Разработка урока физики в 7 классе по теме «Барометр- анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах»

Разработка урока физики в 7 классе по теме «Барометр- анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах»

1.Предмет: Физика
2. Класс : 7
3.Тема урока: Барометр – анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах.
4. Базовый учебник А.В.Перышкин, «Физика 7 класс»
5.Цель урока: рассказать об устройстве и принципе действия барометра - анероида. Объяснить физические причины уменьшения атмосферного давления с высотой.
6.Задачи :
-обучающие:
-обеспечить актуализацию знаний учащихся по теме «Измерение атмосферного давления»
-подготовить учащихся к усвоению новой темы-«Барометр –анероид. Атмосферное давление на различных высотах»
-рассказать об устройстве и принципе действия барометра –анероида, объяснить физические причины уменьшения атмосферного давления с высотой
-развивающие:
-развивать познавательный интерес к физике через создание проблемной ситуации, через работу с данным прибором, через показание практической значимости темы
- -развивать умение сопоставлять наблюдаемые явления, анализировать и делать выводы;
-формирование умений решать задачи на вычисление давления на различных высотах
воспитательные
- прививать любовь к родному краю, через использование материала родного края
- содействовать формированию научного мировоззрения, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений
7.Тип урока: Урок изучения нового материала
8. Форма работы учащихся: фронтальный опрос, тест, обсуждение, фронтальная работа, решение задач
9. Необходимое оборудование:
-ПК на рабочем месте учителя -1
- мультимедиа проектор
-Интерактивная доска
-барометр-анероид

План урока:

п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1




Организационный момент.



Актуализация знаний.
Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы урока, вступительное слово учителя.
Фронтальный опрос.
Выполнение теста
2



5
6

2
Изучение нового материала « Барометр-анероид».Постановка проблемного вопроса.
Беседа, Демонстрация прибора, просмотр слайдов.
Практическая работа,
7

3
Физкультминутка
Чтение и отгадывание загадки и выполнение физических упражнений.
1

4

5

6
Информация для любознательных.
Изучение нового материала «Измерение атмосферного давления на различных высотах
Решение проблемного вопроса.
Сообщение учащихся.

Беседа, вывод формулы, просмотр слайдов.

Ответы учащихся, вывод.


2

7

1

7
Закрепление изученного.
Разбор задачи. Методы ее решения. Просмотр слайда
7

8
Технические достижения
Просмотр слайдов. Беседа
5

9
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Беседа, выводы, оценивание учащихся, самооценка. Запись домашнего задания в дневники. Индивидуальные карточки- тесты.
2
1






Ход урока:
I.Актуализация знаний. (слайд №1)
Вступительное слово учителя: Атмосферное давление необходимо знать людям разных профессий, летчикам и медикам, полярникам и ученым . Атмосферное давление это величина которая помогает предсказывать погоду. Если атмосферное давление повышается, то это говорит нам о том, что погода будет хорошей, зимой –морозной, а летом –жаркой. Если же атмосферное давление понижается –это может предвещать ухудшение погоды, появление облачности выпадение осадков, летом это понижение температуры, а зимой потепление.
Фронтальный опрос (слайд№2)
1.Почему возникает атмосферное давление?
2.Почему опасно сдавать в багаж при полете плотно закупоренные стеклянные емкости?
3.Почему атмосферное давление нельзя вычислить по формуле р=
·gh?
4.Почему атмосферное давление действует не только на улице, но и под крышей дома?
5.Что означает запись: «Атмосферное давление равно 780 мм рт. ст.»?
6. Каково соотношение между единицами давления 1 мм рт. cт. и 1Па?

Тест к уроку « Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли» (слайд№ 3)
Ссылки -ЭОР
13 LINK "http://WWW.fcior.edu.ru/cart/48
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Изучение нового теоретического материала.
1)Вступительная часть
Ребята , прежде чем мы будем работать над новой темой , я задам вам интересный жизненный вопрос,
Проблемный вопрос: (слайд№4)
?Почему опасно сдавать в багаж при полете плотно закупоренные стеклянные емкости?
Чтобы ответить на данный вопрос, сегодня на уроке вам придется активно поработать.
(слайд№5)
Про длину или массу принято говорит, что они большие или маленькие, увеличиваются или уменьшаются.
А про атмосферное давление мы с вами будем говорить, что оно высокое или низкое, повышается или понижается. Эта традиция установилась еще современ Эванджелиста Торричелли в 17 веке. Когда атмосферное давление измеряли с помощью жидкостного барометра, где основную роль играл столб ртути, который соответственно повышался или понижался (слайд6)
Наблюдая ежедневно за высотой ртути в трубке, Торричелли обнаружил, что эта высота меняется, то есть атмосферное давление непостоянно, оно может увеличиваться и уменьшаться. Также Торричелли заметил, что изменение атмосферного давления связано с погодой.
Ртутные барометры дают точные показания, но требуют большой осторожности в обращении с ними. (слайд7) В практике для измерения атмосферного давления используют металлический барометр, называемый анероидом ( в переводе с греческого –безжидкостный.) Так как он не содержит ртуть. Металлические барометры менее точны, но не столь громоздки и хрупки.
2)Демонстрация принципа устройства и действия барометра.
Ребята у вас на столах лежит прибор « Барометр – анероид»
Раздать барометры-анероиды учащимся.
Учитель работает с плакатом « Барометр –анероид»
Ученики сопоставляют объяснение учителя с приборами, находящимися на партах.
План рассказа устройства и действия барометра:
Главная часть барометра- анероида металлическая коробочка с гофрированной поверхностью
Гофрированная поверхность коробочки позволяет повысить ее чувствительность к малым изменениям давления. А удаление изнутри нее воздуха позволяет избежать влияния изменений температуры, так как давление внутри коробочки зависело бы от нее.
Пружинящая металлическая пружинка
Стрелка
Шкала
Корпус
3)Практическая работа определение атмосферного давления барометром-анероидом. (слайд№8)
1)Определение цены деления прибора для каждой шкалы
2) Записать показания прибора по каждой шкале
3) Выразить давление в Паскалях, кПа, гПа.
Барометр – необходимый прибор при метеорологических наблюдениях

4)Атмосферное давление на различных высотах. (слайд 9)
Поскольку площадь поверхности стенок коробочки остается постоянной, то, согласно формуле
F=P*S сила равна, давление умноженное на площадь, мы можем сделать вывод:
Если изменяется атмосферное давление , то будет изменяться и сила сдавливающая стенки нашей коробочки и стрелка будет отклоняться в сторону увеличения или уменьшения атмосферного давления
Барометр анероид очень чувствительный прибор, его показания будут изменяться в зависимости от высоты над уровнем моря.
(Слайд10) Слои воздуха у поверхности Земли сжаты всеми вышележащими слоями воздуха, находящимися над ними. Но чем выше от поверхности слой воздуха, тем слабее он сжат, тем меньше его плотность, а следовательно, тем меньшее давление он производит.
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Загадка: Поднимаемся мы в гору (дети шагают)
Стало трудно нам дышать (глубокий вдох, выдох)
А какие есть приборы, (движения произвольные показывает цучитель)
Чтоб давление измерять,(движение руками показывает учитель)
( Барометр) отгадывают все вмести.

4.Информация для любознательных.
Ребята давайте вспомним состав атмосферы?
Состав и плотность атмосферы.( слайд10)
Для любознательных (Детская энциклопедия. Аванта+.Астрономия)
( слайд11)
Масса земной атмосферы равна 5,15*10 в 18 степени, т.е менее миллионной доли самой планеты.
Вблизи поверхности она содержит 78% азота, 21% кислорода,1% инертных газов, 0,03% углекислого газа и в незначительных количествах другие газы.
Давление и плотность в атмосфере убывает с высотой. Половина воздуха содержиться в нижних 5,6 км, а почти вся вторая половина сосредоточена до высоты 11,3 км
На высоте 95 км плотность воздуха в миллион раз ниже, чем у поверхности. На этом уровне и химический состав атмосферы уже иной. Растет доля легких газов, и преобладающими становятся водород и гелий. Часть молекул разлагается на ионы, образуя ионосферу.
Выше 1000км. находятся радиационные пояса. Их тоже можно рассматривать как часть атмосферы, заполненную очень энергичными ядрами атомов водорода и электронами, захваченными магнитным полем планеты.
5.Изучение материала: Атмосферное давление на различных высотах.
(Слайд12) Наблюдения показывают, что атмосферное давление в местностях, лежащих на уровне моря, в среднем равно 760 мм рт.ст.
Определение нормального атмосферного давления. График атмосферного давления на различных высотах(слайд12)
(Слайд13) С повышением уровня высоты примерно на 12 м атмосферное давление уменьшается на 1 мм рт.ст
Даже если вы с барометром в руках поднимитесь на лифте многоэтажного дома с первого этажа на последний, вы сможете определить разницу атмосферного давления.
6.Решение проблемного вопроса.
Ответ на проблемный вопрос:
На высоте атмосферное давление ниже, чем на земле. Поэтому из-за возникшей разници давлений стеклянная банка может лопнуть.
7.Закрепление изученного.
(Слайд №14) Историческая справка.
Свято –Троицкий собор г.Рузаевка стал крупнейшем и красивейшем храмом республики Мордовия его площадь составляет около 1000м2, а высота- около 50 метров.
Белоснежный Свято – Троицкий собор издалека виден всем, кто приезжает в Рузаевку. Этот храм освещен в знаменательный год 1000 –летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Высота этого храма коло 50 метров.
Решение задачи. (слайд №15)
Ребята, зная зависимость давления от высоты, не поднимаясь на самое высокое место собора -это высота 50 метров в настоящее время ( место где находятся колокол в соборе)Рассчитать давление, которое показал бы там Барометр- анероид.
Что вам нужно знать, чтобы решить эту задачу?
Измерить атмосферное давление ( проделали выполняя практическую работу), знаем, что изменение на каждые 12м подъема – давление уменьшается на 1 мм рт. ст.
Решение задачи.
8. Технические достижения.
1) Анероиды-высотометры.
(Слайд 16) Анероиды, имеющие шкалу, по которой непосредственно можно отсчитать высоту, называют высотомерами. Их применяют в авиации при подъемах на горы.
2)Барограф (слайд17)
При наблюдении погоды в метеорологии, если необходимо зарегистрировать колебания атмосферного давления в течение некоторого промежутка времени, пользуются самопишущим прибором – барографом
Радиозонд (слайд18)
Сведения о верхних слоях атмосферы получают с помощью шара-радиозонда, причем у поверхности Земли при запуске его оболочка заполняется не полностью.
? Ребята, объясните, почему оболочку заполняют не полностью?
9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Что нового вы узнали на уроке? Самооценка.
Домашнее задание.
Учебник Физика 7 класс , А.В. Перышкин, Дрофа,2012.
Пр 45,46 , упр 23 №2, 4, Индивидуально- тестовое задание.
Задание: Однажды Маша вымыла банки горячей водой и сразу надела на них пластмассовые крышки. Спустя некоторое время мама никак не смогла снять крышки. Призванный на помощь папа с большим трудом справился с заданием, поругивая атмосферное давление. А причем оно здесь?














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15