Комплексно — тематическое планирование для детей старшей группы с ОНР


Работая логопедом, я убедилась, что взаимосвязь логопедической работы с каждой из образовательных областей, рекомендуемых ФГТ, позволяет наиболее успешно преодолевать речевые патологии детей.
Интеграция очень легко вписывается в систему логопедических занятий. Такие занятия очень интересны. На них важно не формально, а продуманно в комплексе объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интегрированные логопедические занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи, реализовывать свои творческие способности.
Я предлагаю комплексно - тематическое планирование для детей старшей группы с ОНР. В данном плане прописываются лексические темы, каждая из которых изучается в течение одной недели. Указаны образовательные области, с которыми происходит интеграция, цели и задачи, направления и способы достижения этих целей.
Комплексно- тематическое планирование в старшей логопедической группе
для детей с ОНР с учётом интеграции образовательных областей
Тематика Организация предметно – пространственной среды
группы Цели и задачи Содержание на уровне интеграции
образовательных областей Направления и способы достижения цели
«Здравствуй, детский сад» Атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Детский сад», альбом «Наш детский сад» Познакомить с детским садом как ближайшим
социальным окружением ребёнка, способствовать формированию
дружеских отношений,
обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями, отрабатывать падежные окончания имён существительных ед. ч, расширять и активизировать словарь детей по теме Интеграция образовательных областей:
«Познание»,
«Коммуникация», « Социализация»,
«Чтение художественной литературы,
«Физическая культура» Беседа о детском саде,
рассматривание альбома
«Наш детский сад»
Игры «Где это происходит?»,
«Подбери действие»,
« Закончи предложение»
Игрушки Дидактические игры, атрибуты к сюжетно - ролевым играм Расширять представления о разных видах игр и игрушках,
учить преобразовывать имена существительные ед. ч в имена существительные мн. ч,
отрабатывать
навык правильного использования
падежных окончаний имён существительных в форме ед. ч.
Развивать умение строить небольшие
предложения Интеграция образовательных областей:
«Социализация» «Художественное творчество»,
«Коммуникация» Беседа на тему
« Игрушки»,
игры «Чья игрушка»,
«Чего не стало», «Скажи о нескольких игрушках»,
«Узнай игрушку по описанию»,
«Подбери слово»,
«Сосчитай
игрушки»,
«Нарисуй любимую игрушку»
А.Л Барто«Игрушки»,
Саша Чёрный
«Про девочку,
которая нашла своего мишку»
Дикие и домашние живот
ныеКартинки, иллюстрации
с изображением
домашних и диких животных и их детёнышей Формировать представления детей об окружающем мире, расширять знания о животных месте их жительства, формировать представления о детёнышах животных
Учить образовывать притяжательные прилагатеьныеИнтеграция
Образовательных областей
«Познание»,
«Чтение художественной литературы»,
«Музыка»,
«Художественное творчество»,
«Физическая культура»,
«Безопасность» Беседа о жизни домашних и диких животных,
рассматривание картинок,
иллюстраций
по теме.
Дидактические игры « У кого кто»,
«Кто чем питается», «Собери картинку»
«Пальчиковая
гимнастика «Есть у каждого
свой дом»,
пальчиковая игра «Зайчик»
У.Дисней
«Приключения маленького
щенка»,
«Заюшкина избушка»
«Перелётные
птицы» Иллюстрации
перелётных
птиц» Ознакомить
детей с названием
перелётных
птиц ,их
строением,
внешними
признаками,
уточнить
понятие
«Перелётные»,
учить образовывать и употреблять
приставочные глаголы и
различные предлоги,
упражнять в образовании
имён существительныхс уменьшитель
ным значением,
воспитывать бережное
отношение
к обитателям
природы Интеграция
образовательных областей:
Коммуникация», «Познание»,
«Чтение худо
жественнойлитературы»,
«Физическая
культура»,
«Социализация» Беседа о перелётных птицах, игры
«Где птичка»,
«Сколько
птичек улетело»,
физкультминутка «Осень»,
«Назови ласково»,
«Улетает-
не улетает»,
«Один - мр народная
сказка «Гуси-
лебеди»
«Одежда,
обувь,
голов
ныеуборы» Картинки с
изображением
одежды, обуви,
головных
уборов. Активизировать словарь
по теме,
упражнять в
употребленииглаголов
мужского и
женского рода,
упражнять в
согласованиисуществительнгых и глаголов в числе,
упражнять в составлении
трёхсловных
предложений,
упражнять в
подборе
антонимов,
воспитывать
аккуратность,
умение ухаживать
за предметами
одежды, обуви» Интеграция
образовательных областей:
«Коммуникация, «Чтение
художествен
ной
литературы»,
«Познание»,
«Физическая
культура» Беседа по теме,
игры «Разложи по полочкам», «Что к чему подходит»,
«Скажи наоборот»,
«Сосчитай»,
«Один - много»,
физкультминутка
«Туфельки нарядные»
Ш. Перро
«Золушка»
«Зима,
зимние
Забавы» Серии сюжетныхкартин,
дидактические игры,
модели погод
ных явлений. Расширять представления о зиме, знакомить с
зимними развлечениями.
Формировать представления о безопасном поведении зимой, учить подбирать
однокоренные слова,
воспитывать интерес к изменениям, происходящим
в природе Интеграция
образовательных областей
«КоммуникаЦия», «СоциализаЦия», «Художественное творчество»,
«Познание»,
Чтение художественНой
Литературы»,
«Музыка»,
«Физическая
культура»,
«Здоровье» Беседа о зиме, о изменениях,
происходящих
в природе, зимнихзабавах, рассматривание и обсуждение
картин,
Игры «Подбери слова - родственники»,
«Подбери предмет»,
«назови несколько»,
Физкультминутка «Снеговик»
«логоритмическая игра «Снеговик»,
Игра с движениями
«Угадай на чём катаюсь»
Упражнение на дыхание «Сдуй
Снежинку»,
пальчиковая игра «Ой,
замёрзли пальчики»,
музыкально-
дидактическая игра «Вьюга кружится раз»
Рассказ Н.
Носова « Нагорке»,
«Обведи по контуру «Ёлочка»»
«Семья» Сюжетная картина «Семья»,
фотографии детей и членов семьи» Формировать
начальные представления о семье,
закреплять
знания о родственных связях, закреплять
умения согласовывать прилагательные с именами существительными,
воспитывать любовь и
уважение к членам своей семьи. Интеграция
образовательных областей
«Познание»,
«Социализация», «Ком
муникация»,
«Чтение художественной литературы,
«Художечтвенное творчество»,
«Физическая
Культура»,
«Музыка» Беседа по теме,
рассматривание семейных
альбомов,
игры «Кем приходятся»,
«Подбери признаки»,
«Назови ласково»
«Чей, чья, чьё»,«Кто возле кого»
Физкультминутка « Бабушка»
В.А Осеева
«Просто старушка»
«Зимующие
птицы» Предметные
картинки с изображением
птиц
Активизировать словарь
по теме, Учить
подбирать
слова признаки,
сравнивать,
учить образовывать
глаголы и закреплять
знания детей о голосах птиц, учить образовывать имена прилагательные и существительные с помощью
суффиксов с уменьшительным значением,
воспитывать интерес к обитателям природы, желание их защищать
Интеграция
образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание»,
«Чтение художественной литературы»,
«Музыка»,
«Физическая
культура»
«Социализация», «Здоровье», «художествен
ное творчество»
Беседа о зимующих
птицах,
массаж кистей рук «Синичка»,
игра «Посчитай-ка»,
пальчиковая гимнастика
«Мы идём гулять»,
игры « Кто как голос подаёт»,
«Большой-
маленький»,
«Узнай по описанию»«Один - много»,
Физкульминутка «Птички»,
Рассказ Г.
Скрибицкогои В. Чаплиной«Появились
синички»
«Транс
порт» Картинки с
изображением разных
видов транспорта;
модели
транспортных
средств
Расширение
знаний о видах транспорта,
развитие познавательно
го интереса ктранспорту.
Закреплять употребление
существительных в различных падежах,
закреплять
знания о про
фессиях,
связанных с транспортом,
воспитывать навыки правильногоповедения на дороге»
Интеграция
ОбразователныхОбластей:
«Социализация», «Ком
муникация»
«Познание»,
«Чтение художественНой
Литературы»,
«Безопасность
Беседа о транспорте,рассматриваниеиллюстраций,
игры «Кто чем управляет»,
«Подбери действие»,
«Назови одним словом»,
«Четвёртый
Лишний»,
«Один- много»
«Весна»
Сюжетные
картины с
изображениемпроталин,
луж, ручейков,
цветущих
деревьев,
грозы,
тающих
сосулек,,яркого
солнца,
сюжетных
картин по теме
«Весна»
Учить наблюдать за изменениями,
происходящими
в природе,
учить классифицировать времена
года, отрабатывать падежные
окончания имён
существительных ед. и мн.
числа,
развивать мышление и связную речь,
воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать
красоту весен
ней природы.
Интеграция
образовательных областей:
«Коммуникация», «Социализация», «Художествен
ное творчество»,
«Познание»,
«Чтение
художествен
ной литературы», «Музыка»,
«Физическая
культура»,
«Здоровье»
Беседа о весне, игры
«Образуй
новое слово»,«Один - много»«составь предложение из слов»,
«Подбери приз
нак и действие»,
физкультминутка «Краски
весны»,
логоритмическое упражнение «Весна»,
зрительная
гимнастика
«Солнышко»,
пальчиковая
гимнастика
«Кап-кап»,
чтение А.А.
Фет «Весна»
«Праздник «Восьмое марта» Портреты мам
нарисованныедетьми,
предметные
картинки с
изображение
девочки и женщины.
Активизировать словарь
по теме «Мамин праздник», упражнять в подборе
родственных
слов, в подборе
признаков к предметам, воспитывать
уважительное
и внимательное отношение к людям, которые находятся
рядом.
Интеграция
образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание»,
«Социализация», «Художествен
ное творчество»
«Музыка»,
«Физическая культура»
Беседа о празднике «8 марта»,
игры «Подбери родственные
слова», «Подбери
признак»,
«Назови ласково»,
составление
словесного
портрета
«Моя мама»,
«Подбери подарок».
Чтение «Ненецкая сказка «Кукушка»
«Профессии»
Предметные и
сюжетные
картинки с
изображением людей
различных
профессий. Учить называть профессии по месту работы
или роду занятий, закреп
лять употребление
существительных в Т.падеже,
упражнять в
образованиисуществительных мн. Ч .Родительного падежа,
развивать логическое мышление и связную речь,
воспитывать
интерес к людям различныхпрофессий и желание
добиваться
успеха собственным трудом.
Интеграция
образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание»,
«Социализация», «Художествен
ное творчество»
«Музыка»,
«Физическая культура»
Беседа о профессиях,
Игры «Что было бы, если бы», «Кем ты будешь», «Назови профессию»,
«Кому что нужно дляработы»,
«один - много»,
«Кто кем работает»,
«Кто что делает».
Чтение Дж.Родари«Чем пахнут
ремёсла»,
Маяковский
«Кем быть».