Тема: Организация логопедической работы и принципы отбора детей в дошкольно-образовательных учреждениях.


Тема: Организация логопедической работы и принципы отбора детей в дошкольно-образовательных учреждениях.
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условие жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию, и напротив его тормозить.
Речь не является врожденной способностью человека она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Развитие речи чрезвычайно сложный процесс, обусловленный влиянием различных факторов. Если одно из условий, участвующих в построении речи ребенка нарушается, наступает расстройства ёё развития.
Для своевременного и нормального развития речи необходимы следующие условия:
1. нормальный слух
2. Нормальный артикуляционный аппарат
3. Нормальный интеллект
4. Хорошая полноценная речевая среда.
Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Ребенок характерно использует звуки заменители. Но при активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу к четвертого года жизни большинство детей при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих Ж, Ш; сонорных Л, Р; свистящих С и З. Но к пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков родного языка.
В пять лет проводится обследование детей по звукопроизношению и развитие речи. Выявляется нарушение того или иного звука и ребенок направляется для прохождения медико-педагогической комиссии где специалисты определяют диагноз – ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Это коррекционная работа на один учебный год. ОНР (общее недоразвитие речи) коррекционная работа на 2 года.
Отбор детей с общим недоразвитием речи, с дизартрией, ринолалией и специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских садах и комплектование групп в них производится на заседанием медико-психологических комиссий. Отбор и комплектование детей с нарушениями речи осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:
1. Ограничение детей с нарушениями речи от детей с другими аномалиями (в дошкольное учреждение принимаются дети с нарушениями речи только в том случае, если они имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект).
2. в детские сады, ясли-сады и отдельные группы при массовых детских садах принимаются дети с нарушением речи в возрасте от 2до 7 лет, причем в одну группу зачисляются дети одинакового возраста.
Наряду с разграничением детей по уровню речевого развития предусматривается также (при условии полного комплектования групп) возможность дифференцированного обучения детей, страдающих дизартрией, ринолалией и т.д., скомплектованных также по уровню речевого развития.
По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении обучения, повторно обследуются членами медико-психолого-педагогических комиссий. Основанием для продления срока обучения может быть тяжести дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины.
На медико-психолого-педагогических комиссию представляют следующие документы заключение отоларинголога, выписку психоневролога, характеристика логопеда и воспитателей, справку от педиатра о возможности посещения группы.
Характеристика воспитателей требуется в том случае, если ребенок посещает детский сад.
Коррекционная работа с детьми логопадами в логопедической группах направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.