Технологическая карта урока по обществознанию 6 кл. Человек и ближайшее социальное окружение. Сотрудничество и соперничество. 2 часа.(Модульная программа)


Урок 13.01.2017 6А; 20.01.2017 6Б
Человек и ближайшее социальное окружение. Сотрудничество и соперничество.
Цели и задачи: Познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы способствующие или препятствующие их эффективному выстраиванию.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом
Планируемые результаты: Учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: Предметные: применять понятийный аппарат(межличностные отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения и способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов;
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить(скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
Личностные: формирование и мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Основное содержание темы Какие отношения называются межличностными
Чувства основа межличностных отношений
Виды межличностных отношений
Понятия и термины межличностные отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба
Оборудование Учебник, мультимедийная презентация(возможна замена), проектор для демонстрации слайдов, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Этап урока Обучающие
и развивающие компоненты Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы
организации и взаимодействия Планируемые
предметные результаты
формируемые умения
УУД Формы
контроля
I.Организационный
момент Приветствует учащихся.
Проверяет готовность
к уроку Приветствуют
учителя. Организуют
рабочее место. Фронтальная Личностные:
положительное
отношение к
учебной
деятельности II.
Мотивация Постановка проблемного вопроса - Сейчас я вас прошу послушать притчу и ответьте на вопрос:
(Приложение 1)
- Как вы поняли смысл этой притчи?
- Откройте учебник и ответьте на вопросы представленные в рубрике «Вспомним» на с. 50 учебника
- Почему одним людям мы симпатизируем а других сторонимся? Случают, составляют собственное мнение об услышанном
Слушают учителя, записывают суть вопроса Фронтальная
Индиви-дуальная
Слушают
Отвечают на вопрос Познавательные:
Осознают услышанное, отвечают на вопросы, основываясь на полученных знаниях
Коммуникативные:
Используют речь
для регуляции своих действий Устные ответы.
III. Постановка
Учебных
задач Беседа Люди – существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми
-Как правильно это делать?
- Что надо знать и учитывать в этом процессе?
Обсудим ответы на эти вопросы. Формулируют
учебные задачи. Фронтальная Регулятивные:
выделяют
учебные задачи
Коммуникативные:
Планируют учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками. IV. Изучение нового
материала Работа с учебником
Составление схемы
Работа с классом
Беседа
Беседа
Презентация
Беседа
Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы или какой-либо иной деятельности связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определенной группы(учебный класс, компания) отношение к данному человеку. Так развивается система взаимосвязи(Связи друг с другом).
Запись в тетрадь:
Взаимодействие – согласованность действий;
Взаимопонимание – понимание на основе взаимности, понимание друг друга;
Взаимовосприятие – восприятие людьми друг друга в процессе коммуникации.
Зарисовывают в тетради таблицу:
Приложение 2
Чувства – основа межличностных отношений связана с тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств – эмоциональных переживаний.
Прочитайте п. 2 § 6 на стр. 51-52 учебника, (Делятся на 2 группы)
1ая группа – находят чувства способствующие развитию межличностных отношений.
2ая группа – находят чувства препятствующие.
Рисуем схему «Чувства» на 2 стрелки. Записывают в тетради.
Как вы уже знаете, в основе межличностных отношений лежал определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Так благодаря Симпатии люди могут объединятся в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов.
Бывает очень сложно объяснить чем именно вам симпатичен человек.
- А какие люди у вас вызывают симпатию? Почему?
А знали ли вы что чувство диаметрально противоположное симпатии называется антипатия?
- К каким людям вы испытываете антипатию?
Прочитать детям Приложение 3.
Вопросы к классу:
- Как вы поняли смысл этих слов?
- Чему они нас учат?
- Послушайте рассказ и ответьте на вопросы. Приложение 4.

Название «Экскурсия в страну стереотипов» (Можно прочитать как текст)
Вопросы к классу:
Что такое стереотип? Приведите примеры стереотипов.
Помогают ли они в процессе восприятия? Объясните.
Какую положительную роль стереотипы играют в жизни?
В чем отрицательная роль стереотипов?
Слушают
учителя, работают с тетрадями
формулируют основные термины.
Работают в тетрадях.
Воспринимают информацию.
Слушают, отвечают на вопросы.
Слушают, отвечают на вопросы.
Смотрят презентацию
Слушают, отвечают на вопросы.
Индиви-дуальная
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная Слушают учителя.
Производят запись в тетрадь.
Формулируют ответы на вопросы
Формулируют ответы на вопросы
Осмысливают
Запоминают Познавательные:
Владеют
рациональными приёмами запоминания
различного по
характеру учебного
материала.
Регулятивные:
Преобразуют
практическую
задачу в
познавательную.
Регулятивные:
Принимают
учебную задачу
для выполнения.
Выступают, слушают, дополняют
Знакомятся с информацией на слайде, проводят параллели, Записи в
тетради.
Читают в учебнике
V.Первичное
осмысление
И закрепление
знаний Проблемное задание
Творческое задание
Класс делится на 3 группы: каждая из групп выносит свое решение на поставленную проблему.(Приложение 6)
Записывают в тетради:
«Модель дружбы»
Учитель читает стихотворение А. Барто «Требуется друг»
(Приложение 7) Представляют
результаты
своей работы
в группе;
записывают совместные рассуждения.
Фронтальная
Систематизируют,
осмысливают
материал
Познавательные:
Рассуждают и делают выводы
Коммуникативные:
Договариваются и
приходят к общему
решению в результате
совместного обсуждения. Дискуссия
Обсуждение проблемного вопроса В жизни лучше придерживается принципа «Нет друга – ищи, а нашел береги!»
Давайте пройдем тест «Хороший ли ты друг?»
(Приложение 8) Формулируют рассуждения, аргументируют свою точку зрения Фронтальная Систематизируют
исторический
материал
Дискуссия
VI.Домашнее
задание Учебник П.6; Записывают
Домашнее
задание Индиви-дуальная
Регулятивные:
Принимают
учебную задачу
для самостоятельного
выполнения.
VII.Итоги урока
Рефлексия Обобщающая беседа Закончите предложение:
-Я научился…..
-Я смог…
-Меня заинтересовало…
-У меня получилось…
-Мне понравилось… Оценивают свою работу, эмоциона-льное состояние на
уроке. Фронтальная Регулятивные:
Оценивают свою работу, эмоциона-льное состояние .
Личностные:
Проявляют способность к определению своей позиции Приложение 1.
Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух аналогично показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак. - Вот видите – воскликнул мулла – мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», а он, показав два пальца, ответил «и его и Пророка его, Мухаммеда тоже». Далее показав пять пальцев, я спросил «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?», а он, показав кулак, ответил «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама». Спутники решили узнать, так ли действительно все понял пастух. Пастух отвечал: - Он мне показал палец и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что тоже дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял.
Приложение 2.
Взаимодействие
Отношения в малой группе
Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.
Психологические отношения
В контактах учувствуют чувства эмоции
Нравственные нормы
Мы ценим друзей за преданность и верность, стремимся быть честными
Условия возникновения
Отношения между знакомыми людьми
Межличностные отношения всегла обоюдны. Они включают:
Взаимопонимание
Взаимовосприятие

Приложение 3.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно.
То вместе, то - поврозь, а то - попеременно.
Не надо придавать значение злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более, что жизнь - короткая такая. Булат Окуджава
Приложение 4.
Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного Города. Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Канзасе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Канзасе опять начался ураган. Только на этот раз он принёс Элли не в Волшебную Страну, а в страну овощей и фруктов.
Сначала Элли увидела большой красный шар. «Кто ты?» - спросила Элли. «Помидор» - ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попался большой желтый шар. Он представился - «Лимон» и предложил ей попробовать кусочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не заплакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше. Тут она увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень понравился вкус. «Дай я запомню как тебя зовут» - сказала Элли. «Банан» - ответил фрукт. И Элли пошла дальше.Она присела на полянку. С дерева свисал другой красный шар. «Эй, помидор, давай поболтаем» - сказала Элли. «Я - не помидор, я - яблоко» - прозвучал обиженный голос. «Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты - помидор, и нечего меня обманывать.» Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О «поболтать» уже не могло быть и речи. Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась на поле, где кругом были одни желтые шары. «Попробуй нас, мы такие сладкие» - шептали они. «Нашли дурочку. Вы - желтые, значит вы - кислые» - сказала Элли. Она осталась голодной, а сладкие дыни только пожали плечами. Но вот на тропинке она увидела длинный плод. «Дай откушу» - сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли, но от горечи и удивления Элли опять заплакала.
- В чем была ошибка Элли?
- Почему Элли неправильно думала о разных фруктах?
- От этого она выиграла или проиграла? А фрукты?
Можно сказать что Элли попала в страну стереотипов….
Приложение 5.


Приложение 6.

Приложение 7.
Все живут - не тужат,
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти -
Ты во всем должна идти другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной, -
Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер, и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать .
А девчонки на дыбы, говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени, уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: Срочно требуется друг.
Приложение 8.
Тест «Хороший ли ты друг»
1.При обращении к ребятам ты используешь в основном…
а) фамилию    (2)
б) кличку   (3)
в) имя (1)
2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты…
а) молчишь  (2)   
б) заступаешься  (1)
в) радуешься чужому несчастью  (3)
3. Если ты хотел идти гулять, а друг попросил помочь ему, ты…
а) идешь гулять (2)
б) помогаешь другу  (1)
в) говоришь, что занят  (3)
4. Если у твоего друга плохое настроение, ты…
а) не обращаешь внимания на него   (3)
б) стараешься утешить его  (1)
в) хочешь отмстить его обидчику (2)
5. Во время ссоры ты…
а) стараешься говорить по существу  (1)
б) обзываешься и обижаешь собеседника   (3)
в) прибегаешь к помощи окружающих для решения вопроса: кто прав, а кто виноват (2)
 6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты…
а) будешь напоминать ему об этом проступке постоянно   (2)
б) не поздравишь его в день рождения тоже   (3)
в) простишь его забывчивость. (1)