Статья Воспитание казахстанского патриотизма на уроках русского языка и во внеклассной работе



Воспитание казахстанского патриотизма на уроках русского языка и во внеклассной работе
Тухтарова Алмагуль Сахташовна Учитель русского языка и литературы
Средняя общеобразовательная школа имени М.Ауэзова Курмангазинский район
Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире ставит перед работниками образования серьёзные задачи.Ведь конкурентоспособное общество это – общество высокообразованных и высоконравственных людей.В мудрых словах предков отмечалось,что мы всегда «преклоняемся перед прошлым,стремимся к будущему».Сегодняшние дети – это будущий мир. И ответственность за судьбу каждого ученика и всего общества лежит на наших плечах,плечах педагогов общеобразовательной школы.Именно в школе закладывается не только фундамент знаний человека,но и основа его мировоззрения.
В условиях становления молодого государства,каким является наша страна,общество ждёт от педагогов конкретных действий в формировании современного молодого человека –гражданина,патриота своей страны.При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции,современные реалии и проблемы,тенденции развития нашего государства.
И главная задача учителей - это создание благоприятных условий для становления гражданина с высокими нравственными качествами, патриота своей Родины – Республики Казахстан. Исходя из этой задачи ведётся систематическая работа всего педагогического коллектива по привитию казахстанского патриотизма .Поэтому цель, которую ставлю перед собой,планируя каждый урок,- не только дать своим воспитанникам возможность свободного владения русской речью ,но и выработать у них чувство казахстанского патриотизма.
Решению этих задач способствует работа над текстом.Учитель добивается не только того,чтобы ученик овладел языковым материалом,но и формирует личность ученика.Важно,чтобы ученик не просто прочитал текст,выполнил задания к нему,но чтобы задумался над содержанием текста,над основной мыслью,которая заложена в тексте.В 7 «Б» классе лексическая тема на уроке русского языка была «Судьбе нужно помогать». Это интервью с Тохтаром Аубакировым.
После чтения была проведена соответствующая грамматической теме работа.Но наибольший интерес вызвала работа над содержанием.Ребята отвечали на вопросы следующего характера:
-Что,по-вашему мнению,помогло Тохтару Аубакирову осуществить мечту – стать лётчиком и летать на новейших сверхзвуковых самолётах?Что помогло впоследствии подняться в космос и осуществить мечту всего нашего народа,чтобы с казахской земли к звёздам полетел сын казахского народа? /Тохтар верил в свою мечту,он считает,что «каждый человек должен помогать судьбе осуществиться».Он в 15 лет прыгал с парашютом,в 16 лет ездил за 60 км в аэроклуб после работы./
-Чему можно учиться у главного героя?/Упорству в достижении цели,умению преодолевать трудности/
-Почему Тохтар Аубакиров считает, что судьбе нужно помогать?/Без стремления человека ничего не получится.За мечтой человек должен идти хоть на край света/
Воспитывать патриотов нужно на конкретных примерах.Преследуя данную цель мною было проведено внеклассное мероприятие – литературно-музыкальный вечер «Поэт,герой,личность», посвященный жизненному пути и творчеству Махамбета Утемисова, являющемуся образцом служения родному народу.
«Высокая поэзия ,призывающая к борьбе, - это редкое явление в мировой поэзии вообще. Читая Махамбета, любой читатель почувствует в себе такой прилив сил,что готов подняться на борьбу за свободу своего народа» (А.Тарази)
В начале вечера 1 ведущий говорит о том,что вечер посвящён Махамбету Утемисову,духовному вождю национально-освободительного движения 1836-1838 годов под предводительством Исатая Тайманова.На домбре исполняется кюй Махамбета.
Ведущий 2. Махамбет – это яркая,многогранная личность,поэт-борец,пламенный оратор,музыкант–импровизатор, человек неукротимой энергии, незаурядного ума.Он сознательно посвятил свою жизнь борьбе за свободу и счастье народа.Батыр не тот,кто смел,а тот,кто грудью встал за народ и Отечество.
«Когда день такой придёт?»
Когда день такой вернётся,
Чтоб едильские просторы
Мы освоили с восторгом?
Там, стреножив кобылиц,
Чтоб паслись в траве густой,
Сами будем веселиться,
Будем пить кумыс хмельной…
Ведущий 3. Махамбет – это слава казахского народа не только в прошлом,но и сегодня.Он один из тех,кто сумел выразить национальный дух,национальную идею.Стойкий,последовательный в своей борьбе с недругами,Махамбет до конца своих дней оставался с народом.
Какой мне прок от сожалений?
Что плач по прошлым временам?
Я из соратников последний,
Со смертью драться должен сам.
Ведущий 4. Махамбет Утемисов – отважный воин,свидетель и активный участник бурных событий первой половины 19 века,поэтическое наследие которого до сего времени вызывает восторг.Его жизнь - легенда.Махамбет получил серьёзное религиозное образование в Самарканде,изучил семь языков.
Но прежде всего Махамбет - воин,человек великой отваги и мужественный противник насилия и несправедливости. В стихах Махамбета сливаются слова,музыка и живописные образы окружающего мира.Его замечательное поэтическое наследие – это,по существу,завещание мудрого певца вольной степи своим потомкам.
Ведущий 1. Что будущего нет,поэт знал.Но не знал,что, стремясь воодушевить повстанцев,пылая справедливым гневом,желая добра притесняемым сокровникам,создал он творения,которые потом будут издавать миллионными тиражами,что их будут исполнять чтецы и музыканты .Не предполагал Махамбет и того,что о нем будут создавать пьесы,романы,писать картины.Но классик прав: «Безумству храбрых поём мы славу!» Безумству храбрых бунтарей.Нельзя терпеть ни свою,ни чужую боль и печаль.Ты жив до тех пор,пока ты нужен людям.Поэтому жива и поныне поэзия Махамбета,ибо она нужна нам.
Звучит мелодия Н.Тлендиева «Махамбет»
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ,уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого,и роль уроков русского языка и литературы,а также внеклассных мероприятий в этом плане невозможно переоценить.Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным,ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности а это происходит в школьные годы.И школьная пора – детство и юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Таким образом,учителю русского языка и литературы принадлежит неоценимая роль в воспитании чувства патриотизма у подрастающего поколения.И если после этих уроков и внеклассных мероприятий учащиеся станут хоть немного чище,добрее душой друг к другу и окружающим людям,если понятия долг,честь,ответственность не останутся фразой из учебников,то учитель может считать свою задачу выполненной.

Использованная литература.
Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы:учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов /В.С.Кукушкин. – Ростов н/Д.:Март.2008
Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие для технических вузов. – М.Высш.школа.2009