Презентация по литературе к уроку Лирика Бориса Пастернака (11 класс)


Лирика Бориса ПастернакаРазмышления о времени, жизни, любви…Индивидуально-языковой стиль писателя Зимняя ночь ИМПРЕССИОНИЗМЭ. МанеО. РенуарА. ДегаК. МонеК. ПиссароА. СислейМ. ВрубельМ. НестеровК. КоровинБ. Кустодиев « Золотая осень» Борис Леонидович Пастернак1890 – 1960 г.г. Борис Леонидович ПастернакПоэтПрозаикПереводчикЛауреат Нобелевской премии по литературе ( 1958 г.) Борис Леонидович Пастернак.Семья поэта.Родился в Москве 29 января (по старому стилю) – 10 февраля ( по новому стилю) 1890 года.Родители: Леонид Осипович – один из первых русских художников – импрессионистов, академик, профессор Училища живописи .Розалия Исидоровна Кауфман – выдающаяся пианистка. Брат Александр ( 1893-1982), сестры Жозефина (1900-1993) и Лидия ( 1902-1989) Семья Бориса ПастернакаЛеонид Осипович,Борис Пастернак,Розалия Исидоровна,Александр,Берта Кауфман,Жозефина Пастернак,Лидия Пастернак. Детство Б.Пастернака. 1901 год – поступил во второй класс 5-ой московской гимназии ) ныне московская школа № 91).1908 год – закончил гимназию с золотой медалью.В детстве, под влиянием А.Н.Скрябина, увлекся музыкой Период учебы.Борис Пастернак оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге.И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой. «Мы с жизнью на один покрой»(ранее творчество поэта)Первые шаги в литературе – шаги поэта –символиста.1914 год – Пастернак входит в футуристическую группу «Центрифуга»1-й сборник стихов поэта «Близнец в тучах» (1914 г.).2-й сборник стихов «Поверх барьеров» (1917 г.) Февраль. Достать чернил и плакать!Писать о феврале навзрыд,Пока грохочущая слякотьВесною черною горит.Достать пролетку. За шесть гривен,Чрез благовест, чрез клик колес,Перенестись туда, где ливеньЕще шумней чернил и слез.Где, как обугленные груши,С деревьев тысячи грачейСорвутся в лужи и обрушатСухую грусть на дно очей.Под ней проталины чернеют,И ветер криками изрыт,И чем случайней, тем вернееСлагаются стихи навзрыд. * Чернила, слякоть, ливень, грачи, лужи, проталины, слезы, ветер в стихотворении - всё это музыка приближающейся весны. * Конкретные реальные внешние образы наполнены метафорическим смыслом. * Природа и поэзия уравнены, природная стихия и стихия творчества переходят друг в друга. * Поэт пытается разложить окружающий его мир на составляющие частицы и заново «переустроить» его. * Поэт не пытается «переустроить» жизнь, он послушен её воле. 1) Большое озеро как блюдо. За ним – скопленье облаков, Нагромождённых белой грудойСуровых горных ледников.  2) Дождь дороги заболотил,Ветер режет их стекло.Он платок срывает с вётелИ стрижёт их наголо. 3) И опять зачертит иней,И опять завертит мнойПрошлогоднее уныньеИ дела зимы иной. 4) Не волнуйся, не плачь, не трудиСил иссякших и сердце не мучай.Ты жива, ты во мне, ты в груди,Как опора, как друг и как случай.5) Мчались звёзды. В море мылись мысы.Слепла соль. И слёзы высыхали.Были тёмны спальни. Мчались мысли,И прислушивался сфинкс к Сахаре. *Любовь – это могучая стихия, неизменно вносящая первозданный хаос в душу человека и в мир, его окружающий. *Влюблённый поэт становится богом, творцом всей Вселенной, вопреки правилам, условностям, существующему ходу вещей. *Любовь грозит опасностью гибели. «Гамлет»Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоскеЧто случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Авва Отче,Чашу эту мимо пронеси.Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить -- не поле перейти. *Лирический герой взрослел вместе с автором, пришёл к пониманию необходимости постичь сущность явлений. *Язык Б. Пастернака со временем ещё более усложняется, форма всё больше заслоняет смысл. *Как художник Пастернак пришёл к мудрости «неслыханной простоты». *Ранние стихи – ощущение разомкнутости, незавершённости, буйства чувств и эмоций. Поздние стихи – это знак высшей гармонии. * Главной в поздней поэзии Пастернака становится социальная проблематика. Поэт и эпоха.1920 – 1950 г.г. На Первом съезде Союза советских писателей (1934 г.) Пастернак выступил с речью.С середины 30-х годов до самого конца жизни он занимается переводами Шекспира, Гете и других зарубежных авторов.В 40-е годы пишет цикл «Стихи о войне», которые составили книгу « На ранних поездах» (1943) Судьба романа «Доктор Живаго»Роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, так как в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции в ней.В 1957 году роман был напечатан в Италии, затем переведен на другие языки мира.В 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы»На родине Пастернака начали активно травить в газетах и журналах и заставили отказаться от Нобелевской премии. Нобелевская премия.Я пропал, как зверь в загоне.Где-то люди, воля, свет,А за мною шум погони.Мне наружу ходу нет.  Темный лес и берег пруда,Ели сваленной бревно.Путь отрезан отовсюду,Будь что будет, все равно.  Что же сделал я за пакость,Я, убийца и злодей?Я весь мир заставил плакатьНад красой земли моей.  Но и так, почти у гроба,Верю я, придет пора,Силу подлости и злобыОдолеет дух добра. Домашнее заданиеАнализ стихотворения (по выбору): * «Нобелевская премия» * «Быть знаменитым некрасиво» * «Единственные дни» в форме сочинения — эссе.