Учебно-методическое пособие для внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности тема «Государственное регулирование в обеспечении занятости населения. Социальная защита граждан»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский медицинский техникум»
Учебно-методическое пособие для внеаудиторной работы студентов
по учебной дисциплине
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
тема «Государственное регулирование в обеспечении занятости населения. Социальная защита граждан»


Купино, 2016
Рассмотрено на заседании ПЦМК
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №__ «___» ___________20__г
Председатель ПЦМК ________________
Автор – составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Папшева Марина Артуровна
Пояснительная записка
Настоящее методическое пособие предназначено для организации эффективной внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности студентов, получающих среднее профессиональное образование.
Основное его назначение — формирование правосознания у студентов — будущих специалистов в ходе внеаудиторной самостоятельной работы.
Задачи работы:
• сформировать и развить навыки выполнения самостоятельной работы;
• закрепление знаний о государственном регулировании в обеспечении занятости населения; о социальной защите граждан.
Целью методического пособия является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов, способствование формированию у них общих и профессиональных компетенций.
Задачи методического пособия по самостоятельной работе:
• активизация самостоятельной работы студентов;
• выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
• управление познавательной деятельностью студентов.
При изучении дисциплины студент не должен ограничиваться материалом, полученным им на лекциях. При подготовке к занятиям студент, прежде всего, должен использовать Конституцию РФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральные законы, регулирующие отдельные правовые институты, изучаемые дисциплиной Правовое обеспечение профессиональной деятельности, а также иные нормативно-правовые акты.
Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы по теме «Государственное регулирование в обеспечении занятости населения.
Социальная защита граждан» созданы в помощь Вам для работы во внеурочное время.Наличие положительной оценки, отметки о выполнении самостоятельной внеаудиторной работы необходимо для получения допуска к дифференцированному зачету по дисциплине, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(1 час)
Студент должен уметь:
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско- процессуальным и трудовым законодательством;
Студент должен знать:
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
А) Изучите определения понятий:
1.занятость,
2.федеральная служба по труду и занятости,
3.безработные,
4.правовой статус безработного,
5.пособие по безработице.
Запишите в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики с указанием источников.
Б) Ознакомьтесь с рекомендациями по составлению электронных презентаций. Составьте электронную презентацию по темам «Правовая база пенсионного обеспечения граждан РФ», «Социальная защита инвалидов. Реабилитация инвалидов», «Правовой статус безработного» (на выбор).

Методические указания по выполнению внеаудиторной работы:
1) для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить нормативную и рекомендуемую литературу по данному вопросу; справочный материал данного пособия
2) Вам необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по составлению электронных пособий;
Методика работы
с нормативными правовыми актами и документами
Слово «документ» является общеупотребительным, а потому школьники, как правило, уже знакомы с его значением. Оно происходит от латинского слова «documentium» и означает «материальный носитель какой либо информации», предназначенной для передачи. В области юриспруденции мы очень часто сталкиваемся с различными документами, имеющими весьма важное значение.
Целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов:
— источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ Президента, постановление Правительства, локальные правовые акты);
— правоприменительные акты (решение суда по конкретному делу, решение комиссии по реализации пенсионных прав граждан);
— договоры (договор оказания услуг и проч.);
— заявления (о назначении пенсии, о предоставлении социальных услуг и проч.).
В ходе самостоятельной работы необходимо сформировать навыки анализа документов по форме и содержанию. Приёмы работы несколько различаются в зависимости от типа анализируемого документа.
Анализ нормативных правовых актов
В качестве умений работы с нормативными правовыми актами можно выделить следующие:
•умение давать общую характеристику нормативного правового акта (реквизиты, структура, регулируемые отношения, субъекты, понятия, приведенные в качестве нормативных и др.);
•умение определять место нормативного правового акта в системе права (систематизация);
•умение читать нормативный правовой акт и извлекать из него требуемые правовые знания;
•умение анализировать содержание текста нормативного акта, которое включает в себя: умение объяснять смысл юридической нормы, давать ее комментарий; умение выявлять сущностные признаки юридических понятий, содержащихся в тексте нормативного акта;
•умение извлекать и обобщать знания из нескольких нормативных актов;
•умение использовать выдержки из текста акта при ответе для иллюстрации теоретических положений;
•умение использовать нормативный акт для доказательства своей позиции;
•умение определять вид юридической нормы;
•умение использовать текст нормативного акта для аргументации своей позиции;
•умение определять вид юридической нормы;
•умение использовать нормативные правовые акты при решении юридических ситуаций (задач).
Приступая к работе с новым нормативным актом, для формирования перечисленных умений необходимо придерживаться следующего
плана работы:
1.Внимательно прочесть название нормативного акта. Ответить на вопрос, какому вопросу он посвящён. Оценить юридическую силу и место нормативного правового акта в системе права.
2.Посмотреть справку к нормативному акту в правовой системе, чтобы убедиться в том, что анализируемый нормативный акт на данный момент является действующим; определить начало и окончание действия данной редакции нормативного акта. Если нормативный акт оказался недействующим, то следует приступить к поиску заменившего его правового документа.
3.Открыть содержание нормативного акта. Внимательно ознакомиться с его структурой, попытаться понять логику её построения. Это впоследствии позволит облегчить поиск нужной правовой нормы в нормативном акте, а также позволит сформировать представление о том, какие отношения регулирует данный правовой документ, ещё до прочтения его статей.
4.Открыть текст нормативного правового акта. Если в нём есть преамбула, изучить её, выделить цели и задачи данного нормативного акта.
5.Изучить основные понятия нормативного правового акта. Во многих крупных законах и кодексах определению ключевых понятий посвящена отдельная статья.
6.Определить субъектов права, чьи права и обязанности регулирует данный нормативный акт.
7.Изучить принципы, закреплённые в данном нормативном акте. Понимание принципов – это ключ к понимаю нормативного акта в целом и каждой отдельной нормы в частности.
8.Приступить к анализу отдельных статей нормативного правового акта. При этом необходимо уделять внимание не только толкованию правовых норм в каждой отдельно взятой статье, но и выявлению взаимосвязей между статьями, их системности.
Порядок толкования правовых норм
Юридическая наука и правоприменительная практика выработали набор правил толкования правовых норм, важнейшими из которых являются следующие:
•«золотое правило» (терминам и иным словам текста законодательного акта придаётся значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для придания им отличного значения);
•научным, техническим и иным специальным терминам, употреблённым в тексте законодательного акта, придаётся то значение, которое они имеют в соответствующей области знания, если в законе не установлено иное содержание конкретного термина;
•при наличии аутентичного (то есть данного законодателем) или легального (то есть данного официальным уполномоченным органом) разъяснения термина, используемого в тексте закона, интерпретатор должен следовать этому разъяснению;
•при неясности, неоднозначности текста нормы при толковании должно отдаваться предпочтение наиболее справедливому, с точки зрения конкретной правовой системы и социальных отношений, возможному содержанию;
•при толковании необходимо учитывать аналогичные конституционные принципы, международные договоры, практику высших судебных органов государства, а также общепризнанные доктринальные воззрения специалистов в данной отрасли права;
•в отдельных случаях при толковании должно быть установлено, какими целями руководствовался законодатель, создавая толкуемую норму права.
Кроме того, при толковании права должны учитываться основополагающие юридические принципы, сложившиеся в доктрине и — прямо или косвенно — закреплённые в законодательстве.
Методические рекомендации по подготовке электронных презентаций
Электронная презентация – это набор слайдов, призванных быстро и эффективно донести до аудитории некоторую информацию или в чём-либо её убедить. Презентация позволяет дополнять информацию изображениями и спецэффектами: различные виды представления изображений или информации, а также анимация. Всё это повышает интерес слушателей к представляемой информации и эффективность её восприятия. Количество слайдов в презентации может варьироваться, но не должно быть менее 10 и более 20.
Подготовка мультимедийной презентации
1.Оцените необходимое количество слайдов.
2.Подготовьте тексты. Тексты не должны быть слишком длинными и плотными (максимум 10 строк по 5-6 слов в одном кадре).
На одном слайде может быть представлена только одна тема.
Откажитесь от сокращений в тексте. Избегайте вертикальных надписей, поскольку они плохо читаются.
Выберите шрифт для предъявления информации.
Самый распространенный и хорошо читаемый шрифт TimesNewRoman и Arial. Если вы хотите использовать другой шрифт, убедитесь, что буквы не слипаются. Размер кеглей должен быть не менее 16.
3.Выберите оформление для текста.
Наличие общей рамки для текста придает ему законченный вид.
Выделение рамкой отдельной части изображения выделяет его из основной части. Штриховки и заливки должны быть хорошо заметными.
4. Проведите проверку традиционных элементов.
5.Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
6.Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
7.Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
8.Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции:
1.На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
2.Логотип на полосе должен располагаться справа внизу.
3.Логотип должен быть простой и лаконичный.
4.Дизайн должен быть простым, а текст – коротким.
5.Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
6.Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весть экран – все это придает дизайну непрофессиональный вид.
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
Рекомендации по дизайну презентации.
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателям и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической – яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде. Графическая информация
- рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или предать ее в более наглядном виде;
- желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
- цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
- иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
- если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация.
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для привлечения внимания слушателей и для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Содержание и расположение информационных блоков на слайде.
- информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
- рекомендуемый размер одного информационного блока – не более ½ размера слайда;
- желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
- ключевые слова в информационно блоке необходимо выделить;
- информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки – слева направо;
- наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
- логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике изложения.
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании – тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления компьютерного текста.
Общие правила оформления текста:
1.Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли поле номера точка.
2.Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).
3.Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен ( если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
4.Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные и при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.
5. Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.
6. Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.
7. Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числами, от которых они не отделяются.
8. В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура – сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР, НДР, РФ, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) сокращения по начальным буквам (г. – год), по частям слов (см. – смотри), по характерным буквам (млрд – миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка – фабрика). Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.
Специфические требования при компьютерном наборе текста:
При наборе текста одного абзаца клавиша «Перевод строки» («Enter») нажимается только в конце одного абзаца.
Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное распределение слов в строке текстовым процессором выполняется автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью пробелов запрещено; для этого используются возможности текстового процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной полосе прокрутки или табулятор). Знак неразрывный пробел (комбинация клавиш CTRL+SHIFT+пробел) препятствует символам, между которыми он поставлен , располагаться на разных строчках, и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела).
После создания презентации и её оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
 Критерии оценки выступления с использованием
электронной презентации
Группа______________________________________________________
Тема исследования____________________________________________
Баллы:
0 – позиция отсутствует
1 – слабо
2 – хорошо
3 – отлично Самооценка группы Средняя оценка групп Оценка учителя Итоговая оценка
Требования
Структура (до 9 баллов)
-количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов) -наличие титульного слайда -оформлены ссылки на все использованные источники Текст на слайдах (до 6 баллов)
-текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список), без полных предложений -наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера, эффектов анимации и т.д. Наглядность (до 9 баллов)
-иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания -иллюстрации хорошего качества, с чётким изображением -используются средства наглядности (таблицы, схемы, графики и т.д.) Дизайн и настройка (до 12 баллов)
-оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания -для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления -текст легко читается -презентация не перегружена эффектами Содержание (до 9 баллов)
-презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы) -содержит ценную, полную, понятную информацию по теме -ошибки и опечатки отсутствуют Требования к выступлению (до 18 баллов-выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи -выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории -электронная презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его -выступающий обращается к аудитории, поддерживает контакт с ней -при необходимости выступающий может легко перейти к любому слайду своей презентации -в выступлении отражён вклад каждого участника в работу группы (по возможностиОбщее количество баллов Оценка Границы выставления отметок
51 – 63 б – оценка «5»
36 – 50 б – оценка «4»
21 – 35 б – оценка «3»
Менее 20 б – оценка «2»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН
План лекции
1. Государственная политика в области занятости населения
2. Нормативные документы, обеспечивающие социальную защиту населения
2. Права и обязанности медицинских работников НСО
Государственная политика в области занятости населения
Государственная политика занятости населения — это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.
Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.
Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздрав соц. развития России и находящийся в его ведении Рос. труда. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:
- развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к религии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица пред пенсионного возраста — за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;- сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
- координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
- обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Деятельность органов службы занятости осуществляется согласно с федеральными целевыми программами содействия занятости населения Российской Федерации и соответствующим им региональным программам.
Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.
Активная политика занятости — это совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня.
Такая политика включает в себя мероприятия:
- по профилактике — предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;
- профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конкурентоспособности;
- активному поиску и подбору рабочих мест;
- субсидированию создания новых рабочих мест на существующих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;
- организации новых рабочих мест путем организации специализированных производств, общественных и временных работ;
- поддержке предпринимательской инициативы и развитию само занятости безработных;
- квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан и др.
Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:
1) меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отношения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в трудоустройстве — подбор подходящей работы и профессиональное консультирование — профориентация, проф. информация, психологическая поддержка и др.;
2) меры, составляющие содержание специальных программ. Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. Среди таких мер находится профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в переезде с целью трудоустройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств.
Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий.
Она включает в себя:
- выплату гарантированных государством пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий — оказание материальной помощи (выплату социального пособия);
- выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;
- организацию дешевого питания в специальных столовых и др. Политика в области занятости населения находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содействия занятости населения.
Гарантии государства в области занятости, компенсации увольняемым гражданам и безработным
В соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и Законом о занятости населения Российской Федерации государство в области занятости гарантирует своим гражданам:
- свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
При увольнении граждан в связи с ликвидацией организации, а также в связи с сокращением численности или штата увольняемым работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. За ними также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения. Но для этого необходимо, чтобы уволенный работник обратился в орган службы занятости в течение двух недель после увольнения и не был им трудоустроен. Решение об этом принимает орган службы занятости.
Размер выходного пособия ограничивается двухнедельным средним заработком работника, если расторжение трудового договора происходит в связи:
а) с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья;
б) призывом работника на военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
г) отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность.
При сокращении численности или штата работников преимущественное право оставления на работе имеют работники с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равенстве этих показателей преимущество оставления на работе имеют: семейные работники, имеющие двух и более иждивенцев; работники, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работники, получившие в данной организации трудовое увечье или профзаболевание; инвалиды Великой Отечественной войны и некоторые другие.
При сокращении численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую работу или вакантную должность в соответствии с его специальностью и квалификацией.
Работодатель также обязан предупредить работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности персонала (штата) не менее чем за два месяца до увольнения.
Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеют при прочих равных условиях преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Безработным гражданам государство гарантирует:
- бесплатные услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
- обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
- компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
- бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Гражданам, которые особо нуждаются в социальной поддержке и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске работы (к таким категориям относится молодежь после окончания школы и других учебных заведений; лица пред пенсионного возраста; пенсионеры; граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с Федеральным законом № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.), организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
На успех трудоустройства во многом влияет возраст граждан, особенно это ощутимо для лиц пред пенсионного возраста. В этом случае при условии их согласия таких граждан направляют на досрочную пенсию. На время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, участвует в оплачиваемых общественных работах, переезжает в другое место по направлению службы занятости для трудоустройства, а также в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, исполнения государственных обязанностей, трудовой стаж не прерывается.
Одной из мер, относящихся к социальным гарантиям и компенсациям, безработным гражданам, является выплата им стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.
Размер стипендии для граждан, уволенных по собственному желанию, а также по другим основаниям (за исключением тех граждан, которые утратили способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания), устанавливается при наличии соответствующего стажа работы в размере 75% их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 30% этого минимума.
Ранее не работавшим и впервые ищущим работу, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины и в некоторых других случаях стипендия устанавливается в том же размере, что и для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. Важной мерой государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которая осуществляется органами службы занятости.
Федеральным законодательством предусмотрены и условия, при которых выплата пособий по безработице органами службы занятости прекращается, приостанавливается или производится в сниженном размере.
Условиями прекращения выплаты пособия по безработице являются:
- признание гражданина занятым;
- прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышение квалификации по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- более чем месячная неявка без уважительных причин в органы службы занятости;
- переезд безработного в другую местность;
- попытка получения или получение пособия по безработице обманным путем;
- осуждение лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
- назначение пенсии по старости или за выслугу лет;
- отказ от посредничества органов службы занятости;
- смерть безработного.
Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении 3месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах;
- отказа гражданина, впервые ищущего работу, от направления на обучение органами службы занятости;
- увольнения с последнего места работы (службы) за виновные действия;
- некоторых других причин, точно указанных в Законе о занятости населения в Российской Федерации.
Пособие по безработице не выплачивается в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы; выполнения государственных обязанностей.
Российским законодательством также предусмотрена возможность добровольного страхования на случай потери работы путем заключения соответствующего договора со страховыми организациями. Однако подобная практика пока не получила широкого развития.
Социальное партнерство в обеспечении занятости
Большое значение в правовом регулировании вопросов занятости населения играет система социального партнерства, так называемый трипартизм, характеризующий взаимодействие трех партнеров (отсюда и название), или трех сторон, заинтересованных в урегулировании социально-трудовых отношений.
Эта система регламентируется Законом о коллективных договорах и соглашениях» (с доп. и изм.), а также ТК РФ (Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда»). В соответствии с ними установлены правила регулирования отношений между работниками и работодателями, что имеет большое значение в условиях, где действует стихия рынка. Работник должен быть защищен от произвола предпринимателя. Соглашения и коллективные договоры обеспечивают согласование интересов указанных сторон, что представляется важным достижением социального государства.
На общегосударственном, региональном (в субъектах Российской Федерации), территориальном (в муниципальных образованиях) и отраслевом (межотраслевом) уровнях, а также для работников определенной профессии в процессе согласования интересов участвуют представители предпринимателей, работников и органов исполнительной власти. Документ, вырабатываемый в результате таких переговоров, называют соглашением. На уровне предприятий в процессе согласования взаимных интересов участвуют две стороны: работодатель и работники или их представители. В результате этих переговоров заключается коллективный договор.
Законодательством Российской Федерации установлены следующие виды соглашений: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные (по договоренности сторон).
В генеральном соглашении устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
В региональных соглашениях определяют общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъектов Российской Федерации.
Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения могут заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В содержание отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений на федеральном уровне, заключаемых между соответствующими общероссийскими профсоюзами и их объединениями, общероссийскими объединениями работодателей и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включаются положения об общих условиях оплаты труда, трудовых гарантиях и льготах работникам, о механизме регулирования оплаты труда при росте цен и уровня инфляции, о доплатах компенсационного характера за условия труда, совмещение профессий и др., о содействии занятости и переобучения работников отрасли, о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей, о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков). Для работников отдельных профессий могут заключаться профессиональные тарифные соглашения.
Территориальные соглашения устанавливают общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Соглашение заключают на срок до трех лет, оно может быть также продлено на срок не более трех лет.
В коллективных договорах, заключаемых на предприятиях между работниками в лице их представителей и работодателем, которого в необходимых случаях, например на казенном предприятии, представляет руководитель организации или другое полномочное лицо, наряду с установлением форм, систем и размеров оплаты труда, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций и доплат к тарифу включаются положения о механизме регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, а также о гарантиях занятости и переобучения работников, условиях их высвобождения в случае сокращения объемов производства, другие обязательства.
При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет, а по истечении установленного срока он может быть продлен на срок не более трех лет. Изменения и дополнения коллективного договора до истечения согласованного срока его действия могут производиться только по взаимному согласию сторон.
Приоритетными направлениями в области совершенствования системы социального партнерства в предстоящий период являются: дальнейшее развитие социального партнерства, прежде всего на уровне организаций с тем, чтобы повышать роль коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты, условий труда и занятости персонала; совершенствование системы представительных органов социального партнерства (прежде всего объединений работодателей) и процедур переговорного процесса; обеспечение независимости профсоюзных организаций от работодателя; улучшение содержания соглашений и коллективных договоров на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений и расширение сферы их действия.
Нормативные документы, обеспечивающие социальную защиту населения
Термин социальная защита население стал использоваться недавно. В законодательстве термин социальная защита населения используется в разных значениях. Термин социальная защита – это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное – это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и соц.группы, человека и общества в целом). Защита – это значит не допустить наступления неблагоприятных событий. Социальная защита населения – это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а так же смягчение и ликвидацию их последствий. Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг.
Правовое регулирование социальной защиты населения:
1)пенсионное;
2)обязательное медицинское;
3)обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях (страхование профессиональных рисков);
4)страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти.
Более подробно они рассмотрены в нормативных актах: « О государственной социальной помощи» (1999), Федеральный Закон (ФЗ) "О реабилитации жертв политических репрессий". 1991; ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". 1992; ФЗ "О ветеранах". 1995; ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". 1995; ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". 1995; ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ". 1999; ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". 2001; Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 1998, «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» - 1993.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение является одним из видов социальной защиты.
Анализ действующего законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель пытается отказаться от использования категории «социальная защита», заменяя ее другим термином – «социальная поддержка». При его изучении необходимо учитывать, что легальное определение понятия «социальная поддержка» в настоящее время сформулировано применительно к отдельным категориям лиц, например, в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе « О государственной социальной помощи» (1999), социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
- Государственный характер, предусматривающий правовые, экономические и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи.
- Разграничение компетенции в сфере социальной защиты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и расширение прав местных органов власти в обеспечении мер социальной защиты.- Доступность мер социальной защиты для населения.
- Адресность социальной защиты и поддержки.
- Дифференциация мер социальной защиты с учетом различных медико-социальных факторов (пола, возраста, социальных потребностей, места проживания, уровня и качества жизни etc.)
- Комплексность мер по социальной защите.
- Базирование на всех возможных источниках финансирования.
- Участие самого населения в формировании государственной политики в сфере социальной защиты и определения мер по ее реализации.
- Взаимодействие государственных, общественных, религиозных, гуманитарных и других организаций.
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1. Материальное обеспечение (пенсии, пособия, компенсации .).
2. Натуральное обеспечение (продукты питания, одежда, лекарственные средства, топливо etc.).
3. Социальные услуги.
4. Правовая защита.
Виды социального обслуживания:
1. Материальная помощь.
2. Социальное обслуживание на дому.
3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях.
4. Предоставление временного приюта.
5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.
6. Консультативная помощь.
7. Реабилитационная помощь.
Контингенты лиц, в первую очередь нуждающихся в социальной защите:
- одинокие пенсионеры, не способные к самообслуживанию;
- престарелые граждане;
- инвалиды всех категорий;
- семьи с детьми-инвалидами;
- одинокие матери (отцы);
- дети-сироты;
- лица, оказавшиеся в экстремальных (трудных) жизненных ситуациях (беженцы, бомжи, лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий, военных конфликтов и другие).Реабилитация инвалидов включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации.
Социальная защита населения
Правила и положения социальной защиты населения напрямую зависят от регламентируемого закона и направления этого вида поддержки населению.
Основа государственной соцгарантии является минимализированным социальным стандартом, который определяют условия жизни людей.
Например, для матери новорожденного ребенка устанавливаются одни правила по поддержке, для пожилого человека (пенсионера) другие.
Защита населения призвана определять необходимый минимальный уровень жизни, чтобы граждане РФ не оказались за чертой бедности, устанавливать важные для определенных социальных групп льготы, позволять некоторыми бесплатно пользоваться теми или иными услугами.
Суть социальной защиты
Сама соц защита является системой распределения ресурсов между незащищенными слоями населения. Классифицируется и определяется незащищенность по некоторым принципам.
Общественные денежные фонды базируются на источнике финансирования со стороны бюджета.
Таким образом, средства, направляющиеся на соц поддержку населения, сформированы за счет налогообложения. Соц защита – это:
•забота РФ о людях, которые утратили трудоспособность;
•реализация гарантий для населения;
•рамки, обеспечивающие поддержание минимального установленного уровня жизни.
Принципы социальной защиты
Соцзащита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
•партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
•экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Без владения некоторыми ресурсами, которые добываются посредством трудоспособности, не может поддерживаться жизнедеятельность граждан. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
•адаптивность. Соц защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
•приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
•превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются с одной стороны всегда физическое лицо (гражданин, иностранец, лицо без гражданства), обладающее право- и дееспособностью, а с другой стороны, государственный орган или по поручению государства иное лицо - внебюджетный фонд или работодатель. Следует определить момент наступления дееспособности физических лиц как участников правоотношений по социальному обеспечению, ее содержание. Необходимо знать точное название государственных и муниципальных органов, внебюджетных фондов, к компетенции которых относится предоставление социального обеспечения. Выявляя особенности правового положения внебюджетных фондов как субъектов социально-обеспечительных правоотношений, необходимо охарактеризовать не только права и обязанности соответствующих государственных учреждений, но и специфику их юридической ответственности.
Содержание правоотношений по социальному обеспечению различается в зависимости от их разновидности: материальные, процессуальные. К общим правам физического лица как субъекта такого правоотношения относится право требовать предоставления материального блага в установленном законом размере и в определенном порядке, а также совершения иных действий в целях реализации всех предоставленных законом возможностей. Обязаны физические лица предоставить достоверные и полные сведения для получения того или иного вида социального обеспечения. Указанным правам и обязанностям корреспондируют права и обязанности государственного органа (или иного уполномоченного лица), выступающего другой стороной правоотношения по социальному обеспечению.
Основанием возникновения социально-обеспечительных правоотношений является юридический состав (совокупность юридических фактов): во-первых, наступление в объективной реальности обстоятельства, с которым норма права связывает возникновение права на социальное обеспечение (например, установление инвалидности); во-вторых, волеизъявление физического лица (например, обращение с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности); в-третьих, издание акта уполномоченного лица о назначении социального обеспечения (например, решение территориального органа Пенсионного фонда РФ о назначении трудовой пенсии по инвалидности).
Нужно учитывать, что вопросы социального обеспечения относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне урегулированы общественные отношения по предоставлению социального обеспечения большинству лиц, проживающих на территории Российской Федерации, например, трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий по обязательному социальному страхованию и пособий, предоставляемых за счет средств бюджета Российской Федерации, мер социальной поддержки инвалидов и лиц, пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф. К компетенции субъектов Российской Федерации относится предоставление социального обеспечения отдельным категориям лиц, например, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ним, ветеранам Великой Отечественной войны - труженикам тыла, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
Необходимо различать виды социального обеспечения, предоставляемые за счет бюджетных средств, не только в зависимости от источника финансирования, основания их предоставления и круга лиц, но и с учетом цели предоставления. Как правило, пособия выплачиваются в качестве материальной помощи, дополнительной финансовой поддержки гражданина при наступлении социально значимых обстоятельств, субсидии направлены на возмещение понесенных ранее расходов, компенсационные выплаты имеют строго целевое назначение.
Законодательство предусматривает пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
1.социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2.полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3.стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4.срочное социальное обслуживание;
5.социально-консультативная помощь.
Обязательное социальное страхование является самостоятельным видом страхования, составляющим институт права социального обеспечения. При его характеристике следует не только раскрыть понятие, права и обязанности его субъектов, но и выявить особенности правового регулирования, аргументировать возможность или невозможность применения к обязательному социальному страхованию норм гражданского и трудового права.
Одним из субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию выступает застрахованное лицо (лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию). Раскрывая правовое положение указанных лиц, следует иметь в виду, что в нормах действующего законодательства РФ круг застрахованных различается в зависимости от разновидности обязательного социального страхования. По общему правилу к ним относятся лица, работающие по трудовому договору. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, например, адвокаты, индивидуальные предприниматели, имеют право на обеспечение по обязательному социальному страхованию, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию.
Выявляя особенности правового регулирования обязательного социального страхования необходимо учитывать наличие, во-первых, общего нормативного акта, определяющего основы обязательного социального страхования, во-вторых, специальных нормативных актов, регламентирующих предоставление отдельных видов социального обеспечения.
Изучая пособия по временной нетрудоспособности, следует обратить внимание на то, что они выплачиваются не только работающим, но и неработающим гражданам, заболевание или травма которых наступили не позднее тридцати календарных дней после прекращения трудовых отношений. Размер пособия по временной нетрудоспособности различается в зависимости от основания его предоставления и продолжительности соответствующего вида страхового стажа.
Раскрывая вопрос о социальном обеспечении пострадавших на производстве, необходимо определить, в каком случае гражданин считается пострадавшим на производстве. При этом следует учитывать, что легальные определения понятия «несчастный случай», закрепленные в нормах ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Трудового кодекса РФ, не тождественны. При определении права пострадавшего на производстве на соответствующий вид социального обеспечения необходимо исходить из дефиниции, зафиксированной в специальном нормативном акте.
При рассмотрении вопроса о размере страховых выплат, предоставляемых пострадавшим на производстве, следует раскрыть такие понятия как «средняя заработная плата застрахованного», «степень утраты профессиональной трудоспособности», «степень вины застрахованного». Необходимо помнить, что размер как единовременной, так и ежемесячной страховой выплаты ограничен. Сумма ограничения ежегодно меняется.
Нужно хорошо знать основания для обеспечения пособиями застрахованных в Фонде социального страхования РФ лиц, имеющих детей, в связи с их рождением и уходом за ними, а также размер пособий, сроки их выплаты, порядок реализации права на пособие. Следует иметь ввиду, что ряд пособий гражданам, имеющим детей, например, единовременное пособие неработающим родителям при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу неработающей матери за ребенком до достижения им 1,5 лет, предоставляется за счет бюджетных средств, а потому относятся к мерам социальной поддержки.
Права и обязанности медицинских работников НСО
Определяя понятие и правовое регулирование медицинской помощи, нужно учитывать, что в современной юридической литературе имеются разные мнения относительно правовой природы отношений по оказанию медицинской помощи. По мнению одних авторов, указанные общественные отношения регулируются правом социального обеспечения, по мнению других – административным правом, третьих – гражданским правом.
Следует хорошо знать права пациентов по российскому законодательству, порядок и условия оказания медицинской помощи, в том числе и бесплатно.
Виды медицинской помощи можно разграничить по различным основаниям, в том числе и в зависимости от условий ее предоставления:
а) медицинская помощь предоставляемая бесплатно;
б) медицинская помощь предоставляемая платно:
–за счет средств обязательного медицинского страхования,
–за счет средств добровольного медицинского страхования,
–за счет собственных средств граждан путем заключения гражданско-правового договора.
Раскрывая порядок осуществления социального обслуживания, размер оплаты социальных услуг, устанавливая круг лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание и на социальное обслуживание с частичной оплатой, следует обратить внимание на то, что указанные вопросы регулируются в настоящее время законодательством субъекта РФ.
Следует уяснить, что круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, ограничен. Клиентами социальной службы являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, т.е. в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и др.), которую они не могут преодолеть самостоятельно.
Социальная служба как государственное или муниципальное учреждение имеет специальную правосубъектность, ее права и обязанности регламентируются не только локальными актами, но и нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Действующим законодательством РФ не запрещена деятельность частных социальных служб.
Рассматривая вопрос об основаниях возникновения правоотношения по социальному обслуживанию, необходимо иметь ввиду, что для предоставления гражданину социальных услуг необходимо не только его волеизъявление, но и принятие соответствующего решения социальной службой. Кроме того, при оказании социальных услуг на возмездной основе необходимо заключение договора. Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что соглашение оформляется также и в случаях бесплатного оказания гражданину социальных услуг.
Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:
1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
6) создание профессиональных некоммерческих организаций;
7) страхование риска своей профессиональной ответственности.
2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников
1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
2. Медицинские работники обязаны:
1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;
2) соблюдать врачебную тайну;
3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона.
3. Фармацевтические работники несут обязанности, предусмотренные пунктами 2, 3 и 5 части 2 настоящей статьи.

Список рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.(в ред.от30 12
2008 №7-ФЗ)2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября
1994 года № 51 - ФЗ (в ред.от 7.02.2011г.)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января
1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 7.02.2011г.)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 1.07. 2011г.)
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 2.07.2011г.)
6. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ (с изм. и доп. от 1.07.2011г.)
7. О реабилитации репрессированных народов: закон РСФСР от 26.04.1991 №1107-1 (ред. от 01.07.1993) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 18. – Ст. 572; 1993. – № 32. – Ст. 1230.
8. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: закон РФ: 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 11.07.2011) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 21. – Ст. 699; Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 29. – Ст. 4297.
9. О ветеранах: федер. закон от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 168; … 2010. – № 50. – Ст. 6609.
10. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011) ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929; … 2011. – № 11. – Ст. 1496.
11. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федер. закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 32. – Ст. 3198; … 2004. – № 35. – Ст. 3607.
12. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563; … 2011. – № 27. – Ст. 3880.
13. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федер. закон 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 50. – Ст. 4872 ; … 2008. – № 30 (ч. 2). – Ст. 3616.
14. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880; … 2009. – № 51. – Ст. 6152.
15. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 01.07.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 1 (1 ч.). – Ст. 18; … 2011. – № 27. – Ст. 3880.
16. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 14.06.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 49. – Ст. 6422; … 2011. – № 25. – Ст. 3529.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
СПС «Гарант».
СПС «Консультант плюс».
http://www.rosmintrud.ru/ - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России)
http://www.pfrf.ru/ - официальный сайт Пенсионного фонда России
http://fss.ru/ - официальный сайт Фонда социального страхования
http://elibrary.ru/defaultx.asp - сайт поиска научной литературы
pravo.fso.gov.ru - Государственная система распространения правовых актов в электронном виде.