Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для учащихся 5 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Спас - Заулковская средняя общеобразовательная школа
Лицензия Министерства образования Московской области №189392 от 16.12.2010



СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР
________И.В. Мишина
« » августа 2012г.

Директор школы
________ Г.В.Старикова
« » августа 2012г.















Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
для учащихся 5 класса
на 2012-2013 учебный год







Составила
Гордеева Ю.И.







2012г.
Клин

Пояснительная записка

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья, малоподвижный образ жизни.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

Дети научатся:
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;


Дети будут знать:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;



Дети будут уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.


















Тематическое планирование


Тема
Всего
Теория
Прак-
тика
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)






УУД
Личностные результаты


Духовное и физическое развитие

1

р Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
п выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
к Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Готовность самостоятельно выполнять физические упражнения для укрепления своего здоровья.


Русская народная игра «Филин и пташка».
1

1
р выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
п Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
к Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость.


Русская народная игра «Горелки».
1

1
р .. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
п ставить и формулировать проблемы.
к адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

проявление внимания и терпимости к окружающим.


Русская народная игра
«Кот и мышь».
1

1
р Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
п искать и выделять необходимую информацию из различных источников.
к определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Развивать в себе организованность, требовательность ,ответственность за свои действия, уважение действий своих одноклассников


Русская народная игра «Блуждающий мяч».
1

1
р предвидеть возможности результата в результате своих действий
п выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
к Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Русская народная игра «Зарница»
1

1
р Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
п ставить и формулировать проблемы.
к слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Игры на развитие восприятия.
1

1
р выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
п выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
к Формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Самоопределение – осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения


Упражнения и игры на внимание
1

1
р использовать установленные правила в контроле способа решения.
п Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности
к задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Развивать в себе организованность, требовательность ,ответственность за свои действия, уважение действий своих одноклассников


Игры на развитие памяти.
1

1
р удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
п узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием учебного материала.
к Формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.
самооценка на основе критериев успешной деятельности и достижения хорошего результата


Игры на развитие воображения.
1

1
р использовать речь для регуляции своего действия.
п Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
к задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки


Игры на развитие мышления.
1

1
р использовать установленные правила в контроле способа решения.
п Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности
к задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Установка на здоровый образ жизни, принятие образа «хорошего ученика», наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.


Игры на развитие речи.
1

1
р использовать речь для регуляции своего действия.
п контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию.
к осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности деятельности



Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.
1

1
р использовать речь для регуляции своего действия.
п контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию.
к задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки


Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».
1

1
р использовать установленные правила в контроле способа решения.
п выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
к Задавать вопросы, необходимее для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Игры на развитие памяти
1

1
р удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
п узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием учебного материала.
к осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Самоопределение – осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения


Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»
1

1
р Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
п ставить и формулировать проблемы.
к слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Игра с мячом «Охотники и утки».
1

1
р предвидеть возможности получения конкретного результата в результате своих действий
п выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
к Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость.


Весёлые старты с мячом.
1

1
р использовать речь для регуляции своего действия.
п осознанно строить сообщения в устной форме.
к Задавать вопросы, необходимее для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях


Игра «Волк во рву»
1

1
р предвидеть возможности получения конкретного результата в результате своих действий
п ставить и формулировать проблемы.
к адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Нравственно-этическая ориентация – проявление доброжелательности


Весёлые старты со скакалкой
1

1
р выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
п выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
к слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Установка на здоровый образ жизни, принятие образа «хорошего ученика», наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.


Игра «Попрыгунчики-воробушки»
1

1
р предвидеть возможности получения конкретного результата в результате своих действий
п Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
к адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности деятельности



Игры на свежем воздухе
«Два Деда Мороза»
1

1
р использовать установленные правила в контроле способа решения.
п ставить и формулировать проблемы.
к Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки


Игры на свежем воздухе
«Метко в цель».
1

1
р удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
п получать и обрабатывать информацию; ставить и формулировать проблемы.
к Задавать вопросы, необходимее для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Игра «Белки, волки, лисы».
1

1
р формулировать и удерживать поставленную задачу.
п ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
к адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость.


Игра «Совушка».
1

1
р .. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
п осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
к определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Нравственно-этическая ориентация – проявление доброжелательности


Игра «Удочка»
1

1
р удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
п получать и обрабатывать информацию; ставить и формулировать проблемы.
к Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Самоопределение – осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения


Игра «Перемена мест»
1

1
р .. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
п выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
к адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности деятельности



Игра «Салки с мячом».
1

1
р формулировать и удерживать поставленную задачу.
п выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
к Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Установка на здоровый образ жизни, принятие образа «хорошего ученика», наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.


Игра «Прыгай через ров»
1

1
р предвидеть возможности получения конкретного результата в результате своих действий
п ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
к Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки


Игры с мячом «Штандер»
1

1
р использовать установленные правила в контроле способа решения.
п получать и обрабатывать информацию; ставить и формулировать проблемы.
к Задавать вопросы, необходимее для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Нравственно-этическая ориентация – проявление доброжелательности


Футбол
1

1
р удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
п Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
к Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности деятельности



Баскетбол.
1

1
р удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
п Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
к Задавать вопросы, необходимее для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности деятельности



Волейбол.
1

1
р формулировать и удерживать поставленную задачу.
п Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
к Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности деятельности



Спортивный праздник.
1

1
р .. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
п ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
к определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Установка на здоровый образ жизни


всего
34
1
33





Литература
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009г.
Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009г.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009г.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 200
«Как себя вести» - В. Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004г.
«365 уроков безопасности» Л. Логинова Айрис-Пресс. Москва. 2000г.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003г.
«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000г.
15