«Методика индивидуального контроля за физическим развитием и физической подготовленностью детей»


Методическая рекомендация«Методика индивидуального контроля зафизическим развитием и физическойподготовленностью детей»для педагогов дополнительного образованияАвтор: методист спортивного отдела Буданов Ю. В.
2013 год
Методика индивидуального контроля за физических развитиеми физической подготовленностью детей.
Методика проведения спортивных занятий не может быть рассчитана на какого-то абстрактного среднего ученика. Педагог должен знать уровень физической подготовленности каждого отдельного воспитанника , а также группы в целом. Только при этом условии можно осуществлять дифференцированный подход при физическом воспитании детей. Систематический контроль за уровнем физической подготовленности занимающихся дает возможность управлять учебным процессом и вовремя вносить соответствующие коррективы в свою работу.
Систематический контроль позволяет определить готовность занимающихся к изучению программного материала , дает возможность отследить динамику развития , внести коррективы в учебную программу и пересмотреть выбор средств физического воспитания.
Характеристика основных физических средств.
В основе физического здоровья лежат здоровый образ жизни, развитие двигательных качеств. Таких качеств, определяющих физическое развитие ребенка или подростка, несколько. Это:
общая выносливость5. гибкость
скоростная выносли-6. быстрота
Общая выносливость- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.
Скоростная выносливость- способность противостоять утомлению при
достаточно длительных нагрузках силового характера. Скоростно-силовая выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
4. скоростно-силовая выносливость
3. силовая выносливость
востьдинамическая сила
ловкость ( координационные способности)
Гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
Динамическая сила - способность к максимально быстрому ( взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела.
Ловкость - способность выполнять координационно сложные двигательные действия.
Все двигательные качества как и лежащие в их основе физиологические механизмы , развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Это очень важно , знать .и учитывать при организации учебных и тренировочных занятий с детьми и подростками. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма.
.Контроль за физической подготовленностью учащихся рекомендуется проводить три раза в учебном году ( в сентябре, в конце декабря, в мае).
После сентябрьского тестирования педагог определяет уровень физической подготовленности детей на начало учебного года. Результаты анализируются : определяется уровень подготовленности детей в каждом двигательном умении. На основании анализа педагог планирует и включает в содержание занятий необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, намечает общую стратегию в создании системы домашних заданий, определяет нагрузки , повышающие уровень двигательной подготовленности, подбирает подвижные игры с направленным физическим развитием.
Второе тестирование по тем же упражнениям рекомендуется проводить в конце декабря. Результаты сравниваются с данными на начало учебного года и по каждому показателю определяется разница в уровнях подготовленности . Педагог вновь корректирует планы работы на занятиях и в системе домашних заданий.
В ходе майского тестирования по общей сумме набранных очков каждому занимающемуся по таблицам определяется соответствующий уровень физической подготовленности за год.
При такой системе планирования , контроля за физической подготовленностью по различным способностям педагог должен ориентироваться на предварительную работу с занимающимися с таким расчетом , чтобы к моменту контроля дети - как на предшествующих занятиях, так и в системе домашних заданий- готовились выполнить соответствующий тест -упражнение.
Таким образом, складывается примерный график проведения контрольных занятий по тестированию и определению двигательных способностей занимающихся в течение учебного года.
Для удобства данные контроля за физической подготовленностью занимающихся необходимо фиксировать в специальном рабочем журнале.
Для воспитания у занимающихся сознательного отношения к креплению своего здоровья, к личному уровню физической готовности , педагог постоянно должен внедрять в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю лучше , чем вчера, а завтра буду делать лучше , чем сегодня». Это очень важно, ибо уровень двигательных способностей, как правило, прямо отражает уровень здоровья детей.
Требования к тестированию.Тест - проба - качественное и количественное испытание для выявления состояния исследуемого.
Для исправления физических недостатков важно определить, на каком уровне по отношению к должным возрастным величинам находятся физические качества учащихся.
Подготовка к осуществлению процедур тестирования является обязательным элементом, на занятии педагог объясняет занимающимся суть и порядок тестирования , смысл и содержание каждого из тестовых упражнений , технику их выполнения, возможные погрешности.
Должна быть проведена предварительная работа с занимающими- ся, чтобы к моменту контроля они как на предыдущих занятиях, так и в системе домашних заданий готовились выполнить соответствующий тест-упражнение.
Чтобы получаемая с помощью тестирования информация была правильной и достоверной, надо выполнять следующие требования:
Максимально точно измерять все параметры.
Комплексное тестирование повторять не реже 2-х раз за учебный год (сентябрь, май)
Тест проводить по возможности всегда в одно и тоже время, натощак.
Предварительно обучить занимающихся правильному выполнению тестов и самим поупражняться в точном измерении параметров тестирования.
Разминка.Перед тем, как приступить к тестированию учащихся, необходимо провести разминку. Она предупреждает возможные травмы ( растяжение мышц, излишняя усталость) из-за неразогретости мышечно-связочного аппарата , улучшит показатели . Разминка должна включать в себя упражнения , близкие по структуре к упражнениям теста.
Примерный комплекс разминки:
Ber-в течение 30 сек., выполнение бега с спокойном темпе на носках.
Наклоны - в течение 30 сек. выполнение ритмичных наклонов вперед, к правой и левой ноге.
Приседания- в течение 30 сек. выполнение пружинящих приседаний с полной амплитудой в спокойном темпе.
Растяжка - в течение 30 сек. , стоя в глубоком выпаде.
Прыжки в течение 30 сек. на правой , на левой , на обеих ногах.
Повороты вправо, влево - в течение 30 сек.