Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему Руслан и Людмила

Предмет: музыка
Класс: 3 класс
Тема четверти : « В музыкальном театре»
Тема урока: Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Номер урока в теме: урок №19-20
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник класс».
Дата проведения урока ______________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» -шедевром русского оперного искусства.
Задачи урока:
Образовательная:
- Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла
Развивающая:
- Развивать творческие способности и мышление учащихся
- Развивать позитивное отношение к классической музыки
Воспитательная:
- Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).
Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.
Планируемые результаты
-предметные: -Познакомиться с особенностями построения оперного спектакля; функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра.
-Выявить взаимосвязь музыки –слова -изобразительного искусства в опере.
-Освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал.
-Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.
-метапредметные : -Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
-Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
личностные
-Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки
- познавательные УУД: : называть и объяснять основные термины оперы.
-регулятивныеУУД: Самостоятельно определять муз. темы главных героев.
-коммуникативные УУД: интонационно узнавать образы героев.












Оборудование урока: музыкальный центр, мультимедийная приставка, ф-но
Художественный материал урока: Презентация
Структура урока
Ход урока
Универсальные учебные действия


 Организационный момент (1-2 минуты)
 
Актуализация знаний
(4-5 минут)
 


 
 
4.   









«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(30-35 минут)
 
 





















































 
8.      



 





























 Рефлексия   (итог урока 2 минуты)
 
Друзья мои, я очень рада

У.: Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре?
Д.: ответы.
У.: А в музыкальном театре?
Д.: ответы.
У.: С чего же начинается театр?
Д.: ответы (с вешалки).
У.: Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера.

У.: Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.


(слушаем фрагмент увертюры)



У.: Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв?
Д.: Антракт.
У.: Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники?
Д.: Декорации, грим, костюмы.
У.: Оперные артисты?
Д.: играют и поют.
У.: Что делают музыканты в оркестре?
Д.: Играют на музыкальных инструментах.
У.: А что делают писатели, поэты?
Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.
У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто (показать).
У.: Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?
Д.: Без музыки.
У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана
(звучит ария).



У.: Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит?
Д.: ответы.
У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.Слушание «Каватина Людмилы»
У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?
Д.: Симфонический.
У.: Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое.
У.: Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора).
У.: А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы!


У.: А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила».
У.: Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив?
Д.: Хор.
У.: Откроем с вами учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль.
У.: Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»?
Д.: Празднично, радостно, торжественно.
У.: Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам» (прослушивание в записи хора «Слава великим богам»).

У.: Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».
Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера.

Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников.

Регулятивные: самоконтроль, волевая саморегуляция.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.














Личностные: личностные УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения.
Личностные: действие смыслообразования.












Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.











Личностные: личностные УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.


Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения.
Личностные: действие смыслообразования



Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.







Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок.

Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.



Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок.



Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.



Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий одноклассников, и самооценка. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, контролировать действия партнера.