Урок литературы. Ф. Искандер Тринадцатый подвиг Геракла


Тема: Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера
Дата: ____________ Класс: 6
Цели урока:
1) дать учащимся представление о личности и творчестве Ф. Искандера;
2) развивать память учащихся;
3) воспитывать культуру чувств.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
1. Орг. момент. Целеполагание.
2. Проверка Д/З: защита проектов по диалектам в тв-ве сибирских писателей
3. Изучение нового материала
Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями, в которых в центре оказывается ребёнок. Что мы уже прочитали?
Ученики: «Конь с розовой гривой» Астафьева, «Уроки французского» Распутина.
Учитель: Наша цель сегодня — познакомится с писателем Фазилем Искандером. Откройте тетради, запишите тему «Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Вы что-нибудь слышали об этом авторе до 6 класса?
Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016)
1. Слово о писателе
Родился в 1929 году в селе под Сухуми в Абхазии.
 В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Пытался поступить на философский факультет МГУ, но в итоге стал студентом Библиотечного института в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.
В 1954—1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.
В начале творческого пути занимался поэзией.
Первые сборники стихов: «Горные тропы», «Доброта земли», «Зеленый дождь», «Дети Черноморья», «Молодость моря».
Затем начал писать прозу – рассказы о детстве, о мире переживаний и чувств подростка.
1966 г – сборник рассказов «Тринадцатый подвиг Геракла».
Повесть «Созвездие Козлотура», роман «Сандро из Чегема».
Цикл рассказов «Детство Чика».
Сюжет многих сочинений Искандера разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства. Тема рассказов: детство, обращены к взрослым и детям.
Среди излюбленных тем философских размышлений в произведениях Искандера — понятия справедливости, чести, достоинства, аскетизм, любовь к земле, уважительное отношение к смерти и покойным.
Книги Искандера переведены на десятки языков мира.
Имеет множество наград за литературное творчество. Как и произведения Астафьева, Распутина, Шукшина, по пр-ям Искандера сняты фильмы.
Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.
В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».
Умер в возрасте 87 лет 31 июля 2016 года.
2. Конспект статьи учебника стр. 139-140.
3. Проверочная работа по биографии Искандера:
1. Детство Ф. Искандера прошло….
2. Школу закончил с…
3. Поступил в институт…
4. Название первых сборников стихов….
5. В 1966 году вышел сборник…..
6. Названия известных произведений Ф. Искандера…
7. Темы творчества:
4. Чтение рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла», стр. 140- 156.
5. Беседа по вопросам на стр. 156-157.
- О чём рассказ? Кто появляется в первых строчках?
(Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики — Харлампия Диогеновича).- Запишите в тетради запишите ключевые слова, характеризующие/показывающие этого необычного учителя.
- Что мы можем сказать, исходя из услышанного? Как водится, ученики бояться контрольных. Найдите и прочитайте, как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича.
- Выпишите средства выразительности, которые использует автор для создания ярких образов героев (сравнение (с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия), ирония).- Кто ещё действует в рассказе? Заполним таблицу.
О ком из героев говориться во фрагменте?
  Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его___________???______ Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом.      Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был.  ______???____________подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол.      Он заголил рубаху и теперь стоял спиной к докторше, все такой же нескладный и не решивший, что же лучше. И потом, когда укол сделали, он не обрадовался, хотя теперь весь класс ему завидовал.  ______???________, пересядьте, пожалуйста, к ***.      ----------???----------------- встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к ***, который плохо учится. 
- От чьего лица ведётся повествование? (Рассказчик — пятиклассник)
- В какое время произошла история, описанная в рассказе. (послевоенное время, Абхазия).
- Тогда почему же в названии рассказа появляется Геракл? Что это за герой?
(Геракл - древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги).
- Перечислите подвиги Геракла (с помощью картинок)
«Немейский лев»
«Лернейская гидра»
«Керинейская лань»
«Эриманфский вепрь»
«Авгиевы конюшни»
«Критский бык»
«Кони Диомеда»
«Пояс Ипполиты»
«Стадо Гериона»
«Стимфалийские птицы»
«Укрощение Цербера»
«Яблоки Гесперед»
- Какое значение имеет слово подвиг? (доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях).
- Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? (Нет, автор иронизирует.)
- Почему Искандер называет это «подвигом»
- Давайте прочитаем концовку рассказа. Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок?
- Чтение по ролям финальной сцены у доски. Он воспитывает смехом. Никто не хочет быть смешным.
6. Творческое задание: стр. 157, написать сочинение.
4. Итоги урока
Сегодня мы познакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.
Выставление оценок за работу на уроке.
5. Рефлексия.
- Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Ф. Искандер?
6. Д/З: закончить чтение рассказа.Тема: Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера
Дата: ____________ Класс: 6
Цели урока:
1) дать учащимся представление о личности и творчестве Ф. Искандера;
2) развивать память учащихся;
3) воспитывать культуру чувств.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
1. Орг. момент. Целеполагание.
2. Проверка Д/З: защита проектов по диалектам в тв-ве сибирских писателей
3. Изучение нового материала
Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями, в которых в центре оказывается ребёнок. Что мы уже прочитали?
Ученики: «Конь с розовой гривой» Астафьева, «Уроки французского» Распутина.
Учитель: Наша цель сегодня — познакомится с писателем Фазилем Искандером. Откройте тетради, запишите тему «Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Вы что-нибудь слышали об этом авторе до 6 класса?
Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016)
1. Слово о писателе
Родился в 1929 году в селе под Сухуми в Абхазии.
 В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Пытался поступить на философский факультет МГУ, но в итоге стал студентом Библиотечного института в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.
В 1954—1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.
В начале творческого пути занимался поэзией.
Первые сборники стихов: «Горные тропы», «Доброта земли», «Зеленый дождь», «Дети Черноморья», «Молодость моря».
Затем начал писать прозу – рассказы о детстве, о мире переживаний и чувств подростка.
1966 г – сборник рассказов «Тринадцатый подвиг Геракла».
Повесть «Созвездие Козлотура», роман «Сандро из Чегема».
Цикл рассказов «Детство Чика».
Сюжет многих сочинений Искандера разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства. Тема рассказов: детство, обращены к взрослым и детям.
Среди излюбленных тем философских размышлений в произведениях Искандера — понятия справедливости, чести, достоинства, аскетизм, любовь к земле, уважительное отношение к смерти и покойным.
Книги Искандера переведены на десятки языков мира.
Имеет множество наград за литературное творчество. Как и произведения Астафьева, Распутина, Шукшина, по пр-ям Искандера сняты фильмы.
Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.
В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».
Умер в возрасте 87 лет 31 июля 2016 года.
2. Проверочная работа по биографии Искандера:
1. Детство Ф. Искандера прошло….
2. Школу закончил с…
3. Поступил в институт…
4. Название первых сборников стихов….
5. В 1966 году вышел сборник…..
6. Названия известных произведений Ф. Искандера…
7. Темы творчества:
3. Пересказ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла», стр. 140- 156.
4. Беседа по вопросам на стр. 156-157.
- Работа с названием:
- Какое значение имеет слово подвиг? (доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях).
Подвиг - это
Геракл – древнегреческий герой, сын Зевса, полубог
12 подвигов
Диоген – древнегреческий философ
- О чём рассказ? Кто появляется в первых строчках?
(Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики — Харлампия Диогеновича).- Запишите в тетради запишите ключевые слова, характеризующие/показывающие этого необычного учителя.
- Что мы можем сказать, исходя из услышанного? Как водится, ученики боятся контрольных. Найдите и прочитайте, как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича.
- Выпишите средства выразительности, которые использует автор для создания ярких образов героев (сравнение (с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия), ирония).- Кто ещё действует в рассказе? Заполним таблицу.
Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров
1. Загорелое угрюмое лицо показывало мощные усилия ума и воли.
2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом.
3. Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе.
«Черный лебедь».
Умное добросовестное лицо.
Его редко ругали, но
ещё реже хвалили.
Даже во времясмеха не переставал быть отличником.
1. Опрятный, худой и тихий.
2. Привычка держать руки на промокашке.
3. Волосы светлые, веснушки.
4. Считался способным троечником.
Его редко ругали, но
ещё реже хвалили
- От чьего лица ведётся повествование? (Рассказчик — пятиклассник)
- В какое время произошла история, описанная в рассказе. (послевоенное время, Абхазия).
- Тогда почему же в названии рассказа появляется Геракл? Что это за герой?
(Геракл - древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги).
- Перечислите подвиги Геракла (с помощью картинок)
«Немейский лев»
«Лернейская гидра»
«Керинейская лань»
«Эриманфский вепрь»
«Авгиевы конюшни»
«Критский бык»
«Кони Диомеда»
«Пояс Ипполиты»
«Стадо Гериона»
«Стимфалийские птицы»
«Укрощение Цербера»
«Яблоки Гесперед»

- Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? (Нет, автор иронизирует.)
- Почему Искандер называет это «подвигом»
- Давайте прочитаем концовку рассказа. Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок?
- Чтение по ролям финальной сцены у доски. Он воспитывает смехом. Никто не хочет быть смешным.
Стр. 156 – 157 письм вопросы
6. Творческое задание: стр. 157, написать сочинение.
4. Итоги урока
Сегодня мы познакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.
Выставление оценок за работу на уроке.
5. Рефлексия.
- Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Ф. Искандер?