«Казахстан в период раннего средневековья». Конспект урока.


Урок
Тема: «Казахстан в период раннего средневековья».
Цели урока:
Образовательные:
обобщить знания учащихся об истории раннесредневековых государств на территории Казахстана;
осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;
Развивающие:
работа над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся; развитие умения работать с картой, сравнивать этапы развития явлений, делать выводы; способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к истории своей родины.
Воспитательные:
воспитывать культуру умственного труда;
способствовать формированию коммуникабельной культуры, сплоченности учащихся.

Тип урока: урок обобщения,
Вид урока: урок-игра «Колесо истории».

Оборудование, наглядное пособие:
Карта «Раннесредневековые государства на территории Казахстана»
Компьютерная презентация «Колесо истории» /выпуск 1/.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический,
эвристический, использование компьютера.

Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальная, групповая, фронтальная.





Тема: «Казахстан в период раннего средневековья».

Вопросы и задания
для рубежного контроля

1. Какие государства существовали на территории Казахстана в VI – IX веках?
2. Дата существования каждого этого государства.
3. Местоположение каждого этого государства.
4. Столица каждого этого государства.
5. Титул главного правителя каждого этого государства.
6. Имя первого правителя каждого этого государства.
7. Сколько племён входило в состав каждого этого государства?
8. Имена наиболее известных правителей каждого этого государства.
9. С какими крупными государствами имели отношения эти государства?
10. Причины падения этих государств.
11. Объясните значение новых слов.
12. Что вы можете сказать о хозяйстве каждого этого государства?
13. Подумайте, какими знаниями и умениями должен был обладать кочевник этого времени?
14. Какую культуру мы называем материальной, а какую духовной?










Диктант
на проверку знания терминов

1. кара будун 5. таты
2. балбал 6. каган
3. курултай 7. парламент
4. дыны 8. сардоба

ОТВЕТЫ: 1 - , 2 - , 3 - , 4 - , 5 - .
Последовательность диктовки
титул правителя у древних тюркских народов
в Западно-Тюркском каганате так называли «чернь», «простонародье».
так называли оседлое население Жетысу, завоёванное тюрками. ( без ______ не бывает тюрков)
тюркское каменное изваяние
народное собрание в степи
Ключ для проверки:
1-6, 2-1, 3-5, 4-2, 5-3.
Диктант
на проверку усвоения персоналий

1. Сулу 5. Бильге Кул Кадыр-хан
2. Ушлик 6. Мукан
3. Бумынь 7. Шегу
4. Тардуш 8. Иштеми

ОТВЕТЫ: 1 - , 2 - , 3 - , 4 - , 5 - .
Последовательность диктовки
Ему был присвоен титул «Елхан» - «всенародный хан».
Арабы называли его «бодающимся», «рогатым».
Это каган заставил платить Северный Китай дань (100 тюков шёлка).
Этот каган был первым правителем страны «он ок будун».
У этого кагана население делилось на сары (жёлтых) и кары (чёрных).
Ключ для проверки:
1-3, 2-1, 3-6, 4-4, 5-2.

Ход урока.
Организационный момент (1 мин.):
взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания для создания делового и психологического контакта.
Организация обучающихся: разбить на команды. При входе в кабинет обучающиеся выбирают жетоны, формируются команды (синие, желтые, зеленые) и рассаживаются за соответствующие столы.
Настрой обучающихся:
Здравствуйте, ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Для начала создаём хорошее настроение.
А для этого:
- Сядем удобно.
-Улыбнёмся друг другу, улыбнёмся всем.
- Ребята, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
(Интересным, веселым, сложным, познавательным, увлекательным.)
- Это будет зависеть от вас и от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
Музыкальная заставка _________________
Диагностика и углубление знаний и умений обучающихся.
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте, наши юные знатоки истории!
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по далёкому прошлому родного края, во время которого вы должны будете показать свои знания, проявить познавательную активность в изучении истории средневекового общества.

В ходе «экспедиции» мы расширим наши знания по истории нашей родины.
Сегодня мы наш урок проведём в форме телевизионной игры «Колесо истории».
Все вы, участники нашей экспедиции, вращая колесо истории, будете выбирать сектор вопроса. Каждый из вас может ответить на вопрос. Из трех вариантов ответа вы должны выбрать один, мои помощники будут выдавать вам жетоны цвета команды, если ответ будет правильным. В конце игры мы назовём победителей.
Сектора колеса истории:
Разминка.
Дата.
Местоположение.
Столица.
Титул.
Имя.
Хозяйство.
Культура.
Разное.
«Чёрный ящик».
«Угадай – кто?»
Для всех команд задается общий вопрос. Предлагаются три варианта ответа. Команды совещаются, выбирают правильный ответ.
Учитель: Медленно вращается наше "Колесо истории". И вот мы в далёком, далёком прошлом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Раннее средневековье.
Назовите его временные рамки?
Право первого хода у команды первой правильно ответивший на этот вопрос.

Вопросы сектора « Разминка»
Игра «РАЗМИНКА»: «Народная мудрость»
Соедини начало и конец пословиц и поговорок.
1.Кто Родине верен, тот в бою примерен.
2. Храбрец себя винит, трус – товарища.
3. Смелость города берёт.
4. Если безоружен – ты в бою не нужен.
Вопросы сектора «Дата»
Назовите хронологические рамки существования государств.
Вопросы сектора « Местоположение»
Покажите на карте-схеме месторасположение государств.
Вопросы сектора «Столица»
Назовите столицу (ставки) государств.
Вопросы сектора «Титул»
Назовите титул главного правителя каждого государства.
Вопросы сектора «Имя»
Назовите имя первого правителя государств.
Вопросы сектора «Хозяйство»
Что вы можете сказать о хозяйстве каждого этого государства?
Вопросы сектора «Разное»
Сколько племён входило в состав каждого этого государства?
С какими крупными государствами имели отношения эти государства?
Причины падения этих государств.
Объясните значение новых слов.
Какими знаниями и умениями должен был обладать кочевник этого времени?
Как вы думаете, почему раннесредневековые государства были недолговечными?
Вопросы сектора «КОЗы»
Вопросы сектора «Чёрный ящик»
Внимание - «черный ящик»! Что в нём лежит?
Вопросы сектора «Угадай – кто?»
«О ком идёт речь?»
Угадать имена наиболее известных правителей каждого этого государства.

Диагностика знаний: индивидуальная проверка
/диктант на проверку знаний терминов/


Подведения итогов работы (3 мин):
Наше путешествие подошло к концу.
Я считаю, что мы справились с поставленными перед нами задачами.

Далее учитель объявляет имена наиболее отличившихся учащихся и выставляет оценки за урок каждому ученику:
обобщение диагностики;
оценка знаний;
коррекция знаний учащихся.

IV. Информации обучающимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (2мин): составить сканворд по пройденной теме.



? ?



15