Урок физики в 9 классе по теме:«Атомная энергетика: «за» и «против».

Урок физики в 9 классе по теме:"Атомная энергетика: "за" и "против".
Подготовила учитель физики второй квалификационной категории МБОО «Ямашинская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ
Тришкина Татьяна Ананьевна
Цель урока: 
* Выявить преимущества и недостатки использования энергии атома.
* Формировать у учащихся умения давать нравственную оценку исторических событий.
* Привести детей к мысли об ответственности каждого за судьбу своей страны и всего человечества в эпоху существования глобальных проблем (то есть жить не по принципу “После нас хоть потоп”).
Задачи:
Формирование умения анализировать исторические процессы и вырабатывать на основе изученных источников свою точку зрения, умения характеризовать предмет, явление, событие с разных сторон (+ и -);
Научить анализировать информацию с последующей её обработкой путем восприятия и самостоятельного анализа фактов;
Развивать навыки самостоятельности, творческую активность детей;
Воспитывать чувство сострадания, бережливости, представив материал о трагедии в г. Чернобыле.
Ход урока
1. Орг. момент.
Приветствие.
Сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Нам предстоит узнать всю правду об использовании человечеством энергии атома в мирных целях. Но поскольку эта тема вызывает в настоящее время много споров, мы проведем свой урок, взвесив все «за» и «против».
Презентация - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Атомная энергетика: за и против.
Слайд №1: Тема. Слайд №2: Эпиграф.
Так не бывает, чтобы экспериментаторы вели свои поиски ради открытия нового источника энергии или ради получения редких или дорогих элементов. Истинная побудительная причина лежит глубже и связана с захватывающей увлекательностью проникновения в одну из величайших тайн природы.  Э. Резерфорд
Эти слова известного физика Резерфорда не случайно стали эпиграфом нашего урока. Нам предстоит выяснить, действительно ли одно из величайших открытий человечества – энергия атома – может служить во благо, и насколько мы достойны проникновения в одну из загадок природы. Это и есть цель нашего урока.
2. Основная часть
Ученик 1 : Энергетическая проблема – одна из важнейших проблем, которые сегодня приходится решать человечеству. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мгновенной связи, быстрый транспорт, освоение космического пространства. Но все это требует огромных затрат энергии. Однако, известно, что запасов угля может хватить примерно на 350 лет, нефти – на 40 лет, природного газа – на 60 лет.
Слайд №3: Запасы.
В настоящее время проблему «энергетического голода» может помочь решить ядерная энергетика.
Слайд №4: Чем утолить
Ученик 2: Я считаю, что за АЭС будущее нашей энергетики.
Слайд №5 Атомная энергетика
Атомная энергетика- один из наиболее перспективных путей утоления энергетического голода человечества в условиях энергетических проблем, связанных с использованием ископаемого горючего топлива.
Слайд №6-7 Сегодня
Сегодня 440 ядерных блоков общей мощностью 364 ГВт в 31 стране обеспечивают более 16% производства мировой электроэнергии; в 2003 г. ими произведено 2525 млрд. кВт/ч электроэнергии. Еще 30 энергоблоков в 11 странах находятся в стадии строительства, причем большая часть строящихся и запланированных АЭС приходится на азиатский регион.
Ученик 3: Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС) очевидны: нет отходов, газовых выбросов, нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ.
Слайд №8-9 Преимущества атомных электростанций
Ученик 4: В настоящее время доля АЭС в США – 20%, в Германии – 35%, Швеции – 45%, Франции – 75%. Атом повернулся к мирным целям. Но такой ли уж он мирный и безопасный?
Работа всех энергетических установок сопровождаются образованием радиоактивных отходов, являющихся источником ионизирующих излучений и представляющих в связи с этим потенциальную длительную экологическую опасность.
С 1970 года введен мораторий на выброс в море радиоактивных отходов, но их там уже более 90 тыс. контейнеров, общей радиоактивностью 19 тыс. кюри.
Слайд №10
Ученик 5: Техногенные воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации атомных электростанций многообразны. Наиболее существенные факторы:
Локальное механические воздействия на рельеф – при строительстве;
Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты;
Изменение х
·арактера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС;
Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.
Ученик 6: Отмечу важность не только радиационных факторов возможных вредных воздействий АС на экосистемы, но и тепловое и химическое загрязнение окружающей среды, механическое воздействие на обитателей водоемов-охладителей, изменения гидрологических характеристик прилежащих к АС районов, т.е. весь комплекс техногенных воздействий, влияющих на экологическое благополучие окружающей среды.
Слайд №11: Проблемы АЭС
Отмечу важность не только радиационных факторов возможных вредных воздействий АС на экосистемы, но и тепловое и химическое загрязнение окружающей среды, механическое воздействие на обитателей водоемов-охладителей, изменения гидрологических характеристик прилежащих к АС районов, т.е. весь комплекс техногенных воздействий, влияющих на экологическое благополучие окружающей среды. Атомная энергия невыгодна!
Ученик 7: В словаре понятие «катастрофа» означает следующее: «Крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или разрушения в значительных размерах». Это случайные (природные) катастрофы. А кто даст определение событиям, произошедшим в Чернобыле?
Ученик 8 : Позвольте, я отвечу на этот вопрос. На 25 апреля 1986 года был запланирован тест четвертого энергоблока реактора АЭС в Чернобыле, по самообеспечению энергией. Эксперимент выполнялся без учета ряда предосторожностей. Действия персонала не скоординировали с работниками, отвечавшими за ядерную безопасность. Для тестирования требовалось понизить мощность реактора. Достичь этого удалось только путем технологических нарушений. Внезапное прибавление теплоты в 1 час 23 минуты привело к взрыву, разрушившему реакторное ядро. Время секундами позже произошел еще один взрыв. Они разрушили крышу реактора, и 8 из 140 тонн радиоактивного топлива вырвалось наружу. В результате возник пожар. Из города Припяти вызвали более 100 пожарных. Именно они приняли на себя самую большую дозу облучения и понесли значительные потери. Пожар был потушен только к 9 мая.
Людей начали выселять только через 4 дня. Сколько же людей пострадало? Люди в Чернобыле подверглись облучению в 90 раз большему, чем при падении бомбы на Хиросиму. 2 человека погибли при взрыве, 28 пожарников умерли от лучевой болезни, около 134 человек с диагнозом лучевая болезнь. Но точного учета нет.
Ликвидаторов аварии было 316553 человек, из 30-тикилометровой зоны выселено более 390 тыс. человек.
Атомный смерч сорвал людей с места, лишил надежды на будущее, оставив взамен муки неустроенности, нервозности, безразличие политиков и чиновников. Так что число втянутых в эту трагедию можно оценить свыше 700 тыс. человек.
Приложение №2 26 лет Чернобыльской АЭС
Ученик 9: С одной стороны, строительство атомной электростанции – это, несомненно, определенный риск для населения области. С другой стороны, той электроэнергии, которую на сегодня потребляем уже не хватает. Есть риск, что уже в ближайшие годы мы столкнемся с перебоями в энергоснабжении.
Конечно, в такой ситуации необходимо строить атомную электростанцию. Подчеркну, что сейчас при возведении подобных объектов используются принципиально новые технологии. Это дешевая электроэнергия, это новый виток в развитии экономики региона. Кроме того, в перспективе снижение тарифов на стоимость электроэнергии в регионе.
Ученик 10: Теоретически возможно построить безопасную АЭС, но нельзя сделать безопасными ее отходы. В мире отсутствует технология безопасной ликвидации радиоактивных отходов. Отработанное топливо надо хранить где-то 100 тыс. лет – период времени, который невозможно представить.
Остается надеяться, что человек извлечет уроки из всего происходящего и что «радиофобией, может быть, вылечим мир от беспечности, алчности, сытости, от бездуховности, бюрократизма, чтоб не пришлось нам по чьей-либо милости в нечеловечество переродиться».
4. Итог.
Слайд №1: «достоинства и недостатки»(приложение № 3)
(обсуждение вместе с учащимися)
5. Оценки.
Большое спасибо вам ребята за отличную работу! Надеюсь, в скором будущем из вас получатся настоящие мастера своего дела, умеющие решать глобальные проблемы человечества.
6. Домашнее задание.
§77
7. Урок окончен.