Конспект урока по литературе. Особенности лирики А. Фета

Ермакова Галина Ивановна
МБОУ СОШ № 32 г . Нижнего Новгорода
Учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 10 классе
Импрессионизм в лирике А.А. Фета.
Цели: 1) обучающая: изучить черты импрессионистической поэтики в лирике А.А. Фета, обучить находить общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы, выполнять стилистический анализ текста, дать определение понятий «импрессионизм», «импрессионистическое видение мира», закрепить литературоведческие термины (художественный метод, стиль, направление)
2) развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выразительно читать стихи наизусть, памяти, логического и ассоциативного мышления
3) воспитывающая: демонстрация единства эстетического освоения мира; воспитание эстетического вкуса
Тип урока: комбинированный
Оборудование: 1) репродукции картин художников-импрессионистов (К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, И.Левитан, И.Грабарь и т.д.); 2) записи музыкальных произведений К.Дебюсси «Образы», «Отражение в воде», «Лунный свет»; 3) стенд с репродукциями импрессионистов; 4) тексты анализируемых стихотворений.
Внутрипредметные связи с биографией А.А. Фета, историей русской литературы, с литературной критикой, с литературоведением (термины)
Методы и приемы работы: метод творческого чтения (выразительное чтение наизусть, рассматривание репродукций, запись ассоциаций, сопоставление литературного текста с живописным полотном, слушание музыкального произведения), репродуктивный метод (фронтальный опрос, слово учителя, конспектирование, заполнение таблицы, запись определения термина в тетрадь, запись выводов в тетрадь), эвристический метод (эвристическая беседа, аналитическая беседа), исследовательский метод (работа в группах).
До урока дано задание ученикам: 1) 1 группа «литературные критики» «Современники о творчестве А.А. Фета»; 2) 2 группа «искусствоведы» «Импрессионизм в живописи»; 3) 3 группа «иллюстраторы» – подготовить стенд соотнесенности лирики Фета и живописи импрессионистов.

Ход урока
На фоне музыки К.Дебюсси («Образы») учащиеся читают наизусть стихотворения А.Фета.
Сегодняшний урок - «Импрессионизм в лирике А.А.Фета».
- О чем пишет Фет?
-Какова тематика его стихотворений? Что же сделало Фета неповторимым? Почему его стихи восхищали Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, понять, что особенного таится в поэзии Фета.
Как же оценивали современники творчество А.Фета? Нам расскажет об этом 1 группа «литературные критики». Остальные учащиеся фиксируют позиции «литературных критиков» в тетради (В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой).
Острую полемику вызвало стихотворение «Шепот, робкое дыханье» Чтение ребятами из 1 группы пародий на стихотворение.
- Как вы думаете, ребята, почему рождались столь разноречивые оценки?
Для того чтобы нам самим оценить новаторство стиля Фета, обратимся к стихотворению «Шепот, робкое дыханье» Выразительное чтение стихотворения учащимся.
На листочках, лежащих на столах, напишите слово-ассоциацию, вызванную прослушанным стихотворением.
Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» в единстве содержания и формы, выявление особенности поэтики А.А.Фета.
Подведем итоги. Запись в тетрадь таблицы «Особенности поэзии Фета»:
стремление зафиксировать каждый миг;
изображение жизни во всем богатстве видоизменений;
Единство человека и природы.
Какой вид искусства обладает способностью остановить миг? Стремление передать жизнь во всем ее многообразии, богатстве тонких, сложных, быстролетных видоизменений роднит лирику Фета с удивительным явлением в мировом искусстве – импрессионизмом. Импрессионизм (фр. Impression) – впечатление - течение во французской живописи 60-х годов 19 века.
Показ репродукций картин художников-импрессионистов на фоне музыки К.Дебюсси.
В листочках с ассоциациями написать слово, ассоциирующееся с картинами импрессионистов.
2 группа делает сообщение об импрессионизме в живописи. Остальные учащиеся заполняют таблицу «Черты импрессионистического сознания».
3 группа подготовила стенд соотнесенности лирики Фета и живописи импрессионистов.
Наша задача – обнаружить черты импрессионизма в поэтике А.Фета.
Выразительное чтение стихотворения «Сосна так темна, хоть и месяц». Анализ стихотворения.
Заполнение таблицы «Приемы импрессионистической поэтики в лирике А.Фета».
Психологический параллелизм.
Ассоциативные ряды
Цветовая палитра
Светоносность
Метафорические эпитеты
Мы выявили особенности импрессионистической поэтики Фета, познакомились с живописью импрессионистов.
Прослушивание импрессионистической музыки – пьеса К.Дебюсси «Лунный свет».
Записать слово-ассоциацию на листочках.
Подведение итогов урока. Посмотрите на листочки со своими ассоциациями, у каждого из вас получилась ассоциативная цепочка из трех слов. Обсудите в группах то, что у вас получилось.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение стихотворение А.А. Фета.







Создать проблемную ситуацию (полемика вокруг тв-ва Фета)
Работа в группах
Эвристич. беседа

Выразит. чтен. наиз.












Запись термина в тетрадь
Рассматривание репродукций
Запись ассоциаций
Работа в группах. Исследовательский метод
Выявить черты импрессионистической поэтики Фета.






Эмоциональное восприятие музыки
Работа в группах, подведение итогов, анализ личных ассоциаций.


Развитие гармоничной личности, формирование компетентности учащихся является главной целью школьного образования. Живопись, музыка, литература – это виды искусства, отвечающие эстетическим потребностям подростка. Проводя параллели между различными творениями искусства, ученик начинает видеть преемственность традиций, общность поставленных и решенных проблем, тем, идей. Сравнение различных произведений искусства позволяет увидеть в каждом из них и нечто особенное, индивидуально-авторское, новаторское.