Презентация Культура Курского края в 17 веке


Культура Курского края в 17 веке. Подготовила учитель истории Синяева Марина Алексеевна. След средневековья и «бунташного»XVII века в курской духовной культуре. Образцом деревянного зодчества служила церковь Спаса-на-Бору в Рыльске, построенная в шатровом стиле. Широко распространившийся всего за одно столетие стиль был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в 1653г., как не соответствующий чину. Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма. Николаевский монастырь в Рыльске занимает значительное место в культурной истории Курского края.Время появления монастыря не установлено, но на одной из икон имеется надпись -1462 год Свято-Никольский монастырь г.Рыльска. Символ Курска – Знаменский собор Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Сооружение монастыря связано с героической обороной города в 1612 году от польско-литовских интервентов.Город был захвачен и разорен, уцелела только крепость, защитники которой мужественно отбивали нападения неприятеля. Помощь Божьей Матери , как повествует легенда, не оставила города Курска, хотя сама икона «Знамение» находилась в это время в Москве.В благодарность за избавление жители Курска дали обет построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нём чудотворную икону «Знамения». Вид собора в 1898 году Современный вид собора. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича за счёт царской казны была отстроена церковь во имя «Знамения» Курской иконы Божией Матери. Были построены две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Михаила Маленина (ангела царя Михаила Романова), с приделом в честь святых Зосимы и Савватия, построены кельи для 40 иноков монастыря.По особому прошению курских жителей царь Михаил Федорович повелел возвратить в 1615 году чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить икону в Курском соборном храме. Автор: anonimous - http://personal.primorye.ru/iag/, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7461607 Дата появления: 1295 год Иконографический тип: Оранта Местонахождение: Нью-Йорк, США Дата празднования 8 марта (21 марта)9-я пятница по Пасхе8 сентября (21 сентября)27 ноября (10 декабря) Культурные ценности 17 века. В центре города (за современным Домом книги) архитектором Карнилом Брагиным были возведены стены Божедомского монастыря (ныне не сохранился). Недалеко был построен Свято-Троицкий девичий монастырь.В 19 веке старинная церковь «Знамения» была разобрана из-за ветхости и на её месте построен величественный собор , освященный в 1826 году.Среди культурных ценностей 17 века известен Большой Синодик – рукопись на 400 листах. В неё были внесены знаменитые люди курского края и простолюдины, несколько крестов с мощами святых и чудотворцев, расшитые жемчугом оплечья риз и плащаниц (покрова икон), принадлежащие Знаменскому собору. В нём также хранилась и пелена к чудотворной иконе, вышитая собственноручно Ириной (Годуновой), женой царя Федора Иоанновича. Красный атлас был расшит золотом, серебром, жемчугом. Коренная пустынь. Наибольшую известность , помимо Курского Знаменского монастыря , в России приобретает Коренная Рождества Богородицы пустынь, основанная в 16 веке. В 17 веке монастырь Коренная пустынь был ещё деревянным. Ежегодно в пятницу девятой недели после празднования Пасхи икона «Знамение» торжественно крестным ходом переносилась из Курского Знаменского собора на место её явления в Коренную пустынь, где она оставалась до 12 сентября, а 13 сентября икона торжественно возвращалась в Курск. Крестный ход в Курской губернии. Илья Репин. Коренная пустынь Автор: Клеткин - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35897717 Иконописание в Курском крае. Иконописание имеет свои традиции в глубине веков, но развивается именно в 17 веке. Некоторые краеведы высказывают предположение, что икона «Знамени» Божией Матери – курского письма. Курских мастеров приглашали и в Киев. Для росписи Успенского собора был зван курский мастер Макар Григорьев. Известен с 17 века и род «богомазов» Шуклиных. Курские иконы доходили до Болгарии и Сербии. Центром иконописи считается село Борисовка Грайворонского уезда, владение Бориса Петровича Шереметева. «Книга Большого Чертежа» В истории российской культуры выделяется имя Афанасия Ивановича Мезенцева, работавшего в разрядном приказе над новыми картами Московского царства. Он один из авторов «Книги Большого Чертежа» –выдающегося памятника российской культуры 17 века. В 1627 году он составил карту Московского царства, дополнив ее картами Орловского, Белгородского и Курского краёв. Книга Большому Чертежу. Царствующей град Москва стоит на реке на Москве на левом берегу. А в реку в Москву, с вышней стороны города Кремля, пала речка Неглинна, течет сквозь Белой город; а ниже Белаго города в реку Москву пала речка Яуза. А река Москва вытекла по Вяземской дороге за Можайском верст с 30 и больше. А от царствующего града Москвы дорогою до Можайска 90 верст, а город Можаеск стоит на реке на Москве на правом берегу. На реке ж на Москве, ниже Можайска 50 верст, а от Москвы 40 верст, на левом берегу Звенигород. А от Можайска до Вязьмы 80 верст, а город Вязьма стоит на реке на Вязьме на левом берегу. Автор: User:Kolossos - own work (related to the stiching), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3159736 Сильвестр Медведев и Карион Истомин. В российской библиографической науке осталось имя её основателя, курянина Симеона Агафонниковича Медведева.Он родился в многодетной семье с. Новосёловка Щигровского уезда в 1641 году. Однако, отец сумел дать ему образование. В 16 лет он был принят писарем в Курскую Губную избу( уголовный суд) затем переведен в Москву, в Канцелярию Тайных дел.Его главный научный труд «Оглавления книг, кто их сложил» – первый образец библиографии на Руси. Известны другие его произведения:церковные торжественные песнопения, посвященные Сергию Радонежскому, эпитафия Симеону Полоцкому. Он был знаком со многими знатными людьми: боярином-библиофилом Ординым-Нащокиным, князем В.Голициным, ему покровительствовала царевна Софья. Карион Истомин – сын курского подьячего, земляк и друг Сильвестра. Вместе они работали над изданием «Апостола первопечатника И.Фёдорова». Истоминым написано «Созерцание краткое лет 1681-1682», Карион Истомин подготовил первый иллюстрированный букварь , был сторонником обучения девочек. Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно является Карион Истомин – известный деятель русского просвещения, талантливый педагог, просветитель.  6