Программа внеурочной деятельности Народные промыслы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа п. Березовка
Карачевского района Брянской области
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании заместитель Директор МБОУ педагогического совета директора по УВР БерёзовскаяСОШ школы ________О.В.Карсекина _________Н.А.Медведева 30.08.2015. 30.08.2015. 01.09.2015
Протокол№115 Приказ№74


Количество часов в неделю: 0,5
Количество часов по четвертям: 1-4ур, 2- 4ур, 3-5ур, 4-4ур.
Количество часов в году: 17

Составил:
учитель технологии и ОБЖ
МАКСИМОВ С.А.


Структура программы по внеурочной деятельности.
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
3. Описание места программы в структуре ООП.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности.
5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности.
6. Содержание программы по внеурочной деятельности;
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
8. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
1) Пояснительная записка к программе курса « Народные промыслы»
Данная программа составлена на основе программы развивающего курса и в соответствии
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
- с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся в МБОУ Березовская СОШ. Рассчитана на 17 часов (0,5час/нед)
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
2) Общая характеристика программы
Программа «Народные промыслы» разработана для учащихся 5-6 классов и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.
Цель программы — создание условий для патриотического воспитания подрастающего
поколения в системе художественно-творческой деятельности.
Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:
образовательные задачи:
 приобщать учащихся к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и
своеобразие истории и культуры своего Отечества и своего народа;
 учить детей воспринимать образ Родины посредством художественно-творческой
деятельности: слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства.
 учить овладению материалами и инструментами для изготовления подделок.
развивающие задачи:
 формировать в сознании и чувствах ребят социально значимых патриотических ценностей и
взглядов, познавательного интереса и бережного отношения к культурному и историческому
прошлому России и еѐ традициям.
 развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной
деятельности.
воспитательные задачи:
 воспитывать чувства гражданской ответственности, любовь к Родине, эстетическоеотношение к красоте окружающего мира;
вызвать у детей чувство гордости и уважения к творчеству мастеров.
Всю работа по патриотическому воспитанию школьников внеурочной деятельности ведется понаправлениям:
-историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная напознание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
- гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.
- физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения, проходит разучивание русских народных игр.
- экологическое направление – воспитание любви к природе, защите еѐ от загрязнения.
- трудовое направление – привитие трудовых навыков.
- семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное
возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.
Ребята изучают историю народных ремесел, своей семьи, изготавливают предметы быта,
составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив,
находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб
семьи мастеров.
Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать
сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор
консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и
экономического возрождения страны, еѐ государственной целостности и безопасности.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя
настойчивости, последовательности и большого терпения.
Народные художественные промыслы и ремесла – это неотъемлемая часть отечественной культуры.
В них воплощен опыт многих веков эстетического восприятия мира, сохранены глубокие
художественные традиции самобытных культур многонациональной России. Неповторимые
художественные изделия народных промыслов любимы и широко известны не только в нашейстране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами и визитной карточкой
отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. Цели и задачи:
расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно- прикладного
искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальнуюгордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную
отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров России. Показать взаимосвязь
устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Заинтересовать ребенка
художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые
затем могут использоваться как на занятиях, так ив творческих играх, оформлении помещений,
школы и дома. Обобщить и систематизировать знания детей о Росси, названия народных ремесел,
воспитывать любовь к Родине, гражданского, патриотические чувства.Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
 определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
 в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты;
 достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:
педагогом, администрацией, психологом.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
 по особенностям коммуникативного взаимодействия: ролевая и деловая игра;
4
 по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические
занятия, комбинированные формы занятий.
Выставки детских рисунков, поделок.
Виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная.
3) Описание места программы в структуре ООП
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательнойпрограммы основного общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов
второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний,
умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является
включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
 соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
 содержание и объем внеурочной деятельности обучающихсяКурс представляет работу патриотического направления, включает одно занятие в неделю,
34 занятий за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так
серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает
школьников.
Режим занятий по продолжительности составляет 40 минут.
4) Описание ценностных ориентиров содержания курса «Народные ремесла» для 5-6 классов
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков,
но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя
страны и государства.
5) Результаты освоения программы курса «Народные ремесла» для 5-6 классов
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будет сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности не успешности творческой деятельности;
5
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности,
как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/не
успешности творческой деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
 учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия;
 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
 выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
 допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимуюинформацию как ориентир для построения действия;
 владеть монологической и диалогической формой речи.
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь;
6
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится :* осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи сиспользованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет:
* использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и
представления их результатов;
* высказываться в устной и письменной форме;
* анализировать объекты, выделять главное;
* осуществлять синтез (целое из частей);
* проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
* устанавливать причинно-следственные связи;
* строить рассуждения об объекте;
* обобщать;
* подводить под понятие;
* устанавливать аналогии;
* проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
* Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей сиспользованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном
процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
* Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление,
конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
* Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного
творчества;
* Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями
применения;
* Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
* Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
* Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже
известных инструментов;
* Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
* Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками
и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать
деятельность окружающих и свою собственную;
7
* Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
* Достичь оптимального для каждого уровня развития;
* Сформировать систему универсальных учебных действий;
* Сформировать навыки работы с информацией.
Ожидаемые результаты:
* ценностное отношение к России, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям;
* элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны и культурномдостоянии малой Родины.
6) Содержание программы «Народные ремесла» для 5 класса
Календарно-тематический план
№ Наименование темы
Теоретические занятия Практические занятия
Количествочасов Дата
1 Экскурсия в историко-
краеведческий музей
Знакомство с бытом и
ремеслами народов,
проживающих на
территории района 2 Плетение из лозы
Вводное занятие
Правила ТБ. Материалы,
инструменты,
приспособления
используемые при
плетении из лозы
Знакомство с планом
работы. Древнее
народное ремесло –
плетение из лозы. Изделия из лозы:
корзины, мебель,
ограда, строения.
Знакомство собразцами изделий,
технологиями
плетения из лозы
3 Заготовка лозы Когда заготавливать
лозу? Как обработать
лозу.
Экскурсия на р. Мылинка. Заготовка
лозы. Обработка лозы. 4 Плетение корзины Инструменты дляплетения. Как
начинать плести,
просмотр видеоролика Обучение плетению
из лозы, работа вгруппах5 Индивидуальная работа Изготовление простой
корзины 6 Валяние из шерсти
Правила ТБ. Материалы,
инструменты,
приспособления
используемые при
валянии валенок
Вводное занятие
Знакомство сремеслом валяние изшерсти: игрушки,
одежда, валенки.
Технология валяния
валенок.
Знакомство спрофессией
валяльщик,
подготовка
инструментов дляваляния из шерсти,
изучение чесальноймашины 7 Подготовка сырья длявалки (овечья шерсть)
Виды шерсти,
войлока, пряжи
Изучение чесальноймашины 8 Валяние сувенирныхваленок
Как валяются валенки.
Сухое и мокрое
валяние Обучение валянию
валенок
9 Валяние игрушек изшерсти
Игрушки из шерсти Обучение валянию
игрушек из шерсти 10 Индивидуальная работа Изготовление
сувенирных и детских
валенок, игрушек изшерсти 11 Художественная обработка древесины
Вводное занятие
Правила ТБ. Материалы,
инструменты дляхудожественной
обработки древесины
Знакомство схудожественной
обработкой
древесины: резьба подереву, выжигание подереву. Знакомство сработами мастеров:
домовая резьба,
мебель, посуда,
игрушки из дерева
12 Заготовка материала Заготовка материала 13 Выжигание по дереву Виды узоров,
технология выжигания
по дереву, покрытие
лаком Устройство
выжигательного
аппарата, выжигание
по дереву
14 Резьба по дереву Предметы быта издерева, посуда, ложки.
Виды резьбы деревянной ложки Резьба по дереву,
изготовление
15 Индивидуальная работа Изготовление
сувенира из дерева
«Бабушкин сундук»16 Сбор старых предметов
быта
17 Выставка изделий
мастеров
Итого 17 часов