Урок-обобщение по теме «Односоставные предложения» с использованием пейзажной лирики.

Урок-обобщение по теме
«Односоставные предложения»
с использованием пейзажной лирики.

Плотицына Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ ООШ № 4 п. Маслово, г.Ивделя.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Односоставные предложения».

Задачи урока:
Сформировать целостное представление по материалу изученной темы, определить уровень овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по изученной теме.
Через реализацию системы ситуаций развивать орфографическую грамотность, формировать правописные навыки.
Воспитывать эстетический вкус посредством обращения к образцовым текстам художников слова.

В ходе урока учащиеся должны получить обобщенные, приведенные в систему представления об односоставных предложениях; получить возможность применить знания на практике. Увидеть на материале темы урока красоту слова. Приложение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход урока.

Организационный момент. Сообщение темы и цели урока (слайд №1)

- Мы продолжаем работу по теме «односоставные предложения».Мы узнали много интересного о разных видах односоставных предложений. Сегодня мы вновь встречаемся с ними и получим обобщенное представление о таких предложениях. Мы увидим, как они обогащают наш язык, нашу речь.
Мы будем повторять изученный материал и применять его на практике.
Мы обратимся к творчеству известных поэтов, которые использовали в своих стихотворениях односоставные предложения для образного, лаконичного выражения свои чувств.
Главным вопросом нашего урока будет вопрос: какие качества, своеобразные черты односоставных предложений обеспечивают их выразительность?
(слайд №2)

- Вначале хочу предложить вашему вниманию презентацию (слайд №3).

(В ходе презентации учащиеся увидят репродукции картин известных художников, на которых изображен пейзаж. Звучит классическая музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь. Святки».)

- Что изображено на этих картинах? (пейзаж)
- А что такое пейзаж? (пейзаж – это описание картин природы).
- Услышав слово «пейзаж», мы обычно представляем живописное полотно. Как вы думаете, пейзаж может изобразить только художник кистью? ( нет, можно пейзаж «нарисовать» и словом) (слайд №4).
- Кто из известных вам поэтов обращался в своих поэтических текстах к описанию природы, то есть в чьих произведениях встречается описание пейзажа? (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, С.А. Есенин и др.)

Синтаксическая пятиминутка.

- С одной пейзажной зарисовкой я предлагаю вам сейчас познакомиться. Автором этих строк является известный поэт XIX века Ф.И. Тютчев. Запишем предложение для синтаксического разбора. (слайд №5)

Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьётся
Долина светлой полосой.

(один ученик выполняет работу у доски)

- Какие средства выразительности речи вы заметили в этом тексте? (метафоры «лазурь небесная», «долина вьётся»; олицетворения «лазурь смеётся», «омытая грозой»; эпитет «росисто вьётся», сравнение «вьётся долина светлой полосой»)

Повторение и анализ односоставных предложений.

Повторение назывных предложений.
- Предлагаю вашему вниманию стихотворение К. Бальмонта «Родное» (слайд №6).

Ал..еи рек. З..ркальности озёр.
Хрустальный ключ(?). Бе..гласные затоны.
Ж..вая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.

В..здушность ив. Цветы р..дных полей.
Апрел(?)ский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир Прош..л в мельканье дней,
Но лучше вас я (н..)чего (не)знаю.

- Какие односоставные предложения использовал в стихотворении автор? (Назывные)
- Дайте определение назывным предложениям. (Назывные предложение – это односоставные предложения с главным членом подлежащим).
- Какова функция назывных предложений? (Точность, лаконичность в передаче авторской мысли).
- Выпишите только назывные предложения, подчеркните главный член предложения. (Аллеи рек. Зеркальности озёр. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю).

Повторение и анализ определенно-личных предложений.

- Я прочитаю вам высказывание М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит»,

- Определите, о каком виде односоставных предложений идет речь? (слайд №8) (Определенно-личные предложения)

- Какие предложения называются определенно-личными?
- В следующих строках найдите такие конструкции. (слайд №8)

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?

- Кто автор стихотворения? (А.С. Пушкин) (слайд №9)
- Какие стилистические фигуры вы увидели в стихотворении? (Риторические восклицания, риторические обращения, риторический вопрос).
- из второго определенно-личного предложения выпишите главный член предложения и сделайте его морфологический разбор. (Прости. Разбор делается на доске).

Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.

Известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский, занимавшийся изучением синтаксических явлений, дал определение одному виду односоставных предложений: «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» (слайд №10)

- О каком виде односоставных предложений говорил А.М. Пешковский? (О неопределенно-личных предложениях).

- Какие предложения называются неопределенно-личными? (Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, выраженным глаголом в форме 3 лица, мн. числа, наст. или буд. времени и мн. числа, прош. времени)

- В стихотворных строках С. Есенина (слайд №11) найдите неопределенно-личное предложение, выпишите его и подчеркните главный член предложения (слайд №12).

Покоившаяся избёнка,
Плач овцы. И вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,
Заглядевшись в неласковый пруд.

Это всё, что зовём мы родиной,
Это всё, отчего на ней
Пьют и плачут в одно с непогодиной,
Дожидаясь улыбчивых дней.

- Чем выражены сказуемые? Определите форму глаголов-сказуемых. (глаголы в форме 3 лица множественного числа настоящего времени).

- В какой ещё форме может употребляться глагол в неопределенно-личных предложениях? (Глагол в форме 3 лица множественного числа будущего времени и множественного числа прошедшего времени).

Повторение и анализ безличных предложений.

- Какие односоставные предложения преобладают в поэтических строчках Б. Пастернака? (слайд №13).

Февраль. Достать чернил и плакать! (слайд №14)
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролётку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.

- Дайте определение безличным предложениям. (Безличные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, выраженным безличным глаголом, личным в значении безличного, неопределенной формой глагола, словом категории состояния, кратким страдательным причастием, словом «нет», именем существительным с частицами не и ни).

- Из безличных предложений выпишите главные члены предложения и сделайте их разбор по составу. (Достань, писать, перенестись).

(Учащийся выполняет морфемный разбор на доске).

Физминутка.

Выполнение творческой работы.

- Составьте текст на тему «Зимой в лесу» с односоставными предложениями. (слайд №15)

- Работа будет выполнена удовлетворительно, если будет использован один вид односоставных предложений.
- Работа будет оценена отметкой «хорошо» при использовании двух видов односоставных предложений.
- Кто покажет умение употреблять в тексте три и более вида таких предложений, получит отметку «отлично».

Разумеется, текст должен быть грамотным, связным, красивым, как и зимний лес. Не пишите только о том, что видите, вспомните о пении птиц, о солнце или снежной туче. Лес разный в разную погоду и в разное время суток. Желаю удачи.

Играет музыка, учащиеся работают. Через некоторое время читаются несколько работ.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Главным вопросом нашего урока назван вопрос: какие качества, своеобразные черты односоставных предложений обеспечивают их выразительность?
(Вопрос демонстрируется на слайде №16).

Ответим на этот вопрос. (Учащиеся называют такие ценные для художественного текста качества, как выразительность, экспрессивность, ёмкость, лаконичность).

Мы хорошо поработали. На уроке мы получили опыт применения наших знаний на практике. Односоставные предложения мы увидели в художественных текстах. Сами создали свои художественные произведения с использованием этих синтаксических конструкций.

Мы убедились, что односоставные предложения делают нашу речь богатой, красивой, яркой. Но только ли от особенностей предложения речь становится красивой? Важно не только как мы говорим, но и что мы говорим. Односоставным предложением преподносится и брань. Давайте использовать в синтаксических конструкциях только добрые, красивые слова. Пейзажи, портреты людей пишут не только кистью, но и словом. Пишут не только поэты, пишут все в своей повседневной речи. От нас зависит, какой образ мы создадим, какой образ выйдет из наших уст – примитивная злая карикатура или кусочек доброго светлого мира. Насколько ярче и светлее будет мир, если все будут говорить красивые, яркие слова.

Домашнее задание.

Повторить все сведения об односоставных предложениях, подготовиться к контрольному диктанту.


























Ал..еи рек. З..ркальности озёр.
Хрустальный ключ(?). Бе..гласные затоны.
Ж..вая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.

В..здушность ив. Цветы р..дных полей.
Апрел(?)ский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир Прош..л в мельканье дней,
Но лучше вас я (н..)чего (не)знаю.






Ал..еи рек. З..ркальности озёр.
Хрустальный ключ(?). Бе..гласные затоны.
Ж..вая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.

В..здушность ив. Цветы р..дных полей.
Апрел(?)ский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир Прош..л в мельканье дней,
Но лучше вас я (н..)чего (не)знаю.





Ал..еи рек. З..ркальности озёр.
Хрустальный ключ(?). Бе..гласные затоны.
Ж..вая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.

В..здушность ив. Цветы р..дных полей.
Апрел(?)ский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир Прош..л в мельканье дней,
Но лучше вас я (н..)чего (не)знаю.


пейзажная лирика.ppt