Внеклассное мероприятие по обществознанию для 7-9 классов «Права и обязанности человека и гражданина»



Тема: Права и свободы человека и гражданина.

Форма проведения: заседание круглого стола с элементами практикума

Цели и задачи: - воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим
правам и обязанностям;
- научить уважать и не нарушать права других людей;
- формировать у учащихся чувство патриотизма, гражданст-
венности и любви к Родине;
- развивать умения и навыки у учащихся вести спор, участво- вать в дискуссии, аргументировать свое мнение.

Оформление и оборудование:
эпиграф, плакаты, высказывания известных людей по те-
ме, вопросы для обсуждения, результаты и итоги теста,
Конституция РФ, карточки с заданиями тренинга, иллюст-
рации к сказкам.

Эпиграф: « Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать воз-
можность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности
граждан».
С. Смайлс

Высказывания: 1. «Всем научились пользоваться люди, только не научились
пользоваться свободой. Приходит свобода, а люди
не знают, что с ней делать»
М..Пришвин
2. «В раю больше запретов, чем в аду»
( пословица)
3. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»
К.Маркс
4. «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой
гражданин»
В.Г.Белинский
5. «Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий за-
кон – это свобода, кончающаяся там, где начинается сво-
бода другого человека»
В.Гюго
6. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свобод-
ными»
Цицерон




ХОД КРУГЛОГО СТОЛА:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Учитель: Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена.
Вообще вся история нашей Родины связана со многими трагичес-
кими событиями. Но, несмотря на это, на протяжении тысячелет-
ней истории России большинство людей и народов, проживающих
на ее территории и в смутные и в хорошие времена, гордились тем,
что они россияне.

Ученик: Родина!
Желанный и живой
Вижу я всечасно образ твой.
Это ты – бескрайняя земля
С незабвенным именем – Россия!

Учитель: В настоящее время немало людей в разговорах употребляют та-
кие фразы: «В этой стране нет ничего хорошего У нас никогда
не будет порядка Вот если бы мы жили в другой стране»
Тут слышится и пренебрежение, и высокомерие, и чувство соб-
ственного величия . Произнося эти слова, человек намекает, что
в другой стране он бы многое сделал, ведь он такой выдающийся,
а вот страна подкачала
Но ведь благополучие страны в первую очередь зависит от ее
граждан, от того, как поступает каждый человек, живущий на ее
территории. Всегда и у всех народов высоко ценились качества,
которые в тяжелые годы помогали обществу сначала выживать, а
затем нормально развиваться. Уж кто-кто, а россияне выживали в
любых ситуациях. И нам уже давно пора не просто выживать, а на-
учиться уважать самих себя! И если мы этого не сделаем, вряд ли
можно будет говорить о процветающем будущем.

Наша задача сегодня, подумать, как такие чувства как граж-
данственность и патриотизм связаны с правами и свободами граж-
дан; попытаться разобраться со значением этих понятий; а также
вы должны научиться четко осознавать, что наряду с правами и
свободами, существует еще и такое важные понятия, как обязан-
ность и долг.

II.ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Учитель:- Как вы понимаете смысл тех слов, которые нам сегодня встретятся
при обсуждении?
Эти слова записаны на доске: гражданин
патриотизм
права человека
свободы человека
обязанности
долг
( Уч-ся высказывают свое мнение по каждому из понятий. Учитель, при
Необходимости, поправляет их и обобщает все сказанное. Далее обсуж-
даются следующие вопросы.)

- Какие права и обязанности вы знаете?
- Приведите примеры гражданских поступков и патриотизма?


III. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА.

Учитель: Какие же документы, в которых говорится о правах человека,
вы знаете?

( Уч-ся, получившие опережающие задания, кратко характери-
зуют основные документы о правах человека.)

Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ.

Учитель: На основе этих документов приняты многие законы, в которых
определяются права и обязанности граждан страны в самых раз-
личных сферах государственной и общественной жизни людей:
это трудовой, административный, уголовный, семейный, граждан-
ский кодексы, предпринимательское, торговое и компьютерное
право, законы об образовании и здравоохранении и многие другие.
Эти законы дают возможность регулировать жизнь общества в це-
лом, поддерживать порядок, гарантировать соблюдение прав и
свобод . И мы, как граждане своей страны, обязаны их соблюдать.

IV. ДИСКУССИЯ «КРУГЛОГО СТОЛА»

Вопросы для обсуждения:

Что дают человеку его права, если он ими действительно обладает?

Почему несправедливая власть боится предоставлять своим гражданам
права и свободы?

Почему право на жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу мыс-
ли, слова и религии являются одними из основных прав человека?

Что лучше: равенство или равноправие? Почему?

Как связаны между собой права и обязанности? Приведите примеры.

Что такое ответственность?


V. ГДЕ ПРАВА, ТАМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Учитель: «Я имею на это право.. Вы не имеете право Почему вы нару-
шаете мои права?..» - эти слова можно слышать довольно часто.
Хорошо, когда люди знают свои права, учатся их защищать и от-
стаивать. Плохо же, если постоянные разговоры о правах служат
лишь оправданием пассивности, иждивенчества, стремления по-
лучать все, ничего не давая взамен. Говоря иначе, некоторые люди
стремятся реализовать свои права, не выполняя своих обязаннос-
тей.
Если человек не понимает, как связаны права и обязан-
ности, тогда он не умеет пользоваться своей свободой.
Правами не следует злоупотреблять, то есть не нужно нару-
шать права других людей.
Существует такое понятие как «ответственность». Оно имеет
несколько значений: ответственность за содеянное, ответственность
за кого-то, ответственность перед Родиной, народом, будущими по-
колениями и т.д.
Во все времена, для всех поколений россиян, главной ответ-
ственностью была ответственность перед Родиной, а почетной обя-
занностью – обязанность посвятить все свои силы служению наро-
ду. Именно в этом многие видели смысл своей жизни, черпали силы
для преодоления трудностей.

«Счастлив тот, кто сердцем чувствует, как необходима эта
спасительная ответственность»

Далее уч-ся предлагается подумать над высказываниями известных
людей и объяснить, как они их понимают .

VI. ПРАКТИКУМ

Наши права в известных сказках:

а). «Гадкий утенок»: -Все ли герои сказки относятся друг к другу
по-братски?
-Должны ли все герои иметь равные права неза-
висимо от их происхождения?
-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
( он был самый умный; он был совсем не похож на
других; он был самый красивый)
-Встречаются ли в нашей жизни такие ситуации?

б). «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:
-Какие права героев сказки нарушила ведьма?
-Почему с героями произошли неприятности?
-Какие обязанности не соблюдал Иванушка?
-Приведите похожие примеры из нашей жизни?

в). «Приключения Буратино»:
-В чем похожа ситуация с предыдущей сказкой?
-Права каких героев здесь были нарушены?
-Почему Буратино постоянно попадал в какие-
нибудь неприятные ситуации?
-Какого качества характера ему не хватало?
-Кто занимался преступной деятельностью?
-Можно ли в современной жизни найти похожие
ситуации? Какие?

г). «Лиса и заяц»: -Какие права нарушила лиса?
-В чем заяц проявил беспечность?
-Правильно ли себя вел петух?

д). «Три поросенка», «Красная Шапочка» и «Колобок»:
-Что общего, с точки зрения прав, в этих сказках?
-Почему два поросенка, колобок и Красная Шапоч-
ка попали в беду?
-Права каких героев и кем были нарушены в этих
сказках?
-Приведите примеры современных похожих ситуа-
ций?

2. Власть и права человека:

( Уч-ся предлагаются действия властей, они должны определить, какие из них свидетельствуют о том, что власти служат народу, а какие говорят о их антинародной сущности):

- запрещение любых демонстраций;
- тайные обыски в квартирах;
- разрешение издавать любые статьи и книги;
- помощь в строительстве храмов;
- вмешательство в работу судов;
- борьба с безработицей;
- принуждение к уплате налогов;
- контроль за перепиской граждан;
- разрешение не брать на работу женщин;
- благотворительная помощь детскому дому кандидата перед выборами;
- запрещение частных школ;
- разрешение полной свободы действий граждан.

3.Правовые ситуации:

Учитель: - Чем отличаются такие понятия как «проступок», «правонаруше-
ние», «преступление»?

-Попробуйте разобраться в предложенных ситуациях: какое из
названных понятий можно применить к данной ситуации? Поче-
му вы так считаете? Предложите вариант решения проблемы.

( Учащиеся парно работают над предложенными ситуациями, анализируют их, предлагают свои варианты решения – см. приложение № 1)

4. Анализ результатов проведенного заранее теста

(Приложение № 2)

VII. ИТОГИ И ВЫВОДЫ

Учитель предлагает уч-ся сделать выводы, закончив следующие фразы:

-- Если у тебя есть права, то они есть
-- Наша свобода распространяется до тех пор, пока
-- Нет прав без
-- Никогда не делай другим того, чего не хочешь
-- Уважай права
-- Предъявляя требования другим, спроси сначала
-- Поступай с другими так, как хочешь, чтобы

-- Сущность права состоит в равновесии личной свободы и общего блага.

-- Нравственный человек, зная о своих правах, никогда не забывает об обя-
занностях перед другими людьми и ответственности перед Родиной.

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель: Закончить наше заседание круглого стола мне хочется на опти-
мистичной ноте – попробуйте закончить фразу:

«Я надеюсь, что когда-нибудь»
«Я хочу пожелать всем»
«Наша страна обязательно будет»
«Я хочу, чтобы все люди»
«Я сегодня понял(а), что »
«Пусть на Земле всегда»
«Пусть все люди чувствуют ответственность за »

Учитель: И я очень надеюсь, что все ваши пожелания обязательно сбудутся.

У каждого заботой своей глаза полны,
Но наша Родина – не что-то,
Она сегодня – мы.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет –
Какими будем мы!



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Правовые ситуации:

1.Сережа закончил 9 класс. Наступило время выпускных экзаменов.
Мама попросила своего сына помочь по хозяйству, но он собрался с друзьями пойти на речку, да и заниматься домашними делами совсем не хотелось. Сын сказал маме, что у него на это время назначена
консультация и он помочь никак не может, а сам ушел на речку

Миша каждый день из дома уходит в школу. Но уроки часто про-
пускает, бродит по близлежащей территории, иногда идет в кинотеатр,
заходит в магазины

Ученики класса поругались друг с другом, оскорбляя друг друга.
Ссора этим не закончилась. После уроков она переросла в драку. В резуль-
тате чего были нанесены телесные повреждения, один из участников ссоры попал в больницу

4. Два-три ученика класса систематически нарушают дисциплину на
уроках, мешая учителю объяснять новую тему. Это заметно сказывается на
успеваемости других учеников. Учитель, после уроков, проведенных в этом
классе, страдает головной болью, повышением давления

5. На летних каникулах несовершеннолетние ребята забрались ночью
в государственное учреждение и ради шутки испортили имущество дан-
ного учреждения, нанеся большой материальный ущерб

6. Некоторые ученики систематически нарушают Устав школы, приходя
на занятия в одежде, не соответствующей школьной. Н а замечания препода-
вателей отвечают, что нарушаются их права и свободы. Правы ли ученики?


7. Вечерами подростки очень шумно ведут себя на улице, курят в об-
шественных местах, распивают спиртные напитки, пристают к прохожим,
часто их оскорбляя. После них на улицах остается много мусора


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Познай людей и самого себя:

Считаете ли вы, что убийц нужно наказывать по правилу «жизнь за
жизнь», что смертную казнь отменили зря?
Да – 3; нет – 5; не знаю – 1

Считаете ли вы, что убийцу в суде обязательно не должен защищать
адвокат?
Да – 3; нет – 5; не знаю – 1.

Согласны ли вы с тем, что начальника тюрьмы, который издевался
над закоренелыми преступниками, не нужно наказывать?
Да – 3; нет -- 5; не знаю – 1.

Согласны ли вы с тем, что всех людей другой национальности
нужно выселять из вашей местности?
Да – 3; нет – 5; не знаю – 1.

Считаете ли вы правильным решение властей вскрывать письма всех
граждан, чтобы успешнее бороться с преступностью?
Да – 3; нет – 5; не знаю – 1.

Нужно ли , на ваш взгляд, запретить людям тратить время на митинги и
демонстрации?
Да – 3; нет – 5; не знаю – 1.

Считаете ли вы необходимым разрешить журналам и газетам печатать
публикации на любые темы и с любой информацией?
Да –3; нет –5; не знаю – 1.

Считаете ли вы необходимым запретить отъезд за границу специалис-
тов, нужных в своей стране?
Да –3; нет – 5; не знаю – 1.


Результаты теста:

36 – 40 баллов. Вы, в основном, понимаете и внутренне согласны с идеями,
которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека
и второй главе Российской Конституции. Вы уважаете сво-
боду личности и не желаете чувствовать себя зависимым от
несправедливой власти.

15 – 35 баллов. Вам больше по душе мнение тех людей, которые считают,
что порядок в обществе может держаться только на силе
власти, даже если она несправедлива по отношению к че-
ловеку. Но достоин ли человек подневольной жизни?

8 – 14 баллов. Скорее всего вы еще ничего не понимаете в вопросах прав
и человеческого счастья. Самое печальное – это ответы
« не знаю». Из неопределившихся людей легко сделать по-
слушную массу, которую легко повести на преступления
или которой все безразлично. Задумайтесь над своей жизнен-
ной позицией – вы «винтик, который любой может закрутить
куда ему выгодно» или вы личность и Человек с большой
буквы?
15