Урок литературного чтения по теме: М.Пришвин. Моя Родина.

Урок литературного чтения
Тема: М.Пришвин. Моя Родина.
Цели: 1. Вводить в круг чтения произведение М.М.Пришвина «Моя Родина»; знакомить с понятием «Очерк»
2. Развивать навык осознанного, правильного чтения, монологическую речь, мышление.
3. Воспитывать правильное отношение к природе, осуществлять патриотическое воспитание учащихся.
Ход:
I. Оргмомент
Психологическая установка на урок
Готовы вы к уроку? (да) На вас надеюсь я друзья. Вы хороший дружный класс, Всё получится у вас!
- Садитесь, пожалуйста.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Ребята, поприветствуйте гостей.
- С чего мы начинаем урок чтения?
- Для чего нужна разминка речевого аппарата?
II. Разминка речевого аппарата.
Работа над скороговоркой.(записана на доске)
На тропинке крапивка,  на крапивке крупинка.
- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.
III. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были подготовить аннотацию и рисунок к произведению В.Драгунского «Девочка на шаре». Сдайте свои работы. Отметки я объявлю позже.
IV . Целеполагание.
Чтобы знать тему урока - прочитайте внимательно ряд фамилий, записанных на доске.
- Что объединяет некоторые фамилии и чья фамилия лишняя?
- Кто догадался?
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведением Михаила Михайловича Пришвин. Итогом нашего урока будет ваше правильное, осознанное чтение произведения.
V. Изучение нового материала.
Вспомните, что вы знаете о М.М.Пришвине. (писал о природе)
Вводное слово учителя. (вешаю портрет на доску)
- Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественно научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Откройте учебник на странице 118.
Прочитайте заголовок произведения.
- Как вы понимаете слово Родина?
Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. (Прикрепляю на доску лексическое значение слова). Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.
“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.
Итак, произведение называется «Моя Родина».
- Как вы думаете, о чём оно? (Свободные высказывания учащихся.)
- Начнем знакомство. Ваша задача: прочитать, представить картину, которую описывает в произведении писатель.
Самостоятельное чтение текста.
- Правильны ли были ваши предположения?
- Какую картину вы представили?
- Встретились ли вам в произведении слова или выражения, которые для вас непонятны?
Словарная работа.
- Обратим внимание на некоторые выражения и попробуем их объяснить.
Кладовая – это место где хранят запасы.
По мнению Пришвина природа и есть та кладовая, которая хранит сокровища жизни. То, что так необходимо человеку для жизни.
Сокровища- 1) драгоценность, дорогая вещь. 2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом. 3) ценности духовной и материальной культуры

Перед дальнейшим чтением отдохнём. Встаньте, вы уже устали сидеть.
Физминутка .
Туман повис клоками  в саду и во дворе.  Поймать туман руками  решил я на заре.  Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал.  Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал.  Висит туман над речкой и дышит как живой,  Как белая овечка с кудрявой головой. И маленькие рожки на этой голове.  Но поутру остались лишь капли на траве...
VI Анализ произведения.
Моделирование.
- Мы продолжим работу с произведением.
- Какое по жанру произведение? Докажите.
Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:
 «Очерк – это небольшой  документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д Краткое описание жизненных событий».(вешаю на доску определение) Очерк обозначается квадратом.
- Сделайте модель к данному произведению.
Проверка. Показ моделей.
Продолжаем нашу работу.
-С кого начиналась Родина для маленького Пришвина? (с матери) Выполним задания к очерку. С.119-120 задания 1, 2, 4, 5
- Какую привычку у Пришвина воспитала его мать? Прочитайте.
- Объясните, почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца.
- Что писатель называл «кладовой солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.)
- Какие «сокровища жизни» надо охранять? («Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.)
- «Охранять природу - значит охранять Родину». Как вы понимаете эти слова?
Выполним задания в тетради. Т.с.81 № 1, 2 (Вставить пропущенные слова)
Вернёмся к очерку.
- найдите обращение к детям. Прочитайте его, подготовьтесь прочитать выразительно. Не забывайте о паузах, логических ударениях и интонации конца.
Выразительное чтение последних двух абзацев, оценивание 2-3-х человек.
Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?
(«Охранять природу - значит охранять Родину»)
-Ребята, сейчас в очерке мы познакомились с авторской позицией. А теперь у вас есть возможность выразить своими словами свою позицию, свое представление о своей родине.
-Как по- вашему, с чего начинается РОДИНА?
Я предлагаю вашему вниманию ролик о нашей родине.
Ролик.
Если вас заинтересовала история нашего края, района или посёлка , животный и растительный мир, то обратитесь к выставке книг, которую приготовила специально для вас наша заведующая библиотекой - Кузнецова А.М.
VII Рефлексия
- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.
Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.
1) Одно сущ., главное понятие темы.
2) Два прил., описание темы
3) Три глагола, суть событий
4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.
5) Одно сущ., синоним темы.
Чтение синквейнов. Выбор лучших, оценивание.
VIII Домашнее задание. С.120 № 6 наизусть 2 последних абзаца.
IX ИТОГ.
-Что вам запомнилось?
-Какую пользу для себя вы получили от этого урока? Какие знания с урока вам могут пригодиться в дальнейшем?
-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.
Каждый из нас  любит свою Родину. Поэт создаёт образ Родины с помощью слова, композитор  - с помощью звуков,  художник использует краски и кисть, чтобы передать нам всю красоту, увиденную им. И всё это великий труд, приносящий радость.


15