Конспект урока по обучению грамоте. Тема Определение темы произведения. Составление плана произведения.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.
(послебукварный период)

Тема.
Определение темы произведения. Составление плана произведения.
Предметные результаты: учащийся повторяет и обобщает правописание заглавных букв в начале предложений и стихотворных строк, в именах собственных; совершенствует технику чтения и анализа литературных произведений.
Метапредметные результаты: учащийся принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу, сформулированную учителем, демонстрирует навыки смыслового чтения текстов различных жанров с соблюдением необходимых интонаций; оценивает свои достижения.
Личностные результаты: учащийся оценивает поведение героя учебного текста (целеустремлённость).

* * *

1. Терпение и труд всё перетрут.
-Прочитайте. Что это?
-Почему так говорят?
(Толкование пословицы.)
-Давайте терпеливо потрудимся и наш кузовок знаний пополнится ещё несколькими ягодками мудрости.









2. –Посмотрите на доску. Прочитайте.
мальчик Женя не умел
ребята смеялись дразнили
обиделся плачет
не получалось получилось
выговаривается обрадовался

- Смысл какого слова вам непонятен?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении, если в нём есть эти слова?

Портрет.

Евгений Иванович Чарушин родился в г.Вятке. Родители сумели привить ему любовь к родной природе. Больше всего на свете он любил рисовать. Закончил живописный факультет. Потом в нём родился писатель. Вот так и получилось, что иллюстрации к своим книгам он рисовал сам. На страницах наших учебников мы ещё не раз встретимся с произведениями этого автора.

Обратиться к выставке книг Е.И.Чарушина.

3.Ч и т а ю т е к с т.

- Ваши мысли.
- Прочитайте название рассказа.
- Что вы о нём можете сказать?(Оно длинное)
- Давайте попробуем его сделать коротким, но тоже точным.

(Помещаю на доске пиктограмму.)

- Что нам надо сделать, чтобы решить эту проблему?(Надо хорошо прочитать рассказ).

4.Ч т е н и е т е к с т а п о ч а с т я м.





1 часть. (Чтение «по цепочке»)
-О чём прочитали?
-Чего не умел делать Женя?
-Можно сказать, что у Жени была проблема?
-Давайте назовём эту часть «Проблема».

2 часть. (Чтение «хором»)
-Что произошло в этой части?
-Определите тему этой части, т.е. о чём в ней говорится?
-Можно назвать эту часть «Обида?

3 часть. (Чтение «по цепочке»)
-Как расскажете про события, происходящие в этой части?
-Что делал Женя? (трудился)
-Как можно назвать эту часть? (Труд. Тренировка. Ворона.)

4 часть. (Самостоятельное чтение)
-Что нам сообщила эта часть?
-Как её можно озаглавить? (Радость)


- Посмотрите, что мы составили?(Цепочку событий рассказа)
- По-другому можно сказать, что это план нашего произведения.

5.- Какое место в рассказе, т.е. какое звено, самое главное?
- Почему так считаете?

- Какие черты характера помогли Жене справиться с проблемой?
(дети называют)
- Выберите ещё подходящие черты и объясните почему.
упорный
настойчивый
терпеливый
ленивый
грубый
трудолюбивый

- Как мы можем определить тему произведения?
- Вспомните, какую проблему мы ставили перед собой?

6.- Как можно коротко и точно озаглавить текст?
(дети называют свои варианты)

Предлагаю свои варианты:
Женя справился с проблемой.
Надо трудиться.
Труд всегда поможет.
Не бойся трудностей.
Упорство.
Настойчивость.

- Как вы думаете, почему так сильно радовался Женя?
(трудился, мучился, терпел неудачи и у него получилось)

7.-Посмотрите на доску. Прочитайте. Что это?
(Пословицы)
-Выберите ту, которая подходит к нашему произведению, докажите.

-У вас на парте карточки. Попробуйте собрать из них предложение.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

-Прочитайте, что у вас получилось?
-А эта пословица подходит ли к нашему произведению? Почему?

8.-Какое настроение было у Жени, когда он научился говорить, а, кстати, букву или звук «р»?
-Что вам хочется делать, когда у вас хорошее настроение?
-В этом произведении мы увидели, как писатель рассказал о хорошем настроении Жени. А как музыкант может поделиться радостью? Как своим хорошим настроением может поделиться художник?

-Давайте создадим картину хорошего настроения.
-Выберите предметы, которые нам помогут.
-Почему мы выбрали предметы этих цветов?

9.-Давайте вернёмся к началу урока. Трудились мы терпеливо? Кто может сказать, что его кузовок пополнился новыми ягодками? Кому было интересно?

10.-Предлагаю дома при помощи родителей сочинить радостные стихотворные строчки на любую тему.





Физминутки.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. (присели)
Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

--Представьте себя на месте Жени. Посмотрите в окно, назовите слова, в которых есть «р». Произнесите сначала так, как говорил Женя, когда не мог выговаривать «р», а потом а потом с чётким звучанием. (дорога, рама, дерево, рябина. тротуар, забор)













Корень учения
горек
да плод сладок.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.


проблема





обида


труд


радость