Рабочая программа «Здесь вдохновений начало, здесь наших песен исток»


Рабочая программа
по музыкальному краеведению
«ЗДЕСЬ ВДОХНОВЕНИЙ НАЧАЛО, ЗДЕСЬ НАШИХ ПЕСЕН ИСТОК»
разработана учителем музыки
МКОУ СОШ №10
г. Россоши Воронежской области
Артемьевой Людмилой Николаевной.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории — основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества. Культура как растение:
у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно,
чтобы рост начинался именно с корней.
Д. С. Лихачев
Актуальность изучения культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена потребностью обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Именно традиционные ценности культуры могут явиться основой духовно-нравственного воспитания современного школьника.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089;
Фундаментальное ядро содержания общего образования, Москва, Просвещение 2011г.;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на 2008-2015г.г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Данная рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта и реализует следующие содержательные единицы стандарта: «панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре; конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований; знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования».
Целью изучения курса «Здесь вдохновений начало, здесь наших песен исток» является формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества, воспитание интереса и бережного отношения к ней, приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирование патриотизма.
Задачи
расширить знания учащихся о музыкальной культуре родного края, культурных традициях и обычаях местных жителей;
способствовать формированию познавательной и нравственной культуры учащихся;
способствовать формированию национального самосознания, воспитанию любви и интереса к музыкальной культуре родного края;
способствовать развитию навыков исследовательской деятельности;
способствовать активному участию школьников в культурной жизни региона.
Программа курса предлагается учащимся 8 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру. Данный курс продолжает формировать навыки работы старшеклассников с дополнительной информацией и усиливает межпредметную интеграцию истории, ИЗО, МХК, краеведения, музыки, литературы. Программа может быть использована в работе школьных музеев, творческих объединений.
Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов.
Реализация данной программы опирается на следующие методы художественного образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
Основные принципы программы
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества и мировой культуры, воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, и особенностями, присущими традициям региона).
Научность (изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в отечественной науке, в источниковедении). Благодаря опоре на источники при освещении событий прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие Родины и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Методы, способствующие организации деятельности учащихся:
словесный;
наглядный;
практический;
поисково-исследовательский.
Наглядный метод  используется во время
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в школьный музей, в районный историко-краеведческий музей и др.;
наблюдений;
показа кинофильмов, презентаций, виртуальных экскурсий;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
чтения стихотворений;
бесед с элементами диалога, обобщения;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр;
загадывания загадок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
проведения экскурсии;
чтения литературных произведений и беседы с родителями.
Практический метод используется при проведении
традиционной игры;
постановке сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
экскурсий различной направленности;
организации вечеров с родителями, для родителей и детей.
Поисково-исследовательский предусматривает организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. Этот метод базируется на усвоенных учащимися умениях и навыках, предъявляет больше требований к самостоятельной работе. Используется:
при самостоятельном анализе исторического источника;
при поиске информации с использованием различных средств информации (исторические источники, устные свидетельства, интернет, аудио-, видео-, телеинформация);
при создании собственных творческих текстов, исследовательских работ, проектов, музейных коллекций.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ художественных произведений, викторины, защита исследовательских проектов.
Учебно-тематический план
№ п/пНазвание раздела Кол-во часов
Теоретическое обучение Творческая, проектная деятельность
1 Музыкальное наследие воронежского края
9 2 Здесь наших песен начало, здесь наших песен исток
6 2
Итого 17
Календарно - тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Содержание Материал урока Примечание
Музыкальное наследие воронежского края
1 Воронеж музыкальный.
Урок-путешествие, прошлое и настоящее. 1 Истоки музыкальных традиций в Воронежском крае. Ведение изучения русской церковной музыки в Воронежской духовной семинарии. Организация и проведение литературно-музыкальных вечеров.
Значение открытия в 1787г. Театра для развития музыкального искусства в крае.
Открытие Русского Музыкального Общества. Издательская деятельность музыкального магазина с 1884года.
Открытие музыкальной школы и музыкального училища.*1[стр.318-319]
Викторина «Знаете ли вы музыкальные традиции Воронежа?» Распределение тем проектов, формирование рабочих групп по проектам.
2 Фольклорные традиции Воронежа 1 Музыкальный фольклор Воронежа - драгоценное наследие нашего прошлого. Отражение жизни Воронежа и образов воронежцев в народных песнях и сказках
Собиратели воронежского музыкального фольклора. Выдающиеся воронежские сказочницы (А.К.Барышникова, А.Н.Королькова)*1
[ стр.155-163]
Календарно-обрядовые песни – колядки, авсени, щедровки, меланки, христославия, веснянки, троицкие, купальские, жнивные песни. Сказка «Иван-болтун»
Колядки.
Музыкальные произведения в исполнении фольклорного ансамбля «Воля»,
Екатерины Молодцовой3 Народные обряды и праздники 1 Культ поклонения солнцу. Летоисчисление и начало Нового года. Зимние святки. Рождество. Крещение. Масленица. Троица. Ивана Купала. Свадебный обряд.*1
[ стр.168-191] Калейдоскоп обычаев (устные сообщения). Инсценирование«Рождественские колядки». Народная игра «Коза-дереза» 4 Воронеж песенный 1 М.Е Пятницкий – великий песенник Воронежского края. Воронежский государственный русский народный хор.
К.И.Массалитинов – талантливый композитор-песенник, собиратель и пропагандист фольклора. Фестиваль хорового искусства «Поющий Воронеж».
Мужской хор «Русь православная» (худ.рук. Т.М.Ижогина)Картина Г.А.Гончарова «На родине Пятницкого».
Презентация.
Музыкальные произведения в исполнении Воронежского государственного русского народного хора, Мужского хора «Русь православная» 5 Лучшая частушечница России 1 Характерные особенности русской частушки: шуточный или сатирический характер, простота и повторение музыкальных фраз; использование зачинов и припевов; применение параллелизмов, образов-символов, интересных рифм и.т.д. Всенародная любовь к жанру частушки.
Значение М.Н.Мордасовой для развития фольклорного жанра частушки.
Творческий проект «Сочини воронежскую частушку».
«Барыня-рассыпуха»
Фрагменты биографии певицы в хронологической последовательности.
Игра « Сочини частушку».
6 «Воронежские девчата» 1 Рождение и творческая жизнь прославленного коллектива Музыкальные произведения в исполнении ансамбля «Воронежские девчата» 7 Воронежский симфонический оркестр и знаменитые воронежские дирижеры 1 Создание академического симфонического оркестра. Основные этапы становления оркестра. Интересные проекты и музыкальные программы коллектива. Дирижеры, руководившие симфоническим оркестром в разные годы.
Нововведения симфонического оркестра (конференции слушателей, концерты по заявкам, декады музыки и т.д.) Музыкальные произведения в исполнении академического оркестра
8 М.Л.Растропович – почетный гражданин города Воронежа 1 Династия выдающихся музыкантов. Активное участие в музыкальной жизни города. Музыкальные произведения в исполнении 9 Обобщающий урок 2 «Музыкальная гостиная» на тему: «Творческие портреты музыкантов Воронежской земли». Музыка по выбору учащихся Здесь наших песен начало, здесь наших песен исток
10 Поэты-песенники земли россошанской 1 Жизнь и творчество Раисы Дерикот, Алексея Шаповалова *11 использование краеведческого материала, презентации 11 Алексей Дубровин 1 Этапы творческой деятельности, мастерство исполнителя и композитора, творческие достижения. Обзор альбома «Моя Россошь -мое вдохновение», песня «Вишневый край» 12 Юрий Иващенко 1 Знакомство с жизнью и творчеством*13 Обзор сборника «Донские волны», песня по выбору уч-ся 13 «Россичи» 1 История создания ансамбля. Участие в международных конкурсах. Роль в развитии культуры Россошанского района.*14 14 Багатица 1 История создания ансамбля. Участие в международных конкурсах. Роль в развитии культуры Россошанского района. *12 15 Обзор современной культурной жизни Россоши 1 Культурное наследие земли россошанской на современном этапе: фестивали
Составление афиши «Культурная жизнь современной Россоши». 16-17 Мир, в котором я живу.
Итоговый урок 2 Представление и защита проектов.
Музыка по выбору учащихся Итого 17
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов культуры Россошанского района;
знать направления современной культурной жизни Россоши;
иметь представление о культурных традициях Воронежской области прошлого и современности;
знать творчество музыкальных коллективов, музыкантов, прославивших своим искусством Россошанскую землю;
основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в Воронежской области в различные исторические периоды;
памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;
виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших область, район.
уметь:
эмоционально-образно воспринимать и переживать эмоционально-смысловое содержание произведения искусства;
анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
выражать свои личные впечатления в форме устных выступлений и высказываний;
использовать приобретенные знания и умения для осознанного формирования собственной культурной среды;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
ЛИТЕРАТУРА
Люби и знай родной край. Учебное пособие. Воронеж 2008
Историко – культурное краеведение. М.И.Баранникова. Воронеж 2012
Россошь земли родной начало. А.Я.Морозов. Тула 2004
Декоративно – прикладное искусство Воронежского края. Е.Н.Губанова. Воронеж2003
Россошь. Визитная карточка. Воронеж 2009
Воронеж. Культура и искусство. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж-2006
«Донские волны» Иващенко Ю.А. Воронеж 2011
Газета «За изобилие»:
ст. «Художник искренний и вдохновенный», №7 от 6октября 2000г.
ст. «С любовью по жизни», №135 от 2 октября 2010г.
ст. «Полет над землей», «33 от 21.03.2010г.
ст. «Рождественские звезды», №9 от 26.01.2011г.
ст. «Калитва Юрия Иващенко» №106 от 10.08.2011г.
ст. «Покорился россошанцам» №82 от 14.06.2012г.
ст. «Моя Россошь – мое вдохновение» №141 от 28.10.2010г.
ст. «Батька Дон собирает друзей» №107 от 15.08.2010г.
ст. «Калитвянский причал, где сердца наши вместе» №93 от 15.07.2010г.
Газета «Ленинская искра» №9 от 19.01.1962г.
Газета «Химик Придонья» ст. «Творчеству нужна свобода» от 11.11.2005г.
Газета «Провинция Россошь» №11 от 25.10.1997г.
http://ru.wikipedia