языковой материал: сколь_кий, озно_, коро_ка, ни_кий, выхо_, расска_, ло_ка, малы_ка, ро_кий.
Задание: прочитайте слова. Пользуясь инструкцией, определите, какие буквы нужно написать на месте пропусков. Обозначьте орфограмму, запишите проверочные слова.
Образец выполнения:
1. Произнесём слово скользкий. В этом слове мы слышим три согласных звука подряд в середине слова: [л'], [с], [к']. Среди них есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к']. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.
2. Подбираем проверочное слово. Скользит, перед гласным [и] слышим [з'].
3. Пишем букву з.
4. Записываем слово, обозначаем орфограмму.
Скользит – скользкий.
Слово озноб. В конце слова слышим парный глухой согласный звук [п].
Проверочное слово знобит. Перед [и] слышим [б']. Пишем букву б.
Обозначаем орфограмму.
Знобит – озноб.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3.Диктант с предварительной подготовкой.
Языковой материал: Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна-
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин)
Задание: прочитайте. Кто автор этих строк? Кто помнит название этого стихотворения?
-В каких словах встретились знакомые орфограммы? Объясните эти написания, обозначьте орфограммы простым карандашом. Закройте учебник. Запишите под диктовку, обозначьте орфограммы. Откройте учебник, проверьте себя, оцените свою работу.
Учитель проходит по классу, проверяет работы, даёт устную оценку уч-ся.
Задание на развитие речи: - Что такое лачужка? Уточните по словарю.
- Что означает слово «ветхая»? Как можно сказать по- другому?
Контроль.
А теперь вернёмся к словам 2-го столбика, где у нас возникли затруднения в начале урока и ещё раз покажем на веерах, какие согласные нужно вставить.
Домашнее задание даётся дифференцировано.
Итог.
- Почему нужно проверять написание согласных букв, обозначающих парные согласные звуки?
-Когда требуется проверка написания согласной в середине слова?
Рефлексия.
-Какую цель ставили в начале урока?
-Достигли ли мы этой цели?
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы выбрала технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.
Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.
Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
Использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Литература
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник
для 3-го класса , 1 часть.– М.: Баласс, 2013.
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя.
Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2013.