ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА



ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3Б КЛАССА

Учителя – логопеда: Кажуриной Ларисы Николаевны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность программы.
В настоящее время увеличилось количество детей с отягощенным перинатальным, натальным и постнатальным анамнезом.
Нарушения органической этиологии влияет на чувственное познание окружающего мира. Локальное поражение зон головного мозга непосредственно влияет на формирование высших психических функций, отражается на интеллектуальных способностях. Онтогенез ребенка становится пролонгированным и сугубо индивидуальным процессом, в ходе которого к интеллектуальной недостаточности присоединяются и наслаиваются вторичные нарушения: в частности, сложная речевая патология.
Нарушение речемыслительной деятельности, неблагополучие в сфере речевого развития у обучающихся с нарушением интеллекта (лёгкая умственная отсталость) обусловливает необходимость коррекционного воздействия, без которого невозможно успешное овладение письменной речью, а значит и навыками социальной адаптации.
Диагностическое обследование показывает, что у контингента обучающихся с нарушением интеллекта (лёгкая умственная отсталость), к началу второго года обучения ко всем речевым проблемам добавляются дисграфия и дислексия.
Данная логопедической программы, разработана с учетом всех особенностей коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи вследствие лёгкой умственной отсталости и предпосылки к сложной форме дисграфии.
Контингент детей.
Программа рассчитана на младших школьников 8–10лет, обучающимся по образовательным программам VIII вида с речевым заключением: недоразвитие речи.Недоразвитие речи- это нарушение развития всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне:
нарушение фонетико-фонематического строя,
нарушение лексического строя,
нарушение грамматического строя речи.
Кроме этого недоразвитие речи на фоне интеллектуальной недостаточности влияет на коммуникативную функцию речи.
Характеристика контингента.
В соответствии с нормой ребёнок младшего школьного возраста должен:
произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова;
владеть пассивным и активным словарным запасом в достаточном возрасту объеме;
владеть навыками словообразования и словоизменения;
овладеть грамматическим строем;
овладеть навыками письменной речи;
Обучающиеся с недоразвитием речи на фоне интеллектуальной недостаточности характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития различного уровня.
Звукопроизношение.
Выявляются нарушения звукопроизношения, полиморфного или мономорфного характера (недостаточная автоматизация; искажения; замены звука в речевом потоке при его правильном произношении изолированно и в отдельном слове).
Фонематическое восприятие.
У большинства обучающихся рассматриваемой группы процесс становления фонематических представлений не закончился к моменту поступления в школу. Затруднена дифференцировка близких по звучанию фонем. Вследствие этого детям трудно выполнить задание по воспроизведению слоговых рядов после однократного прослушивания, даже если этот ряд включает только два слога. Плохо ориентируются дети и при различении слов-паронимов, то есть слов, отличающихся одним звуком.
Слоговая структура.
Нарушение произношения трёх-, четырёх-,пятисложных слов по типу сокращения и сокращения с искажением слоговой структуры слова.
Словарный запас.
Большая часть контингента имеет словарный запас ниже возрастной нормы. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточное количество прилагательных и наречий. Особенно страдает употребление обобщающих слов и слов, обозначающих пространственные и временные представления. В речевом потоке они чаще отсутствуют, а если имеются, их употребление не всегда адекватно. Зачастую, наблюдаются трудности словообразования и словоизменения.
Грамматический строй.
У большей части обучающихся страдает грамматическое оформление речи. Аграмматизмы выражаются в ошибках согласования числительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Характерной ошибкой является опускание, смешение простых предлогов. Сложные предлоги в речи, чаще отсутствуют.
Связная речь.
Связная речь развита слабо в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности и нарушением речемыслительной деятельности. Низкий уровень развития связной речи обусловлен снижением коммуникативной функцией речи, скудной речевой практикой. Ребенок и не осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой, оперирует односложными ответами. В связной речи используют простые нераспространённые , редко распространённые синтаксические конструкции. При составлении рассказа нуждаются в дополнительных опорах, активной помощи. Пересказ текста осуществить таким обучающимся крайне затруднительно (теряют сюжетную линию, упускают значимые события, неадекватно используют лексику.)
Письменная речь.
Перечисленные выше особенности затрудняют процесс овладения письменной речи, так как письмо является многоуровневым процессом, осуществляемым речеслуховым, речедвигательным, зрительным анализаторами, основанным на аналитико-синтетической деятельности, при условии достаточно высокого уровня устной речи. Следовательно, у обучающихся вышеописанной группы часто встречаются на письме ошибки дисграфического характера. Отграничить их бывает сложно в силу того, что процесс овладения письмом только начат, однако, анализируя состояние устной речи и сохранность речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов можно предположить возможное сочетание форм дисграфий у конкретного контингента.
В частности у школьников описываемой нами группы могут встречаться:
артикуляторно- акустическая дисграфия.
акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания).
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
оптическая дисграфия.
аграмматическая дисграфия.
Все вышеуказанные формы нарушений письма зачастую сочетаются, что значительно усложняет процесс коррекции.
Перечисленные выше особенности свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи дальнейшее усвоение правил и норм родного языка крайне затруднительно. Настоящая логопедическая программа создана для предупреждения этих трудностей и коррекции всех видов речи у детей данной категории.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Режим работы по программе.
Программа предназначена для коррекционной работы в виде индивидуальных логопедических занятий или занятий микро группой, которые проводятся с регулярностью три раза в неделю. Коррекционный период начинается с 16 сентября по 14 мая и включает в себя 90 занятий. Первые две недели сентября (с 1 по 15) и последние две недели (с 15 по 31) отводятся для диагностического обследования обучающихся с целью отслеживания динамики речевого развития и определения дальнейшего коррекционного плана.

Методологической основой программы являются следующие дидактические принципы:
принцип системности,
принцип комплексности,
онтогенетический принцип,
принцип учета структуры дефекта,
принцип обходного пути
общедидактические принципы;
доступности и наглядности и т.д.
Задачи, выполняемые в ходе реализации программы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
воспитывать культуру речевого общения.
Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического восприятия:
- уточнение и закрепление дифференциации звуков с опорой на различные анализаторы;
- уточнение и закрепление произношения слов со слоговой структурой различной сложности;
- развитие слухоречевого восприятия, слухоречевой памяти (понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме);
Развитие полноценной звуковой стороны речи:
- закрепление артикуляционных навыков и нормированного звукопроизношения на уровне связной речи;
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка:
- расширение и актуализация словаря в соответствии с возрастными нормами;
- формирование и развитие понимания и практического употребления грамматических категорий, устранение аграмматизмов в речи;
- формирование и развитие навыков словообразования, словоизменения;
Развитие связной речи:
- развитие навыка построения высказываний различной сложности: распространение простого предложения, построение сложного предложения.
- развитие речемыслительной деятельности: программирование смысловой структуры высказывания, понимание причинно-следственных связей, отбор лексических средств, анализ содержания.
Развитие навыка письменной речи:
- формирование способностей к языковому анализу и синтезу различного уровня;
- формирование оптико-пространственных представлений и графо- моторных навыков ;
- устранение дисграфических проявлений на письме;
Здоровьесберегающие:
отбирать материал с учётом утомляемости детей.
чередовать статические и динамические формы активности.
использовать ИКТ.
Ожидаемые результаты:
Содержание данной программы расположено в определённом порядке. Усложнение материала строится по принципу «от простого к сложному», что позволяет не только овладевать текущим материалом, но и систематизировать, полученные знания, умения, навыки.
К окончанию коррекционного периода обучающиеся овладевают:

- фонематическими процессами (умеют дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, могут подбирать и придумывать слова на заданный звук, определять место звука в слове.)
- языковым анализом и синтезом различного уровня ( звуко- буквенный анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, анализ и синтез структуры простого предложения.)
- грамматические категории ( понимают и правильно употребляют в речи род имён существительных, местоимения ОН, ОНА, ОНО, множественное число, правильно согласуют имена существительные и прилагательные, числительные в роде, числе, падеже, понимают значение и правильно употребляют в контексте предложения простые, понимают значение сложных предлогов.)
- словообразованием и словоизменением (подбирают однокоренные слова, образуют притяжательные, относительные и качественные прилагательные.)
- достаточным объёмом лексики и лексических средств по изученным темам ( предметный, глагольный словарь, словарь признаков, слова-антонимы, слова- синонимы.)
- навыками связной речи ( составление рассказа-описания с опорой на схему, рассказа по серии из 3-х сюжетных картин, по одной сюжетной картине с схематичным планом, пересказ вслед за логопедом адаптированного текста, составление рассказа, основанного на личном опыте)
- закрепляют навыки слухового письма, чтения (закрепление графо-моторных образов букв, соотнесение их со звуком, развитие орфографической зоркости, профилактика аграмматизмов на письме.)
Данная рабочая программа содержит 90 занятий. Коррекция проводится с 16 сентября по 14 мая, по три занятия в неделю.
Изучаемые темы Кол-во часов
Звуко-буквенный анализ и синтез: 33
Гласные звуки и буквы. 1
Дифференциация гласных А-Я, твёрдые и мягкие согласные перед А-Я. 2
Дифференциация гласных У-Ю, твёрдые и мягкие согласные перед У-Ю. 2
Дифференциация гласных О-Ё. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё2
Дифференциация гласных Ы-И. Твёрдые и мягкие согласные перед Ы-И. 2
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными в предложении. Проверочная работа. 1
Мягкий знак в функции смягчения и разделения. 9
Дифференциация звонких и глухих согласных. 2
Парные глухие и звонкие согласные Б-П. 2
Парные глухие и звонкие согласные Д-Т. 2
Парные глухие и звонкие согласные Г-К. 2
Парные глухие и звонкие согласные В-Ф. 2
Парные глухие и звонкие согласные Ж-Ш. 2
Парные глухие и звонкие согласные З-С. 2
Слоговой анализ и синтез. 9
Слог как часть слова. Односложные, двусложные, трёхсложные слова. 3
Правила переноса слов на письме. 2
Ударение в словах. Ударный слог. 4
Словоизменение и согласование частей речи. 14
Слова, обозначающие названия предметов. Словоизменение и согласование имен существительных в предложении, тексте. 3
Слова, обозначающие названия признаков. Согласование и словоизменение имён прилагательных в предложении и тексте. 4
Слова, обозначающие названия действий. Согласование и словоизменение глаголов в предложении и тексте. 3
Предлоги в предложении и тексте ( в, на, к, от, из, с, со). 4
Анализ структуры предложения. 5
Предложение. Порядок слов в предложении. 2
Знаки препинания в конце вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений. 2
Проверочная работа (Диктант). 1
Лексические темы, используемые при развитии связной речи. 29
«Осень. Составление описательного рассказа «Приметы осени» по сюжетной картине». 1
«Овощи. Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Труд взрослых в полях и огороде». 1
«Фрукты Составление описательного рассказа о фруктах». 1
«Насекомые. Составление описательного рассказа о пчеле». 1
«Перелетные птицы. Пересказ рассказа «Лебеди». 1
«Грибы. Составление описательного рассказа о грибах». 1
«Ягоды. Пересказ рассказа «По ягоды». 1
«Домашние животные. Пересказ рассказа «Котенок». 1
«Дикие животные. Составление пересказа «Кто как живёт». Е. Чарушин». 1
«Время года зима. Составление рассказа по сюжетной картине: «Зимние забавы». 1
«Одежда. Обувь и головные уборы. Составление описательного рассказа по теме «Сезонная одежда». 1
«Мебель в нашем доме. Профессии: столяр, плотник. Составление рассказа по опорным картинкам: «Откуда к нам приходит мебель». 1
«Посуда. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Новогодний праздник» с продолжением сюжета». 1
«Профессии: повар. Составление рассказа по сюжетной картине «Кто кормит нас вкусно и полезно» и опорным словам». 1
«Транспорт. Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик». 1
«Строительные профессии. Составление описательного рассказа «Кто нам строит дом» с использованием схемы». 1
«Наш город. Составление описательного рассказа «Кто нам строит дом» с использованием схемы». 1
«Наша страна. Составление рассказа «Родина моя» по заданному плану». 1
«Военные профессии. Пересказ адаптированного логопедом текста «Границы родины на замке». 1
«Морские, речные и аквариумные обитатели. Пересказ рассказа Е.А. Пермяк «Первая рыбка». 1
«Мамин праздник. Составление рассказа по сюжетной картине: «Поздравляем маму». 1
«Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна». 1
«Комнатные растения. Составление повествовательного рассказа «Посадка цветка» по серии сюжетных картинок». 1
«Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». 1
«Весенние сельскохозяйственные работы. Составление рассказа «Весной в поле» по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом.».1
«Составление рассказа «Откуда хлеб к нам пришел» по серии сюжетных картин». 1
«Космос. Пересказ адаптированного рассказа А. Леонов «Я выхожу в космос». 1
«Животные жарких стран. Составления описательного рассказа о животном». 1
«Животные Полюса и Антарктиды Составление описательного рассказа о животном Антарктиды». 1
«Времена года. Лето». 1
Итого: 90
Количество занятий Дата Тема занятия Коррекционно-развивающие цели и задачи Используемая литература


1-15 сентября Диагностика Обследование речи по методике Т.А. Фотековой. Планирование коррекционно-развивающей работы. Установление эмоционального контакта, создание положительной мотивации к логопедическим занятиям. Методика обследования речи Фотековой.
1. 3 неделя сентября «Осень ». Гласные звуки и буквы. Формирование и расширение семантического поля слова «Осень». Осенние месяцы. Закрепление знаний о гласных буквах, звуках, сравнение согласных по твердости - мягкости. Закрепление графо моторных образов данных букв. Развитие фонематического слуха, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.3) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
2. Дифференциация гласных А-Я, твёрдые и мягкие согласные перед А-Я. Закрепление навыка дифференциации гласных А-Я. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на, фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания. Формирование и расширение семантического поля слова «Осень»; учить различать периоды осени (прилагательные «ранняя», «поздняя»). Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки», (стр.3)
3.
Составление описательного рассказа «Приметы осени» по сюжетной картине. Активизация словаря по теме «Осень». Приметы осени. Обучение составлению рассказа об осени с опорой на картинную схему. Развитие грамматического строя: согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Т.Ю. Бардышева «Учусь пересказывать».
4. 4 неделя сентября «Овощи». Дифференциация гласных А-Я. Твёрдые и мягкие согласные перед А-Я. Активизация словаря по теме «Овощи». Закрепление навыка дифференциации гласных А-Я. Сравнение согласных по твёрдости-мягкости. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, графо моторных навыков. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.4)
5.
Дифференциация гласных У-Ю, твёрдые и мягкие согласные перед У-Ю. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах У-Ю, сравнение согласных по твердости - мягкости. Закрепление графо моторных образов данных букв. Формирование и расширение семантического поля слова «Овощи»; Развитие фонематического слуха, навыка звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.4, 11) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
6. Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Труд взрослых в полях и огороде». Составление описательного рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида единственного и множественного числа настоящего времени. И.В. Баранников, Л.А.Варковицкая. Русский язык в картинках (стр.34-37), демонстрационный материал.
7. 1 неделя октября «Фрукты». Твёрдые и мягкие согласные перед У-Ю в предложении и тексте. Формирование и расширение семантического поля слова «Фрукты»; закрепление знаний о гласных звуках и буквах У-Ю, сравнение согласных по твёрдости и мягкости в предложении и тексте. Развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза и навыков работы с деформированным предложением. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.5-6)
8. Дифференциация гласных О-Ё. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-ЁЗакрепление знаний о гласных звуках и буквах О-Ё, сравнение согласных по твёрдости и мягкости. Формирование навыков словообразования относительных прилагательных. Активизация словаря по теме фрукты. Развитие фонематического слуха, навыка звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.5, 14) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
9. Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на картинную схему. Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на картинную схему. Актуализация глагольного словаря, словаря признаков, практическое употребление глаголов настоящего времени и относительных прилагательных. Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания…(стр.1-4), демонстрационный материал.
10. 2 неделя октября «Насекомые». Твёрдые и мягкие согласные перед О-Ё в предложении и тексте. Расширение и активизация словаря по теме «Части тела насекомых». Закрепление знаний о гласных звуках и буквах О-Ё, сравнение согласных по твёрдости и мягкости в предложении и тексте. Развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, навыков работы с деформированным предложением. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.8-9).
11. Дифференциация гласных Ы-И. Твёрдые и мягкие согласные перед Ы-И. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах Ы-И, сравнение согласных по твёрдости и мягкости. Закрепление графо моторных образов данных букв. Расширение и активизация словаря по теме «Насекомые». Развитие фонематического слуха, навыка звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.7, 8) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
12. Составление описательного рассказа о пчеле. Обучение составлению описательного рассказа. Актуализация и активизация словаря по теме «Насекомые». Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления. Т.А. Чохонелидзе Рассказы-описания (насекомые).
13. 3 неделя октября «Перелётные птицы». Твёрдые и мягкие согласные перед Ы-И в предложении и тексте. Расширение и активизация словаря по теме «Части тела птиц». Закрепление знаний о гласных звуках и буквах Ы-И, сравнение согласных по твёрдости и мягкости. Развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза и навыков работы с деформированным предложением. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.11), демонстрационный материал.
14. Твёрдые и мягкие согласные перед гласными в предложении. Проверочная работа. Обобщение знаний по теме. Проверка уровня усвоения пройденных тем, развития фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза , навыков самостоятельной работы. В.И Городилова «Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы» (стр. 114, задание 1)
15. Пересказ рассказа «Лебеди». Обучение пересказу по опорным словам. Активизация словаря по теме «Перелётные птицы». Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления. Л. Воронкова «Лебеди». (Адаптированный текст), демонстрационный материал.
16. 4 неделя октября «Грибы». Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Формирование и расширение семантического поля слова «Грибы». Закрепление знаний о мягком знаке в функции смягчения; закрепление графического образа данной буквы. Формирование и расширение семантического поля слова «Грибы». Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.12), демонстрационный материал.
17. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Закрепление знаний о мягком знаке в функции смягчения. Формирование навыков словообразования: уменьшительно-ласкательная форма имен существительных. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.13), демонстрационный материал.
18. Составление описательного рассказа о грибах с опорой на схему. Обучение составлению описательного рассказа с опорой на схему. Активизация словаря признаков. Развитие лексико-грамматических средств (согласование имен прилагательных и др. частей речи в роде, числе падеже); развитие выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания…(стр.23-24), демонстрационный материал.
II четверть
19. 1 неделя ноября «Ягоды». Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова). Формирование и расширение семантического поля слова «Ягоды». Закрепление знаний о мягком знаке в функции смягчения; Развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, графо моторных навыков. В.И Городилова «Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы» (стр. 134-135, задание 1, 2,4).
20. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова). Формирование Закрепление знаний о мягком знаке в функции смягчения; Формирование навыка словообразования: образование относительных прилагательных. Расширение семантического поля слова «Ягоды»: лесные ягоды. Развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. В.И Городилова «Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы» (стр. 134).
21. Пересказ рассказа «По ягоды». Обучение пересказу с использованием опорных предметных картинок. Активизация словаря по теме. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Рассказ Я. Тайц «По ягоды». Н.Э. демонстрационный материал.
22. 2 неделя ноября «Домашние животные». Разделительный мягкий знак. Звукобуквенный анализ слов. Формирование и расширение семантического поля слова «Домашние животные». Закрепление знаний о разделительном мягком знаке. Развитие фонематического слуха слухового и зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза. В.И Городилова «Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы» (стр. 135-136, задание 3, 5).
23. Разделительный мягкий знак. Звукобуквенный анализ слов. Закрепление знаний о разделительном мягком знаке в функции разделения. Развитие грамматической стороны речи: согласование имен существительных с числительными. Активизация словаря по теме животные: детеныши домашних животных. Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания звукобуквенного анализа и синтеза. В.И Городилова «Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы» (стр. 134-136, задание 3, 5).
24. Пересказ рассказа «Котенок». Обучение пересказу художественного текста по опорным словам. Активизация словаря по теме животные. Формирование умения строить развернутое высказывание. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Рассказ Л. Толстого «Котёнок», демонстрационный материал.
25. 3 неделя ноября «Дикие животные»». Разделительный мягкий знак. Звукобуквенный анализ слов. Расширение словаря по теме: дикие животные, подготовка к зиме. Развитие навыков словообразования: притяжательные прилагательные. Закрепление знаний о разделительном мягком знаке в функции разделения. Развитие фонематического слуха и слухового, зрительного внимания, звукобуквенного анализа и синтеза. Е.В.Мазанова «Коррекция акустической дисграфии». (стр. 47).

26.
Мягкий знак в функции смягчения и разделения. Звукобуквенный анализ слов. Закрепление знаний о разделительном мягком знаке в функции разделения. Развитие грамматической стороны речи: согласование имён существительных с числительными. Активизация словаря по теме: дикие животные, подготовка к зиме. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В.Мазанова «Коррекция акустической дисграфии». (стр. 50).
27. Составление пересказа «Кто как живёт». Е. Чарушин. Обучение пересказу художественного текста. Активизировать словарь по теме « Животные». Формирование умения строить развернутое высказывание. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной По рассказам Е.Чарушина «Кто как живёт. Заяц. Белка. Волк». демонстрационный материал.

28.
4 неделя ноября Мягкий знак в функции смягчения и разделения. Проверочная работа. Обобщение знаний о мягком знаке, его функциях разделения и смягчения. Проверка уровня усвоения пройденных тем, развития фонематического восприятия , языкового анализа и синтеза , навыков самостоятельной работы. Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы (стр. 135, задание 2).
29. «Зима». Дифференциация звонких и глухих согласных. Расширение семантического поля слова «Зима»: зимние месяцы. Дифференциация звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.19) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
30. Составление рассказа по сюжетной картине: «Зимние забавы». Активизация словаря по теме. Обучение составлению рассказа по сюжетной картине с использованием опорных слов. Практическое употребление глаголов с предлогами. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Т.Ю. Бардышева «Учусь пересказывать».
31. 1 неделя декабря «Одежда». Дифференциация парных глухих и звонких согласных Б-П. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и языкового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, навыка работы с текстом. Расширение семантического поля слова «Одежда». Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.14-15), демонстрационный материал.
32. Дифференциация парных глухих и звонких согласных Б-П. Развитие навыка словообразования: притяжательные имена прилагательные. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического, звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Расширение и активизация словаря по теме «Обувь и головные уборы». Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.15-16), демонстрационный материал.
33. Составление описательного рассказа по теме «Сезонная одежда». Активизация словаря по теме. Обучение составлению описательного рассказа о сезонной одежде с использованием качественных и относительных прилагательных. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания… альбом 2(стр.5-6), демонстрационный материал.
34.
2 неделя декабря «Мебель в нашем доме». Дифференциация парных глухих и звонких согласных Д-Т. Расширение и уточнение словаря по теме «Мебель». Практическое закрепление значений предлогов. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.22-23), демонстрационный материал.
35. «Профессии: столяр, плотник». Дифференциация парных глухих и звонких согласных Д-Т. Расширение и уточнение словаря по теме «Профессии: столяр, плотник». Употребление имён существительных в творительном падеже. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, навыка работы с текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.24-26), демонстрационный материал.

36. Составление рассказа по опорным картинкам: «Откуда к нам приходит мебель». Активизация словаря по теме. Обучение составлению рассказа по опорным картинкам. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания… альбом 3(стр-22-26), демонстрационный материал.
37. 3 неделя декабря «Посуда». Дифференциация парных глухих и звонких согласных Г-К. Расширение семантического поля слова «Посуда», активизация словаря признаков. Развитие словообразования: относительные прилагательные. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.19-20), демонстрационный материал.
38. Дифференциация парных глухих и звонких согласных Г-К. . Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, навыка работы с текстом. Расширение и актуализация словаря по теме «Посуда». Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.19-21), демонстрационный материал.
39. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Новогодний праздник» с продолжением сюжета. Расширение и актуализация словаря по теме. Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Демонстрационный материал, серия сюжетных картин.
40.

4 неделя декабря «Профессии». Дифференциация парных глухих и звонких согласных В-Ф. Расширение и актуализация словаря по теме «Профессии». Закрепление глаголов с приставками. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и слухового и зрительного внимания, звукобуквенного анализа и синтеза. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.17-18), демонстрационный материал.
41. Дифференциация парных глухих и звонких согласных В-Ф. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Расширение и актуализация словаря по теме: «Профессии. Повар». Закрепление употребления формы творительного падежа. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, навыка работы с текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.18-19), демонстрационный материал.

42. Составление рассказа по сюжетной картине «Кто кормит нас вкусно и полезно» и опорным словам. Актуализация словаря по теме. Обучение составлению рассказа о труде повара по сюжетной картине. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания… альбом 4(стр.1-3), демонстрационный материал.
III четверть
43. 3 неделя января «Транспорт». Дифференциация парных глухих и звонких согласных Ж-Ш. Расширение семантического поля слова «Транспорт». Закрепление дифференциации транспорта по видам. Образование и использование в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Расширение и актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Развитие навыков словообразования. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.30-31), демонстрационный материал.
44. Дифференциация парных глухих и звонких согласных Ж-Ш. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, навыка работы с текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.31-32), демонстрационный материал.
45. Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик». Активизация словаря по теме. Обучение пересказу, соблюдая целостность, связность. Закрепление умения полно и развернуто отвечать на вопрос. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Рассказ Г.Цыферова «Паровозик», демонстрационный материал.
46. 4 неделя января «Строительные профессии». Дифференциация парных глухих и звонких согласных З-С. Расширение и активизация словаря по теме «Строительные профессии». Развитие навыка словообразования. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.27-28), демонстрационный материал.
47. Дифференциация парных глухих и звонких согласных З-С. Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Развитие фонематического и звукобуквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, навыка работы с текстом Расширение и активизация словаря по теме «Строительные профессии». Развитие навыка словообразования. Е.В. Мазанова. «Учусь не путать звуки» (стр.29-31), демонстрационный материал.

48. Составление описательного рассказа «Кто нам строит дом» с использованием опорной схемы. Активизация словаря по теме «Профессии на стройке». Обучение составлению содержательного описания той или иной профессии с использованием схематичных опор. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Т.А. Чохонелидзе Рассказы-описания, демонстрационный материал.
49. 5 неделя января Дифференциация парных звуков по глухости-звонкости. Проверочная работа. Обобщение знаний о дифференциации парных согласных по глухости-звонкости. Проверка уровня усвоения пройденных тем, развития фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза навыков самостоятельной устной и письменной, работы. Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы. Стр.100
50.
«Наш город, моя улица, мой дом». Слог как часть слова. Слоговой анализ и синтез. Расширение и активизация словаря по теме «Наш город, моя улица, мой дом». Формирование понятия о слоге как о части слова. Развитие слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, навыка работы с деформированным текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.38) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
51. Составление описательного рассказа «Мой город» с использованием схемы. Активизация и актуализация словаря по теме. Обучение составлению рассказа основанного на личном опыте с опорой на ключевые вопросы. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Т.А. Чохонелидзе Рассказы-описания, демонстрационный материал

52. 1 неделя февраля «Наша страна». Слог как часть слова. Односложные, двусложные, трёхсложные слова. Расширение семантического поля слова «Страна». Закрепление понятия «Слог». Развитие навыка слогового анализа и синтеза, сложных по слоговой структуре слов, фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, навыка работы с деформированным текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.39-40) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
53. Слог как часть слова. Односложные, двусложные, трёхсложные слова. .Закрепление понятия «Слог». Развитие навыка слогового анализа и синтеза, сложных по слоговой структуре слов. Развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, навыка работы с деформированным текстом. Расширение и активизация словаря по теме «Наша страна». Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.41-42) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

54. Составление рассказа «Родина моя» по заданному плану. Актуализация и активизация словаря по теме. Обучение составлению рассказа по плану, с опорой на ключевые слова. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Демонстрационный материал (схема-план, предметные картины, сюжетные картины).

55.
2 неделя февраля «Военные профессии». Правила переноса слов на письме. Расширение и активизация словаря по теме «Военные профессии». Развитие лексико-грамматических средств: употребление формы творительного падежа единственного и множественного числа. Закрепление правил переноса слов на письме. Развитие слогового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания. Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы. Стр.53.

56. Правила переноса слов на письме. Закрепление правил переноса слов на письме. Развитие слогового анализа и синтеза, мышления , зрительного и слухового внимания. Развитие лексико-грамматических средств: употребление формы творительного падежа единственного и множественного числа. Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы. Стр.62.
57. Пересказ адаптированного логопедом текста «Границы родины на замке». Актуализация и активизация словаря по теме. Обучение пересказу с опорой на ключевые словосочетания. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Демонстрационный материал (предметные и сюжетны картины).
58. 3 неделя февраля «Морские, речные и аквариумные обитатели». Ударение в словах. Ударный слог. Слоговой анализ и синтез. Расширение и активизация словаря по теме «Морские, речные и аквариумные обитатели». Развитие грамматического строя: согласование имени существительного с числительными. Закрепление понятия «Ударный слог». Формировать и развивать навык определять ударную и безударную гласную в слове. Развитие слогового анализа и синтеза, мышление, зрительного и слухового внимания. Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания… альбом 4(стр-12-14), демонстрационный материал.
59. Ударение в словах. Ударный слог. Слоговой анализ и синтез. Закрепление навыка определять ударную и безударную гласную в словах со сложной слоговой структурой. Активизация словаря по теме «Морские, речные и аквариумные обитатели». Развитие словообразовательных навыков: притяжательные прилагательные. Развитие слогового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания. Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания… альбом 4(стр-15), демонстрационный материал.
60. Пересказ рассказа Е.А. Пермяк «Первая рыбка». Активизация словаря по теме. Обучение пересказу, соблюдая целостность, связность. Закрепление умения полно и развернуто отвечать на вопрос. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. «Первая рыбка» Е.А. Пермяк. Адаптированный текст.

61. 4 неделя февраля «Мамин праздник». Ударение в словах. Ударный слог. Слоговой анализ и синтез. Расширение и активизация словаря по теме «Мамин праздник». Закрепление навыка определять ударную и безударную гласную в словах со сложной слоговой структурой. Развитие слогового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания. Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.43) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
62. Ударение в словах. Ударный слог. Проверочная работа. Обобщение знаний о слоговой структуре слова, ударных и безударных гласных, правилах переноса слов на письме. Проверка уровня усвоения пройденных тем. Развития слогового анализа и синтеза, навыков самостоятельной устной и письменной работы. Е.В. Мазанова. «Учусь работать с текстом» (стр.44) Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
63. Составление рассказа по сюжетной картине: «Поздравляем маму». Актуализация словаря по теме «мамин праздник». Обучение составлению рассказа по сюжетной картине с использованием опорных слов. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Демонстрационный материал (предметные и сюжетны картины).
64. 1 неделя марта «Весна». Слова, обозначающие названия предметов. Расширение и уточнение словаря по теме: «Весенние приметы». Развитие навыка словоизменения: подбор однокоренных слов. Закрепление понятия имени существительного. Постановка вопроса «Кто? Что?» к словам. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр.24-25) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
65. Словоизменение и согласование имен существительных в предложении, тексте. Развитие навыка словоизменения и согласования существительных в предложении. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Расширение и уточнение словаря по теме: «Весенние приметы». Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр.26-27) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
66. Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна». Активизация словаря по теме «Весна». Обучение пересказу, соблюдая целостность, связность. Закрепление умения выделять главное, составлять план пересказа, полно и развернуто отвечать на вопрос. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. «Весна» Г.А.Скребицкий. Адаптированный текст. Демонстрационный материал (предметные и сюжетны картины).
67.
2 неделя марта «Комнатные растения». Словоизменение и согласование имен существительных в предложении, тексте. Расширение и уточнение словаря по теме: «Комнатные растения». Развитие навыка словоизменения и согласования существительных в предложении. Постановка вопросов «Кто? Что?» к словам. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр.28-30) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
68. Слова, обозначающие признак предмета. Формирование и закрепление понятия имени прилагательного. Постановка вопросов «Какой? Какая? Какое?» к словам. Расширение и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Закрепление согласования имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр.31-32) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
69. Составление повествовательного рассказа «Посадка цветка» по серии сюжетных картинок. Актуализация словаря по теме. Обучение составлению повествовательного рассказа по серии сюжетных картин. Распространение однородными членами предложения. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Демонстрационный материал (серия сюжетных картин).
70. 3 неделя марта «Дикие животные весной». Согласование и словоизменение имён прилагательных в предложении и тексте. Расширение и уточнение словаря по теме: «Растения и животные весной». Развитие словообразования: детёныши животных в единственном и множественном числе. Формирование понятия имени прилагательного. Постановка вопросов «Какой? Какая? Какое?» к словам. Закрепление согласования имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков. Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр.36-37) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
71. Согласование и словоизменение имён прилагательных в предложении и тексте. Закрепление понятия имени прилагательного, согласования имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование сравнительной степени прилагательных. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Активизация и уточнение словаря по теме по теме «Растения и животные весной». Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр.35-36) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
72. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». Актуализация словаря по теме «Животные». Обучение пересказу, соблюдая целостность, связность. Закрепление умения выделять главное, составлять план пересказа, полно и развернуто отвечать на вопрос. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Рассказ Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».
IV четверть
73. 1 неделя апреля «Весенние сельскохозяйственные работы». Согласование и словоизменение имён прилагательных в предложении и тексте. Расширение и уточнение словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». Закрепление понятия имени прилагательного, согласования имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр.34-35) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
74. Слова, обозначающие действие предмета. Формирование понятия глагола. Постановка вопроса «Что делает? Что делают?». Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Активизация и уточнение словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр.38-39) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
75. Составление рассказа «Весной в поле» по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом. Актуализация и активизация словаря. Обучение составлению рассказа по серии картинок с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте). Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Демонстрационный материал ( предметные и сюжетные картины).
76. 2 неделя апреля «Хлеб на нашем столе». Согласование и словоизменение глаголов в предложении и тексте. Расширение и уточнение словаря по теме «Хлеб». Развитие навыка словоизменения: подбор однокоренных слов. Закрепление понятия глаголов прошедшего и настоящего времени. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр.41-42) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
77. Согласование и словоизменение глаголов в предложении и тексте. Закрепление понятия глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Активизация и актуализация словаря по теме «Хлеб на нашем столе». Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр 40) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
78. Составление рассказа «Откуда хлеб к нам пришел» по серии сюжетных картин Активизация словаря по теме «Хлеб на нашем столе». Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи Демонстрационный материал ( предметные и сюжетные картины).
79. 3 неделя апреля «Космос». Предлоги В, НА, НАД в предложении и тексте. Расширение и уточнение словаря по теме «космос». Закрепление навыка построения предложений с простыми предлогами В, НА, НАД. Согласование слов в предложении. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы. Стр.15-16.
80. Предлоги К, ОТ в предложении и тексте. Закрепление навыка построения предложений с простыми предлогами К, ОТ. Согласование слов в предложении. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом Расширение и уточнение словаря по теме «Космос». Словоизменение: подбор однокоренных слов. Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы. Стр.17-18.
81. Пересказ адаптированного рассказа А. Леонов «Я выхожу в космос». Активизация словаря по теме «Космос». Обучение пересказу близко к тексту, с использованием плана. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. А. Леонов « Я выхожу в космос». Адаптированный текст.
82. 4 неделя апреля «Животные жарких стран» Предлоги В, ИЗ в предложении и тексте. Расширение и уточнение словаря по теме. Закрепление навыка построения предложений с простыми предлогами В, ИЗ. Согласование слов в предложении. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с текстом. Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания… альбом 4(стр-7-8), демонстрационный материал.
83.
Предлоги С, СО в предложении и тексте. Закрепление навыка построения предложений с простыми предлогами С, СО. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с деформированным текстом. Уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран». Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания… альбом 4(стр-9-10), демонстрационный материал.
84. Составления описательного рассказа о животном. Активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Обучение составлению описательного рассказа с опорой на картину и план. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Н.Э. Теремкова Логопедические дом. задания… альбом 4(стр-11), демонстрационный материал.
85. 1 неделя мая «Животные Полюса и Антарктиды». Предложение. Порядок слов в предложении. Расширение и уточнение словаря по теме. Закрепление понятия предложения. Развитие навыка построения вопросительных и повествовательных предложений, восстановление деформированного предложения, текста. Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр 10-11) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
86. Предложение. Порядок слов в предложении. Развитие навыка построения вопросительных и повествовательных предложений, восстановление деформированного предложения, текста. Актуализация и уточнение словаря по теме» Животные Полюса и Антарктиды». Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр 12-13) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
87. Составление описательного рассказа о животном Антарктиды. Активизация словаря по теме. Обучение составлению описательного рассказа с опорой на картинную схему. Развитие лексико-грамматических средств и выразительности речи, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, связной речи. Демонстрационный материал ( предметные и сюжетные картины, схема-план).
88. 2 неделя мая «Времена года. Лето». Знаки препинания в конце вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето»: летние месяцы, приметы. Употребление глаголов будущего времени в контексте предложения. Формирование правила ограничения предложения на письме при помощи заглавной буквы и знаков пунктуации. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с деформированным текстом. Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр14-15) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
89. Знаки препинания в конце предложений. Большая буква в именах собственных Употребление глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени в контексте предложения. Дифференциация написания большой буквы в именах собственных и начале предложения. Правила написания заглавной буквы в именах и фамилиях и кличках животных. Развитие языкового анализа и синтеза, мышления, зрительного и слухового внимания, моторных навыков, навыков работы с деформированным текстом. Активизация и уточнение словаря по теме «Времена года. Лето». Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр 16-17) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
90. Итоговое занятие. Проверочная работа (Диктант). Обобщение знаний о предложении, правилах выделения знаками препинания на письме, согласовании слов и использовании предлогов. Проверка уровня усвоения пройденных тем, навыков языкового анализа и синтеза, самостоятельной устной и письменной работы. Е.В. Мазанова. «Учусь работать со словом » (стр 20,23) Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.
3-4 неделя мая Итоговая диагностика. Обследование речи по методике Т.А. Фотековой. Определение уровня успешности речевого развития и эффективности коррекционно-развивающей программы на основе анализа динамики овладения письменной и устной речью. Методика обследования речи Фотековой.