конспект урока по биологии «Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.


Тема урока: «Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсичных веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов. (врожденные уроства).»
Цели урока: 
формирование знаний о влиянии факторов окружающей среды на особенности индивидуального развития организма на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального развития.
всесторонне охарактеризовать воздействие никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека;
развивать умение сравнивать (на примере сравнения причин мутационных изменений у организмов в процессе онтогенеза);
умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного характера);
развивать творческие способности учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу полученных знаний и умений в новую ситуацию;
воспитывать культуру умственного труда — развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
сформировать правила сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного периода.
І. Организационный момент.
ІІ.Проверка домашнего задания.
Устный опрос.
1 Что такое онтогенез?
2. На какие два этапа делится онтогенез?
3.Назовите стадии в развитии зародыша позвоночных.
4.Что такое органогенез?
5.Назовите зародышевые листки.
6. какие органы формируются в каждом зародышевом листке.
Просмотр двух презентаций по темам Онтогенез растений и животных на конкретном примере . ІІІ. Новый материал.
Сегодня мы продолжим тему развития. Давайте посмотрим ролик в котором будет частично выражена тема нашего урока.
Просмотр видеоролика «Уродства человечества»
Вопросы:
О чем этот ролик?
Запишем тему сегодняшнего урока: (слайд 1)
Рассказать немного о науке тератологии ( слайд2)
2.Каковы причины уродств увиденных вами?
( различны: последствия аварий АЭС, экология, вредные привычки, человек сам себя уродует т.д.
Факторы могут влиять на организм как в эмбриональном периоде так и в постэмбриональном
Давайте запишем факторы среды, влияющие на развитие организмов.
(слайд 3)
Рассмотрите примеры уродств у человечества (слайд 4, 5)
Типы отклонений в развитии бывают следующие:
1.Отсутствие закладки какого-либо органа или его части.
2.Недоразвитие органа.
3. Переразвитие.
4.Отклонение от нормы количества частей какого-либо органа.
5. Нарушение в строении организма.
6.Иногда долго сохраняются временные зародышевые органы.
Немного из истории…
С незапамятных времен………(слайд 6)
Так же эти же факторы могут сказываться и на растениях и животных
(слайд 7 растения)
Такие уродства растений возможно вы наблюдали у себя на даче или на участке возле дома.
(слайд 8, 9) животные
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик последствий Чернобыльской аварии .Смотрим и по окончании ребята должны назвать увиденные последствия.
Работа в парах На столы раздается дополнительный материал – о факторах среды, влияющих на развитие организмов
Вы должны прочитать текст и выписать последствия данных факторов на организмы (растения, животные, человека)
Чтение найденного материала.
По следующему порядку:
Свет
Температура
Влажность
Почвенные факторы
Вредные вещества
Просмотр видеоролика об уродствах новорожденных
Какие меры по предупреждению и предотвращению аномалий в развитии будущего потомства
Дети предлагают способы борьбы с аномалиями……..
Запишем их (слайд 10)
ІV.Рефлексия
составить синквейн к слову «Уродство» (слайд 11)
V. Подведение итогов. Выставление оценок.Домашнее задание: параграф 37 читать, отвечать на вопросы , в интернете найти видеоматериал об аномалии в развитии любого организма и уметь назвать их причины . (слайд 12)