Воспитание казахстанского патриотизма на уроках русского языка (из опыта работы)


Слайд № 1
Воспитание
казахстанского патриотизма
на уроках русского языка
(из опыта работы)
Маркевич С. С.,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Слайд № 2
Высокая духовность и патриотизм каждого живущего в обществе человека является важной движущей силой этого общества. Именно о патриотизме, гражданственности неоднократно говорил президент станы
Н. А. Назарбаев.
Слайд № 3
Одной из задач, стоящих перед казахстанцами, является воплощение в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел». Фундамент ее должен быть заложен в школе. В рамках реализации данной идеи изучение предметов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, формирование казахстанского патриотизма и гражданской ответственности, развитие национального самосознания и толерантности.
«Учитель создает нацию». Это изречение справедливо в наши дни как никогда. Ведь школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и воспитателя. Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь. Важную роль играет правильно подобранный дидактический материал.
В содержании предмета «Русский язык» два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это раздел «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактический материал.
- упражнения учебника;
- диктанты, изложения, сочинения;
- тексты для комплексного анализа.
Слайд № 4
В ИМП отмечено, что при обучении русскому языку нужно ориентироваться на формирование функциональной грамотности чтения.
«Предмет «Русский язык» должен быть направлен на умение высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать её, умело вести диалог. Важным компонентом в обучении русскому языку должна быть ориентация на формирование функциональной грамотности личности. Одним из её компонентов является грамотность чтения ».
ИМП, Астана, 2014
Слайд № 5
Под грамотностью чтения понимается:
- понимание письменных текстов и рефлексия на них;
- использование их содержания в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жизни;
- развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества;
- осознание назначения чтения.
Слайд № 6
Готовясь к урокам, я придерживаюсь определённой стратегии или плана обучения, который я составляю для достижения учебной цели.
Примерная схема такова:
Если на уроке мне нужно воспитать патриотические чувства, то я должна выбрать текст, содержание которого направлено на формирование казахстанского патриотизма.
Слайд № 7
Если мне нужно научить понимать текст, рассуждать, решать проблемные задачи, то я должна использовать стратегии активного обучения. Поскольку именно при активном обучении происходят процессы на высоком уровне (анализ, синтез, оценивание), Слайд № используются задания, при выполнении которых учащийся должен задумываться (как я читаю? что я читаю? для чего я читаю? )На уроках я использую тексты различных стилей и жанров, охватывающих различные аспекты жизни общества.
Слайд № 8
Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки, которые использую при изучении различных тем:
«Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс) – Родина сторона – мать, чужая – мачеха, Родина – мать, умей за нее постоять.
«Степени сравнения прилагательных» (6 класс) – Родина краше солнца, дороже золота, Любовь к Родине сильнее смерти.
Обогащение словарного запаса школьников общественно-политической лексикой расширяет круг знаний учащихся о жизни нашей Родины, о величайших свершениях нашего народа. Задача учителя состоит в том, чтобы одновременно пробудить у учащихся чувство гордости за дела народа и желание активно участвовать в жизни нашей великой страны. Учащиеся могут выполнять различные задания:
Прочитайте в «Тольковом словаре» статьи, посвященные словам патриот, патриотизм, герой, героизм, отвага, мужество;
Напишите рассуждение на тему «Что значит - быть патриотом?»;
Слайд № 9
Прием «Ассоциации». Напишите ассоциации со словом «патриот», «патриотизм»;
В процессе проведения диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм. Например: Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Слайд № 10
Например, на заключительном уроке по «Имени числительному» предлагаю учащимся провести комплексный анализ текста на примере следующего лексического материала: текст «Ассамблея народа Казахстана». И прошу выполнить задания после текста:
- Прочитайте текст.
- Выпишите из 4 абзаца текста числительное «350», просклоняйте его.
- Найдите в тексте простые числительные.
- В тексте 6 абзаца выпишите числительные и определите их падеж.
- Найдите ключевые слова и словосочетания.
- Определите тип текста, стиль речи.
- Составьте вопросы к тексту.
- Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
- В чём основная мысль текста?
Для того, чтобы учащиеся осознали и с честью носили имя «казахстанец», нужно чтобы они чувствовали себя частью государства. Казахстанский патриотизм - это осознание государственного, казахстанского. С этой целью на уроках использую цитаты из «Слова о независимости» Н. А. Назарбаева, «Послания президента народу Казахстана».
Слайд № 11
При изучении темы «СПП» (9 класс): предлагаю из цитат Н. А. Назарбаева выбрать СПП, определить вид придаточных предложений, выбрать одну цитату, прокомментировать её.
Слайд № 12
При изучении темы «Цитата» (8 класс) учащимся дается цитата «Независимость – всеобщий труд. Труд школьников, студентов, постигающих науки» («Слово о независимости»). Учащиеся выполняют синтаксический, пунктуационный разборы цитаты, далее применяю стратегию «Карусель». Учащиеся делятся на группы, каждая группа генерирует идеи по теме, затем группы обмениваются оформленными на бумаге идеями, дополняют идеи другой группы. После завершения, лист возвращается к команде, которая знакомится с предложениями и дополнениями других групп и затем проходит презентация позиции участников карусели.
Слайд № 13
На этапе повторения темы «Виды связи слов в СС» раздаю текст «Слова о независимости» и предлагаю в паре выполнить задания:
Задание № 1
Инструкция:
1. Выписать в порядке следования словосочетания, развивающие тему патриотизма. 2.Укажите вид связи в словосочетаниях.
Задание № 2
Задание: найдите в тексте словосочетания с видом связи примыкание. Обозначьте графически главный компонент словосочетания. Использовав главное слово выписанных словосочетаний, придумайте и запишите словосочетания с другим видом связи, в скобках укажите вид связи.
Слайд № 14
В 6 классе использую стратегию «Текстовое граффити» при работе с текстом Послания президента. Учащиеся комментируют текст, используя определенную систему маркировки, далее пишут комментарий к тексту, пишут вопросы по тексту для другой группы учащихся, что способствует возникновению полемики, дискуссии.
Слайд № 15
Многие из этих текстов представляют образцы публицистического стиля, эмоционально воздействуют на ученика, влияют на формирование у него умений передавать личное отношение к высказанному, на усвоение разнообразной общественно-политической лексики.
Слайд № 16
Использование данных стратегий при работе с текстами способствует формированию патриотических чувств, помогает прочитать текст внимательно, глубже осмыслить значение текста
В заключение хочу заметить, что именно в детстве закладываются основы патриотизма, воспитывается любовь к Родине, и мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в их головы самые важные мысли…