План урока по технологии в 5 классе Виды ручных стежков и строчек

Учитель технологии: Козлова Т.К.
МБОУ «Шараповская СШ»
План урока по технологии в 5 классе

Виды ручных стежков и строчек


Цели урока:
Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.
Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся
Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.
Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, две пуговицы.
Наглядные пособия: стенд с образцами швов.
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, наметать, заметать, пришить.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Отметка явки.
Проверка готовности к уроку.
Проверка организации рабочих мест.
Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.

III. Объяснение нового материала.
Маленького роста я,  Тонкая да острая.  Носом путь себе ищу,  За собою хвост тащу.
 (Ответ: иголка)
1.При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала смётывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.
Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.
Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. 
При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.
Терминология, применяемая при выполнении ручных работ
Термин
Содержание работы
Область применения
Рисунок

Сметать
Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине.
Сметать части пояса, части оборки, детали изделия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Наметать
Временно соединить две детали, наложенные одна на другую.
Наметать карман на основную деталь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Приметать
Временно соединить мелкую деталь к более крупной.
Приметать пояс к фартуку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Заметать
Временно закрепить подогнутые края детали, складки.
Заметать низ изделия, боковые срезы и складки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Обметать
Обработать срезы петельными стежками с целью предохранения их от осыпания.
Обметать срезы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Подшить
Закрепить подогнутый край изделия постоянными стежками.
Подшить низ изделия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Пришить
Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.
Пришить кнопки, пуговицы к изделию.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

IV. Текущий инструктаж.
Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. 

При выполнении ручных работ используют следующие инструменты и оборудование. 
Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
V. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».
Выполнить строчки временного назначения.
Выполнить строчки постоянного назначения.
Выполнить практическое задание в соответствии с таблицей. 
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия)
Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
Смётывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После смётывания нитки копировальных стежков удаляют.
Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками.
Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
Отделку на изделии пришивают нитками в цвет отделки.
Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.
VI. Заключительная часть.
Вопросы для повторения.
Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
Что называют стежком?
Что называют строчкой?
Что называется длиной стежка?
Где применяются прямые стежки?
Гдe применяются петельные стежки?
VII. Анализ допущенных отклонений.
Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.
Оценка работы.
VII. Домашнее задание:
Учеб. № 4;. Практическая работа № 5 стр. №24.

Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек»
Работа в тетради:
Задание: Какими способами можно пришить эти пуговицы?

№ 1. Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями.

Инструменты и приспособления: игла с большим ушком, ножницы, напёрсток, карандаш.
Материалы для работы: деталь из ткани размером 12х10 см, пуговицы с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, швейные нитки в цвет пуговицы.
Ход работы:
1 – Наметить на детали место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы, сложить её вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки.
2 - Закрепить нитку петлёй на лицевой стороны ткани.
3 - Пропустить иглу в отверстие пуговицы и вывести иглу с ниткой.
4 - Пропустить иглу во второе отверстие пуговицы, ввести в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону ткани.
5 - Выполнить 4-5 стежков в отверстия пуговицы.
6 - Закрепить нитку петлей под пуговицей 2-3 раза.
7 - Выполнить работу по пунктам 1-6 для пуговицы с четырьмя отверстиями, при этом выполнять 2-4 стежка в каждую пару отверстий.
8 - Оформить образец в альбом.


Проверка качества работы:
- пуговицы пришиты прочно;
- нитки прочно закреплены в начале и конце работы.
Дополнительный материал
Пуговица. 
До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты.

Пуговицы - обереги

На Руси пуговицы служили оберегами, ведь даже само слово «пуговица» по одной из версий произошло от слова «пугать». В словаре Даля вы можете прочитать, что «пуговица - это пугалка». Первые пуговицы-амулеты имели форму бубенчика, внутри которого помешался кусочек металла или камушек, - они звенели, как колокольчик. Потом появились пуговицы с особыми магическими знаками, пуговицы-заклинания. До сих пор известна примета: пришить мужчине пуговицу - значит «прикрепить» его к себе, но если она быстро оторвется, то и любовь пройдет быстро. На Руси верили, что пуговицы помогают исполнять и другие мечты. Для этого их пришивали к одежде (в основном с изнаночной стороны) - на вороте или на груди, в области сердца. Желая наделить магической силой пуговицу, люди считали, что имеет значение не только какую пуговицу и куда пришивать, но важно и то, как именно она пришита. Вы хотите проверить на себе магическую силу пуговиц? Тогда нужно загадать желание, выбрать подходящий способ пришивания и прикрепить пуговицу к изнанке любимой одежды. Но важно помнить, что и желание, и пуговица должна быть одна-единственная. Хотите ощутить на себе волшебную силу пуговиц? Попробуйте, вдруг мечта сбудется!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






Литература
Под редакцией В. Д. Симоненко. Учебник технологии для учащихся 5 класса. М.: – 2007.
В. Н. Чернякова. Технология обработки ткани 5 класс. М.: – 2005.
Ю. В. Крупская Методические рекомендации 5 класс. М.: – 2005.
А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. Обслуживающий труд 4 класс. М.: Просвещение – 2006.
Карта эффективности урока.
Твое отношение к уроку (подчеркнуть)
Хороший, интересный
Обычный, нормальный
Скучный, неинтересный
Другой _____________________________________________
Вспомни (как можно точнее) название темы урока ____________________________
Какая цель стояла перед тобой на уроке? ____________________________________
Чему новому ты научилась? _______________________________________________
Какие ранние полученные знания были использованы.___________________________________________________________