Рабочая программа по учебному курсу биология для учащегося, обучающегося на дому


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Левобережного района г. Воронежа.
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________Е.А. Панина
Протокол №1от
«» .2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР МОУ СОШ №2
_____________ Н.П. Авилова
«» . 2015 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
_____________Ю.Н. Гостилов
Приказ от «» 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Носовой Е. В.
I квалификационная категория
по учебному курсу
«Биология»
8 класс
(на дому)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2014г. по предмету «Биология», программы курса «Человек и его здоровье» Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.


2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу биологии 8 класса для ребёнка, обучающегося на дому, разработана на основе примерной программы курса «Человек и его здоровье» для общеобразовательных учреждений (М.: Вентана - Граф, 2011). Использовала планирование Н.Ф.Бодровой.
Рабочая программа по биологии опирается на учебник – А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана – Граф. 2010.И рассчитана 1 ч в неделю.
Формы промежуточной аттестации: устные ответы, Лабораторные и практические работы (7):Исследование рефлекторных реакций человека
Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета.
Определение правильности осанки.
Определение частоты сердечных
Знакомство с приёмами остановки кровотечений
Знакомство с приёмами искусственного дыхания и непрямого массажа сердца
Действие ферментов слюны на крахмал
Содержательная основа программ - биоцентризм и полицентризм в раскрытии живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей
Цель программ:
Развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Обучающие цели:
усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов;
формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
развитие знаний об основных методах биологической науки;
овладением умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, поводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия.
духовно – нравственное воспитание
При составлении рабочей программы использован учебно – методический комплект.
Программа. Человек и его здоровье. 8 класс. - А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, 2010
Учебник. А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана – Граф. 2010.г
Книга для учителя. Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». 8 класс.2002
Календарно – тематическое планирование составлено согласно количеству часов, отведённых для обучаемого на дому в течение года, 1 раз в неделю. Соответственно спланированы темы уроков, лабораторные и практические работы. Учитывалось состояние здоровья ребёнка и практическая значимость лабораторных работ
Формы контроля: лабораторные и практические работы, тестирование, вопросы значимые в жизни.
Учебно – тематический план
Название темы Количество часов Лабораторные и практические работы
Введение 1 Тема 1. Общий обзор строения организма человека 3 Тема 2 Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма 6 1
Тема 3. Опорно – двигательная система 3 2
Тема 4. Внутренняя среда организма 2 Тема 5. Кровообращение. Лимфообращение. 3 2
Тема 6 Дыхание 2 1
Тема 7 Пищеварение 2 1
Тема 8. Обмен веществ и энергии 1 Тема 9 Выделение 1 Тема10. Кожа 1 Тема 11.Воспроизведение и развитие человека 2 Тема 12. Органы чувств 1 Тема 13. Поведение и психика 3 Тема 14. Человек и окружающая среда 3 Требования к уровню подготовки учащегося
Учащийся должны знать:
основные признаки человека, клеток человеческого организма;
сущность обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости;Учащийся должен уметь:
объяснять роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявление иммунитета, роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
оценивать воздействие факторов окр. среды, факторов риска на здоровье;
использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний; оказания первой помощи при простудных заболеваний, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Календарно – тематическое планирование
№ урока Дата Тема урока Тип урока Вид контроля
по плану фактически Введение (1ч)
1 4.09 Науки о человеке и их значение ИНМ Тема 1. Общий обзор строения организма человека (3час)
2
3
4 11.09
18.09
25.09 Клетка
Ткани.
Органы. Системы органов Тема 2 Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма (6 ч)
5
6 2.10
9.10 Нервная система: строение, функции, принцип деятельности
Л.Р.Исследование рефлекторных реакций человека.
Безусловные и условные рефлексы ИНМ
7
8 16.10
23.10 Спинной мозг.
Головной мозг К
тест
9 30.10 Вегетативная нервная система ИНМ 10
13.11
Эндокринная система, строение и функции
К
К Тема 3. Опорно – двигательная система (3 часа)
11
20.11 Общий план строения и функции опорно – двигательной системы.
Строение скелета человека ИНМ
12 27.11 Первая помощь при повреждениях скелета. П.Р. Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета. К П.Р.
13 4.12
Строение и функции мышц. Их работа
Развитие опорно – двигательной системы Л.Р. Определение правильности осанки.
К
Л.Р.
Тема 4. Внутренняя среда организма (2часа)
14 11.12 Внутренняя среда организма. Состав и функции крови ИНМ 15 18.12 Иммунитет
Заболевания крови, нарушение деятельности иммунной системы. Лечение и профилактика К
Тема 5. Кровообращение. Лимфообращение.(3 ч.)
16 25.12 Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции К 1 15.01 Строение и работа сердца
Движение крови в организме Л. Р. Определение частоты сердечных К Л.Р.
2 22.01 Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. П.Р. Знакомство с приёмами остановки кровотечений К П.Р.
Тема 6 Дыхание (2 часа)
3 29.01. Строение и функции дыхательной системы
Газообмен в лёгких и тканях
Дыхательные движения К 4 05.02 Болезни органов дыхания и их предупреждение
Меры первой помощи при поражении органов дыхания. П.Р., Знакомство с приёмами искусственного дыхания и непрямого массажа сердца К П.Р.
Тема 7.Пищеварение (2 часа)
5 12.02. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Гигиена зубов. П.Р.Действие ферментов слюны на крахмал К Л.Р.
6 19.02 Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. К Тема 8. Обмен веществ и энергии (1 час)
7 26.02 Обмен веществ и энергии.
Нормы питания.
Витамины ИНМ
Тема 9 Выделение.(1час)
8 4.03. Строение и функции почек
Предупреждение заболеваний почек. ИНМ Тема10. Кожа (1 час)
9 11.03 Строение и функции кожи
Нарушение кожных покровов.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. ИНМ Тема 11.Воспроизведение и развитие человека (2часа)
10 18.03 Размножение. Половая система человека Урологические, гинекологические и венерические заболевания и их профилактика. ИНМ 11 8.04 Эмбриональное развитие человека
Постэмбриональное развитие человека К Тема 12. Органы чувств (1 час)
12 15.04 Анализаторы. ИНМ Тема 13. Поведение и психика (3часов)
13 22.04 Врождённые и приобретённые формы поведения
Закономерности работы головного мозга ИНМ 14 29.04 Особенности высшей нервной деятельности человека
Память и её виды К 15 6.05 Биологические ритмы.
К
Тема 14. Человек и окружающая среда (3 часа)
16-17 13-20.05 Человек как биологический и
социальный вид. Личность и её свойства ИНМ 18 27.05 Здоровый образ жизни.
Деятельность человека – глобальный экологический фактор. К Учебно – методическое обеспечение и литература
Программа. Человек и его здоровье. 8 класс. - А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, 2010
Учебник. А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана – Граф. 2010.г
Книга для учителя. Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». 8 класс
Основная.
Воронин Л.Г. , Маш Р.Д..Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии, гигиене. Кн.для учителя. – М.:Просвещение,1983.
Маш Р.Д..Человек и е6го здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9(8) кл. общеобраз. Учреждений – Мнемозина, 2000г.
Резанова Е.А., Антонова И.П. Резанов А.А.. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах.- М.:Издат-школа,1999г.
Дополнительная.
Батуев А.С., Соколова. Л.В., Левитин М,Г, Человек: Основы физиологии и психологии: учебн. Для 9 кл – М.: Дрофа 1998
Зверев И.Д.. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. средн. Шк. –М.: Просвещение 1989
Рохлов в.С.. Школьный практикум. Биология. Человек 9 класс – М.: Дрофа,1998
Сухова Т.С. Тесты по биологии 6-11 кл.: учебно- метод. Пособие.- М.: Дрофа, 2000
Цузмер А.М., Петришина О.Л.. Биология: Человек и его здоровье- М. Просвещение, 2000