Программа индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения


Программа индивидуально-ориентированнойкоррекционно-развивающей работы
по формированию правильного звукопроизношения



Составитель программы:
Васильева И.А.
п. Любытино 2017г.
Программа индивидуально-ориентированнойкоррекционно-развивающей работы
по формированию правильного звукопроизношения
Пояснительная записка.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной  работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
        Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.
1.1. Актуальность.
По результатам обследования мною выявлено: нарушено произношение звука [ р ], недостаточно сформирован фонематический слух, зрение и слух в норме.
1.2.Научная обоснованность.
При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения;
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Домашняя тетрадь» ( для закрепления произношения звука [ р ] у детей 5-7 лет;
- Н.В.Новоторцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ р - рь].
- Ю.Б. Жихарева «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р.»
1.3. Цель программы:
формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
- формировать правильное произношение фонем;
- учить различать оппозиционные фонемы;
- развивать связную речь;
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы;
- обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся;
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.
1.4.Формы проводимой работы:
индивидуальная, 2 раза в неделю.
1.5. Содержание программы по разделам:
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.
• Исследование неречевых психических функций;
•Сбор анамнестических данных;
•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,  готовности к обучению.
• развитие органов артикуляции;
•развитие слухового внимания и слухового контроля;
•развитие звукового восприятия
Третий этап: постановка звука
Цель: постановка звука (изолировано).
•коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
•развитие психических функций;•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.• коррекция дефектов произношения;
• развитие психических функций;
• активизация и расширение словарного запаса;
• развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
1.6. Длительность программы: 36 ч
Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Требования к результатам программы:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
овладеть навыками построения связного высказывания.

Методы, средства, оценки результативности программы.
( по речевой карте, диагностике)
Ведущая технология, ее цели и задачи:
Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Список литературы:
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям.
Логопедия: Учебное пособие под редакцией Л.С.Волковой.
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) Составители Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Домашняя тетрадь» ( для закрепления произношения звука [ р ] у детей 5-7 лет.
Н.В.Новоторцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ р - рь].
Ю.Б. Жихарева «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р.»
Содержание
Темы занятий Цели занятий Кол-во занятий
Подготовительные
Упражнения (артикуляционная гимнастика) Развитие фонематического слуха. Выработка правильных, полноценных арт. органов. Направления : 1.необходимо формировать точные движения органов артикуляции
2.развитие мелкой моторики рук
3. развивать фонематический слух
4.формировать правильную воздушную струю.
5.отработка опорных звуков 4-5ч
Постановка звука. Добиваться правильного произношения отдельных звуков.
1способ – по подражанию (слух , зрение , тактильно-вибрационными ощущениями ) ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонем .
2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения)
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать фонематический слух, память мышление. 9-10ч.
Автоматизация звука в словах. Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.
Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух , логическое мышление , память , внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.  
а) автоматизация в прямых слогах. Добиваться правильного произношения в прямых слогах б) автоматизация в обратных слогах. Добиваться правильного произношения в обратных слогах. 1-2ч
в) автоматизация в слогах со стечением согласных Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением. 1ч.
г) автоматизация в словах (в начале слова) Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …) 1-2 ч
д) автоматизация в середине слова Отработать правильное произношение в середине слова. 1ч.
е) автоматизация звука в конце слова
Закрепление звука в словах (в разных позициях)
  Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

1ч.
ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове. 1ч.
4. Автоматизация в предложениях. Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.
Направления:
1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Фонематический слух.
3. Пополнять словарный запас. 4.Развивать речь ребенка.
5.Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи. 10-12ч
а) автоматизация во фразовой речи Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи. 2ч.
б) автоматизация звука в простом предложении Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. 2ч.
в) автоматизация звука в простом распр. Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении .Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас. 2-3ч
г) автоматизация в сложном предложении Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами (а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно. 2-3ч.
5. Автоматизация звука в :- чистоговорках ;-стихах;
- скороговорках;
- поговорках;
-шутках;
- потешках;
 
  Автоматизировать произношение звука. Развивать: память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству. 6-7ч.
6. Автоматизация в коротких рассказах. Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картин. 5-6ч.
7.Автоматизация в длинных рассказах. Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание , речь, словарь. 5-6ч.
8. Автоматизация в разговорной речи. Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. 2-3ч.
9.Дифференциация звуков:
- изолированное произношение;
- в слогах;
- в словах;
- в предложениях;
- чистоговорках;
- стихах;
 
  Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи. 6-7ч.